Лекция-концерт "Русские народные хороводы и пляски"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель урока: познакомить детей с русскими народными обрядами, хороводами и плясками, приобщить детей к родной русской культуре.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить детей с народными обрядами во время празднования Ивана Купалы;
    • закрепить знания о народных танцевальных жанрах;
    • научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов.
  • Воспитательные:
    • приобщить детей к родной русской культуре;
    • прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
    • воспитывать музыкальную культуру учащихся, потребность выражать свои мысли в движениях под музыку.
  • Развивающие:
    • развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске;
    • развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;
    • развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения. 

План урока:

1. Вход детей в класс под русскую народную мелодию.
2. Рассказ о древних русских обрядах на празднике Ивана Купалы.
3. Народные заклички.
4. Народные загадки о символах праздника Ивана Купалы.
5. Хороводная песня «Купаленька» (запись)
6. Основная часть. Рассказ о видах плясок и хороводов, о их значении в жизни русского народа.
        а) Хороводная песня «Во поле берёза стояла»
        б) Игровой хоровод «Дедушка сысой»
        в) «На горе то калина»
        г) Круговые и не круговые хороводы. «Плетень»
        д) Плясовой элемент «Присядка»
        е) Русская народная пляска «Полянка»
        ж) Плясовой наигрыш «Ах вы сени» Исполнение детей на народных инструментах.
7. Заключение урока. Подведение итогов.

При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика хореографического отделения. Дети познакомились с видами хороводов и плясок, с некоторыми танцевальными элементами, сами исполняли некоторые заклички, хороводы, игры, пляски, играли на народных инструментах, слушали в записи исполнение народных хороводных песен и наигрышей. Все этапы урока были логически выстроены, взаимосвязаны и дополняли друг друга.

Учащиеся второго класса хореографического отделения, с которыми проводился урок, с большим удовольствием принимали активное участие в разучивании и исполнении хороводов песен и игр, старались внимательно слушать и выполнять все задания.

ХОД УРОКА

Девочки в русских сарафанах с цветными лентами на головах, мальчики в подпоясанных рубахах-косоворотках, под русскую мелодию («Березка», звукозапись) заходят в класс, кланяются по-русски гостям и садятся на  скамейки, расставленные полукругом.

Ведущая: Сегодня у нас особый урок, урок-концерт. Пусть за окном трещит мороз, а мы поговорим о летнем, старинном обрядовом празднике – Иван Купала, который древние славяне праздновали 7 июля, в день летнего солнцестояния. В православном христианском календаре – это день рождения Иоанна  Предтечи. Июль – макушка лета, время созревания хлебов. В июле начинают косить и заготавливать сено для скота, поэтому одно из названий месяца – сенозарник. Об июле в народе говорили:

  • «Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати лечь;»
  • «В июле на дворе пусто, да в поле густо;»
  • «Не топор кормит мужика, а июльская работа».
  • «Плясала б баба плясала, да макушка лета настала».

В день летнего солнцеворота солнце делает поворот на зиму, стоят самый длинный день в году и самая короткая ночь. По древнему поверью, солнце сбивается с пути-дороги,  и ясноокая дева Заря является ему на подмогу. Она не только ведёт его по небесной дороге, но и умывает росой с напоенных летними благоуханиями лугов. Поэтому на утренней заре купались крестьяне в росе, обливались водой, считая, что вода в этот день имеет особую очистительную силу.
Для труженика, земледельца день летнего солнцеворота был временем, когда природа раскрывала ему свои жизненные силы и естественные сокровища земли. После тяжелой работы в поле, вечером древние славяне славили светлое, тёплое время года. Дети и взрослые обращались к солнцу и дождю в коротких закличках, состоящих из двух-трёх звуков:

 «Солнышко, выгляни, красное, высвети
к нам на нивку иди ладить косы и серпы»;
«Дождик, дождик, посильней,
разгони моих гусей
мои гуси дома,
не боятся грома»

(Исполняются заклички  хором, всеми детьми) 

Имитируя движение солнца по небосклону, древние славяне смолили колеса телег и скатывали их с берега реки в воду, как только последний луч  солнца исчезал за горизонтом. По традиции в ночь на Ивана Купалу разжигались огромные костры, вокруг которых устраивались игры, песни и хороводы. На Руси для возжжения купальского костра брался «живой огонь», который добывали почетные старики путем трения дерево об дерево. Пока продолжалась эта работа, все должны были стоять и молчать.

Огонь был символическим воплощением могущественного солнца и почитание его  в обрядах, поклонение ему должны были усилить плодородие земли и созревание плодов. Как только вспыхивал огонь, вся толпа оживлялась и запевала радостные песни. Девицы в праздничных нарядах, опоясанные душистыми травами, с цветочными венками на головах и холостые парни схватывались попарно за руки и прыгали через костёр. Судя по удачному или неловкому прыжку, им предсказывали счастье или беду. Прыганье через костёр считали избавлением от болезней, а матери кидали в огонь рубашки с больных детей, чтобы сгорели и все болезни. Чтобы скотина не болела и коровы давали больше молока, принято было перегонять стада через Ивановские костры.

(Раздаются детям карточки с загадками)

– Посмотрите, ребята, у вас на карточках народные загадки о символах праздника Ивана Купалы, ну-ка найдите загадки об огне:

Дети читают загадки:

  • «В камне спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел»
  • «Красный кочеток по жердочке бежит»
  • «Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все любят меня, и все губят меня».

Напрыгавшись через костер, девушки пускали свои венки в воду, прикрепив к ним зажженные свечи, и по ним загадывали свою судьбу. Этот обряд обязательно сопровождался пением и хороводами. Вот послушайте одну из таких старинных песен.

Звучит песня  «Купаленька» в записи.

Молодые парни, подростки и дети в это время устраивали шумные, веселые игры, потасовки, бег на перегонки и обязательно играли в горелки.
Ивана Купалу называли «чистоплотным» от того, что на заре этого дня было принято умываться собранной росой, а также париться в бане, купаться в реках, озерах и прудах. Повсеместно был распространен обычай обливания друг друга водой.

– Ребята, найдите на ваших карточках загадки о воде.

Дети читаю загадки:

  • «Два братца в воду глядятся – век не сойдутся»

  • «Один говорит: побежим, побежим,
    Другой говорит: постоим, постоим,
    Третий говорит: пошатаемся, пошатаемся»;

  • «Шел долговяз, в сыру землю увяз»;

  • «На землю падает, от земли не отлетает»,

  • «Заря-зорянка, ключи потеряла, месяц пошел – не нашел, солнце взошло – ключи нашло».

Россияне не только сами купались, но и купали больных лошадей. Роса, выпадающая в купальскую ночь, обладает живительными и целебными свойствами, и от неё становятся целебными и полевые цветы и травы.
Молодежь с восходом солнца  шла в поле собирать эти травы: купаленьку, медвежье ушко, богатеньку, разрыв-траву. Их клали в изголовье и загадывали на свою судьбу, так как в ночь на Купалу предполагали, что сны бывают вещими.  Обязательно рвали и полынь, считая, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили при себе, вплетали в венки, втыкали в стены домов, ставили у дверей как «обереги» от ведьмы и всякой нечистой силы.
Не мало легенд и приданий о цветущем папоротнике, под которым согласно поверьям должен находится клад. Огонь и вода соединились в цветке Иван-да-марья, о котором сказывают, будто сестра и брат близнецы полюбили друг друга и навсегда остались вместе. Травы и цветы,  собранные на Иван Купалу называют «святоянским зельем», сохраняют в семьях как святыню, окуривают ими больных, во время грозы бросают в затопленную печь, чтобы предохранить дом от молнии.
В Муромском уезде делали из соломы куклу – Кострому  (Купаленьку или Ярило), наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями несли на берег реки, где собравшаяся толпа разделялась на две группы: одна защищала куклу, другая – нападала, стараясь овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье, солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побежденные защитники предавались неутешному горю, закрывая лица руками, как бы оплакивая смерть Костромы.
Иванова ночь наполнена чудесами и таинственностью: родники и реки мгновенно превращаются в чистое серебро и золото, папоротник расцветает огненным цветом, подземные сокровища выходят наружу и загораются пламенем, деревья движутся и ведут между собой шумную беседу, ведьмы и нечистые духи собираются на «Лысой горе» и придаются там неистовому гульбищу.
Вот такие обрядовые действия сопровождали праздник Ивана Купалы, и как я уже  говорила, обязательным моментом праздника были хороводы.
На каждый народный праздник исполнялись специальные хороводы. На Иванов день исполнялись ивановские хороводы, ещё летом были Троицкие, петровские и Пятницкие хороводы. А осенние праздники, начинаясь с Ильина дня, сопровождались семенинскими,  капустинскими и заканчивались Покровскими хороводами.
Что же такое хоровод? Существует много споров о происхождении этого слова. Карпато-русы и хорваты считали, что слово «хоровод» произошло от слова «коло» – круг. Литово-русы  танцевали «корогод», а в Тульской, Рязанской, Московской губерниях о хороводниках говорили – они пошли «тонки» водить (тонки, толоки – игра, в которой ходят столпившись гурьбой). А ещё говорили «хороводить», «песню водить».
Хоровод – самая древняя форма танцевального русского фольклора. Он появился предположительно в 9 веке нашей эры и сочетает в себе 3 жанра – песню, игровое или обрядовое действие и танец. В зависимости от того, какой жанр преобладает, и выделяют 3 вида хоровода.
1) Хороводные песни связаны с плавным движением хоровода.  Название хоровода определяют первые слова текста. Мелодия переливается множеством распевов и имеет сложный ритмический рисунок, например «Ай во поле липенька» (исполнение педагога). Эту песню композитор Римский-Корсаков включил в оперу «Снегурочка», не изменяя её напева.
Игровой хоровод включает в себя игровые моменты, а содержание передается через диалог солиста и хора или двух групп. Здесь очень важна мимика, жесты и артистизм солиста, который передаёт различные образы и характеры героев. Чаще всего персонажи таких хороводов – это животные и птицы и участники подражают их повадкам. Иногда в содержании передается быт и жизнь народа. Часто используются предметы: платок, венок, лента, палка, которые также служат символами.  Например, венок символизирует брачный союз, платок – подушку или перину. Рисунок построения таких хороводов простой – это круг, линия или пары. В центре круга и происходит действие. Таковы песни «Сеяли девушки яровой хмель», «Посеяли девки лён», «Лён зеленой», Сею, вею», «А мы просо сеяли».
Сейчас ребята покажут один из таких хороводов, он называется «Дедушка Сысой»:

Выбирается дедушка Сысой. Остальные участники игры сговариваются, что будут ему показывать (например: рубить дрова, собирать грибы, ловить рыбу и т.д.), затем все подходят к дедушке Сысою и поют:

2) Если в тексте песен, сопровождающих хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это «орнаментальный хоровод». Участники ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь сопровождением. Содержание таких хороводов чаще всего связано с русской природой, поэтическими обобщениями, коллективным трудом и бытом, мелодия отличается четким ритмом,   а рисунок хоровода очень изобразителен.

Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»

 – А теперь дети покажут несколько элементов орнаментального хоровода:

1. «Капустка». Все  встают в шеренгу и берутся за руки. Первый, «кочерыжка», вращается вокруг своей оси, как бы наматывая на себя хоровод лицами внутрь. После того, как «Кочан» станет «крепким», последний берёт обязанности «кочерыжки» на себя. Он наматывает хоровод спинами вовнутрь. Образуется новый «кочан». Первый и последний чередуются в исполнении роли «кочерыжки».

2. «Плетень»

3. «Звездочка»

4. Карусель»

5. «Корзинка». Для исполнения этого хоровода необходимо чётное количество участников. Они делятся поровну и образуют два круга: внутренний и внешний. Участники внутреннего круга стоят спиной к внешнему немного сместившись, как бы в шахматном порядке. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, не размыкая, и опускают через голову стоящих во внешнем круге, им на поясницу. Образуется общий круг «корзинка». Все отклоняются назад, прогнувшись в пояснице. В этом положении можно двигаться по кругу. Затем внутренний круг, перенося руки через головы внешнего, встаёт в исходное положение. Далее участники внешнего круга переносят руки через головы  участников внутреннего и кладут им на живот. Образуется единый круг участников с переплетенными руками – «корзинка». Все наклоняются вперёд, прогнувшись в пояснице, и вращаются по кругу. Затем оба круга занимают исходное положение. Движения повторяются.

 

Для исполнения этих элементов используют простой шаг, переменный с притопом (каблук), припадание, дробный шаг, «гармошку».

Орнаментальные хороводы в различных областях России называют «фигурные», «узорные», «кружевные». Хороводы служили школой хороших манер: во-первых, хороводы водили в основном молодые девушки и парни. Вырабатывалась истинно русская поступь – плавность шага, осанка, красивые жесты, умение держать себя на людях, уважение друг к другу, чувство собственного достоинства. Плавные неторопливые движения девушек, их стройные, точно белоствольные берёзки, фигуры в длинных сарафанах, исполнены целомудренной чистоты.
Орнаментальные хороводы различают круговые и некруговые. Круг – символ солнца, бога Ярило. Обычно круговые хороводы исполнялись на весенних и летних праздниках, например самый древний известный хоровод «Во поле берёза стояла». Запись этого хоровода звучала в начале урока, а теперь послушайте, как он звучит у П.И. Чайковского в финале Четвёртой симфонии. Там этот напев разнообразно варьируется.
Некруговой хоровод – «стенка на стенку» – «Плетень», в котором  эпизод приглашения сменяется свободной русской пляской, а затем игровой момент – кто быстрее соберёт свою «плетень».
Традиционная русская пляска вышла из хоровода, разомкнув руки исполнителей и предоставив свободу выражения каждому танцору. Исполнялись пляски в основном под инструментальное сопровождение, но  сохранили  связь с хороводом.
В русских плясках преобладает массовость, а также дух соперничества. Это своеобразная хореографическая импровизация (кто кого перетанцует), в основе которой лежат традиционные танцевальные движения. Первые пляски сопровождались пением, начинались медленно, но постепенно темп ускорялся и начиналась всеобщая пляска – весёлая, удалая, зажигательная, включая всё больше и больше танцоров, и вот уже танцуют и стар и млад по всей улице. Обычно все становились в круг, а внутри вставал запевала. Он запевал песню, а припев или последние слова повторяли все. Мелодия плясок отличается от хороводных своими вариациями или варьированием основного мелодического рисунка. Мелодия плясок в основном в быстром темпе, с ярко выраженными акцентами и активной ритмикой. Исполнители и зрители плясок подчеркивали её ритмические акценты с помощью подголосков, ритмических хлопков и различных музыкальных инструментов: гармошка, балалайка, жалейка, свирель, гусли. Например, всем известные плясовые мелодии – «Во саду ли в огороде»,  «из под дуба»,  «Камаринская»,  «Барыня»,  Утушка моя луговая». Сейчас мы послушаем одну из плясовых наигрышей (звучит звукозапись любого инструментального наигрыша народной мелодии, дети должны отгадать – какой инструмент звучит и знакома ли им мелодия).

– А теперь мы посмотрим фрагмент мужской пляски «Барыня». (Видеофильм)

– Сейчас дети исполнят на детских музыкальных инструментах плясовой наигрыш «Ах вы сени».

Пляской можно выражать различные состояния человека. Пляска состоит из ряда отдельных движений-элементов, которые отличаются манерой исполнения, имеют русский национальный колорит. Каждое движение пляски наполнено смыслом. Разнообразие и количество движений увеличивается за счет импровизации исполнителей.
Вот основные элементы русской пляски: дроби, дробная дорожка, дробь с подскоками, вертушки, «ковырялочка», «веревочка», «гармошка», моталочка», «маятник», хлопушки, присядка (в мужских плясках).
Каждое движение имеет свою историю. Вот, например, легенда о появлении движения – присядки:

 «В 1113 году в Киеве от неприятной болезни скоропостижно скончался великий князь Святополк. Наступило обычное для Киева во времена неразберихи время грабежей и погромов.
Каменщик Петро Присядка не ходил с мазуриками по чужим дворам и лавкам. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги.
Владимир Мономах, приглашенный киевлянами на царство, чтобы унять беспредел, проезжал со свей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин.
Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.
В 1126 году, когда Мономах умер, Петро вернулся к своим обычным обязанностям и мозолям. Он умер глубоким стариком, став ещё при жизни нарицательным именем самого знаменитого в мире движения в русском народном танце – Присядка».

Пляски бывают:

1) Одиночные (мужские или женские), основанные на импровизации, передающие радость, веселье, любовные чувства, юмор, трудовые процессы, а также образы зверей и птиц.
2) Парные (парень с девушкой). Обычно исполняются на свадьбах, передают любовь и ревность, обиду любящих, расставание и встречу.
3) Перепляс – это соревнование в ловкости, силе, изобретательности, показ индивидуальности исполнителя. Обычно исполняли два парня или мужчин, а девушки не участвовали. Исполнялась такая пляска под инструментальное сопровождение или частушки. Начиналась медленно, постепенно ускоряясь, заканчивалась быстро. В конце присоединялись к танцорам все зрители.
4) Массовый пляс не имеет ограничений в возрасте, исполняют в парах – один против другого. Пляшут по 1, 2, 3, 4, пары, но задача у каждого своя – сплясать лучше, чем партнер.
5) Групповые пляски очень разнообразны, включают элементы хороводов и плясовых импровизаций (современный вид).

– Посмотрите фрагмент видеофильма с различными видами народных плясок.

Каждый вид пляски в каждой местности имеет свои национальные черты, традиционную тему, форму построения, манеру, местный колорит и костюм. И ещё одно правило, все круговые фигуры исполняются против часовой стрелки.
А теперь я всех приглашаю на общую пляску, которую мы исполним вместе с ансамблем русской песни и танца «Иван Купала». (Звучит звукозапись песни «Кострома», все дети и взрослые пускаются в пляс).

Во время лекции прозвучали Русские народные мелодии:

1. «Берёзка» (Фоно-хрестоматия к учебнику-тетради  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка» для 1 класса. «Просвещение» 2001.)
2. «Солнышко»  («Жаворонушки». Сост. Г. Науменко. М., 1977. С.61, 62.)
3. «Дождик»  («Жаворонушки». Сост. Г. Науменко. М., 1977. С.61,62)
4. «Купаленька, купаленька, ночь маленька», запись 1988 года из деревни Осово Руднянского района Смоленской области. Архив РАМ им. Гнесиных. (Аудиопособие по музыкальной литературе  по учебнику  З.Г. Осовицкой. Торговый дом Ландграф).
5. «Ай во поле липенька»(Учебник «Музыкальная литература» 1-й год обучения. Издательство «Музыка». Ленинградское отделение. 1979.)
6. «Дедушка Сысой» («Жаворонушки». Сост. Г. Науменко, М., 1977. С.122)
7. «На горе то калина» (Сборник «Музыка в детском саду». Подготовительная  к школе группа. Москва. «Музыка». 1988.)
8. Игра «Плетень»: Русские народные песни «Сеяли девушки яровой хмель» и  «Я на горку шла» (Сборник Музыка в детском саду». Подготовительная к школе группа. Москва. «Музыка». 1988.)
9. Балалайка. Наигрыш  «под пляску». Запись из посёлка Островское Островского района Костромской области. (Аудиопособие по музыкальной литературе по учебнику З.Г. Осовицкой. Торговый дом Ландграф).
10. «Барыня» (Видеофильм)
11. «Ах вы сени» (свободные вариации по усмотрению педагога)
12 Массовые танцы (видеофильм)
13. «Кострома» (запись из репертуара ансамбля народной песни «Иван Купала»).

Используемая литература:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.З. М., 1995
  2. Даль В.И. Месяцеслов. Суеверия. Приметы. Причуды. Стихии. Пословицы русского народа. СПБ., 1992
  3. Песни Псковской земли. Сост. Мехнецов А.М., Л., 1989. С. 151
  4. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова, М., 1991.
  5. Русский календарь. Автор-сост. В.Г. Нагаев, М., 1991.
  6. Народный месяцеслов. Сост. Г.Д. Рыженков, 1991.
  7. Путешествие в мир фольклора. П.А. Загоруля, А.М. Мазурик. ГУИПП «Полиграфист». Ханты-Мансийск. 1999.
  8. Научно-популярный журнал «Народное творчество». 2008 г. №4.