Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • систематизировать большой по объему материал о пустыне;
  • формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
  • формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
  • формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
  • формировать умение выделять главное при работе с текстом;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование: карточки со словами "оазис", "болото", "верблюд", "солнце", "колючка", "змея", "бархан", "северное сияние"; экран, проектор, презентация к уроку, фильм о пустыне, учебник О. Т. Поглазовой "Окружающий мир" 4 класс, энциклопедии «География» и «Чудеса природы», песочные часы, 4 разноцветных флажка, таблица для заполнения, 2 карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек).

Знакомство с гостями.

II. Стадия вызова и повторение пройденного.

Посмотрите на доску. На доске написаны слова: оазис, болото, верблюд, солнце, колючка, змея, бархан, северное сияние. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их). Правильный ли у нас получился рассказ, узнаем в конце урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)

Для того, чтобы узнать, правильно ли мы назвали тему урока, нужно отгадать кроссворд, а заодно вспомнить изученный материал. Слайд 1.

Вопросы кроссворда:

  1. Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость? (листопад)
  2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)
  3. Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)
  4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)
  5. Главная беда лесной зоны? (пожары)
  6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)
  7. Растительность преобладающая в зоне степей? (травянистая)

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с зоной пустыни. Слайд 2.

Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Слайд 3 или Приложение 2 (видеофильм).

IV. Работа в группах.

Осмысление материала. Выставка книг. Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне пустынь. Слайд 4.

Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.

Те, у кого на тетради:

  • красный кружок – стр. 148-149
  • желтый – стр. 150-152
  • синий – стр. 152-154
  • зеленый – стр. 155-156

индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География» и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)

V. Работа в экспертных группах.

Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.

  • Красный флажок – географическое положение и климат.
  • Желтый флажок – растительный мир.
  • Синий флажок – животный мир.
  • Зеленый флажок – деятельность человека.

Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Приложение 3. Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)

VI. Презентация групп.

Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.

Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.

Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.

1 группа – Слайды 5-10.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

2 группа – Слайды 11,12

3 группа – Слайды 13,14

4 группа – Слайд 15.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

ПУСТЫНЯ
Географическое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.
Климат Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.
Растительный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул.
Животный мир Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.
Деятельность человека Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие,

Дополнительное задание для двух групп включало в себя задания на карточках: Приложение 4.

Выделите особенности растений:

Растения (по высоте) _____________.

Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.

Листья растений похожи на _________.

Растения появляются только во время _____________.


Выделите особенности животного мира:

Животные (по размерам) __________.

Передвигаются ________.

Окраска ___________ цвета.

Ведут ________ образ жизни.

VII. Подведение итогов.

Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)

Графический диктант:

  1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. У растений ствол длиннее корня.(-)
  3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)
  4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)
  5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)
  6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)
  7. В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)
  8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
  9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)
  10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок? 1-2 ошибки?

А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание.

Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.

X. Дополнительно.

Повторение по таблице данных о зоне Пустынь. Слайд 16.