Практический семинар "Воспитание звукового произношения с учетом ФГТ в средней группе ДОУ"

Разделы: Логопедия


Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач развития, так как  именно  дошкольный  возраст наиболее сензитивный для ее решения. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной  ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом  развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения,  причем  нередко  недостатки  произносительной  системы родного языка сочетаются с другими проблемами  различного  характера.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Игра – наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, так как является основным видом его дельности.

Сроки реализации: кратковременный проект.

Участники проекта: воспитатели, дети, специалисты,  родители.

Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • закреплять правильное произношение  согласных звуков, отрабатывать произношение шипящих звуков;
  • развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

Критерии отслеживания результатов:

  • дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
  • дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
  • дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

Первое направление программы

Работа с детьми. Обеспечивает воспитание звуковой культуры речи в блоке совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.

Второе направление

Работа с родителями. Родителям  предоставляется возможность вместе с педагогом вначале  изучить и оценить уровень звуковой культуры речи ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его дальнейшего развития.

Третье направление 

Создание предметно-развивающей среды. Среда в дошкольном возрасте – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчества, предметное образование. Она должна быть разнообразна и наполнена случайностями требующей от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует воспитанию звуковой культуры речи. Ребенок живет средой, среда оживляется и преобразуется ребенком.

Конспект учебной деятельности по звуковой культуре речи в средней группе

Цель: обобщить представления детей о временах года; показать правильную артикуляцию зв.[ж], упражнять в правильном произношении звука [ж], развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, мышление.

Задачи:

  • уточнить представление детей о смене времен года (помочь ёжику разобраться, где зима, где лето);
  • выработка воздушной струи («Вертушки»)
  • развитие артикуляционной моторики («Веселый язычок»)
    пальчиковый тренинг «Повстречал ежонка еж…»;
  • обучение звуковой культуре речи: развивать умение правильно произносить зв.Ж, проговаривание чистоговорки со звуком [ж], использование игры «Доскажи словечко», «Чудесный мешочек».

Материал: игрушка ёжик, картинки с изображением летних и зимних пейзажей, вертушки, игрушки в названии которых есть звук [ж] и др. звуки, зеркала.

Предварительная работа:

Кусочек солнца  М. Мейстер

Ёжик потянулся в теплом зимнем домике и проснулся. Или сначала проснулся, а потом потянулся. Ежику никак не удавалось уловить, что вначале, а что потом. Он засопел, собираясь с мыслями, несколько раз свернулся и развернулся клубочком, а потом привычно отправился в кладовые, чтобы чего-нибудь покушать…

ХОД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Оргмомент

Педагог: Ребята, я приготовила картинки, но кто-то их все перепутал. (Раздается плач, появляется ёжик)

Педагог: Это кто? Здравствуй ёжик. Как ты очутился в зиме? Дети, что ёжики делают зимой? (Ответы детей)

Ёжик: Я хотел зиму посмотреть, поэтому и не лег спать. Я так сильно замерз.

Педагог: А почему ёжик замерз? (Ответы детей). Мы тебе поможем про зиму узнать. У нас на ковре лежат картинки. Ты их перепутал? Ребята, их надо разобрать. Каждый возьмите по одной картинке, если это зима, положите картинку туда, где лежит снежинка, а если лето, где солнышко.

II.

– Однажды ежик пошел в лес, но там поднялся сильный ветер (упражнение с ветрячками на выработку воздушной струи). Ходил Ежик, ходил и встретил в лесу  Веселого язычка (артикуляционная гимнастика):
Шли ежик и Язычок по лесу  (упр-е «Качели» – движения языка вверх-вниз),
Подошли они к опушке ровной-ровной (упр-е «Блинчик»),
На опушке росло большое дерево (упр-е «Иголочка»),
А в лесу был ветер и дерево качалось (упр-е «Маляр» – движение вперед-назад по тв.небу,
Пришли они к Веселому Язычку в гости и сели чай пить из красивой чашки (упр-е «Чашечка»).

– Молодцы! Ребята! Я прочитаю вам стишок, а вы скажите, какой звук часто в нем встречается:

Шьет своим ежатам ежик
Восемь кожаных сапожек,
Каждому на ножки –
Ежиные сапожки.

(Ответы детей – звук Ж).

– Правильно! А теперь возьмем зеркальце и посмотрим, как же правильно нужно произносить звук Ж. Откройте ротики и произнесите звук Ж. Где находится язычок? (За верхними зубками, «чашечкой» прижимается к тв.небу)

Педагог: Дети, а наш Ёжик, любит, когда про него рассказывают чистоговорки. Давайте, расскажем Ёжику чистоговорку со звуком [ж].

Чистоговорка:

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Жу-жу-жу – молочка дадим ежу,
Жу-жу-жу – я с ужами не дружу,
Жи-жи-жи – в лесу живут ежи,
Жи-жи-жи – мне ежаток покажи

Физминутка «Пальчиковая гимнастика»

Повстречал ежонка ёж.
Здравствуй, ёжик!
Как живёшь!
По очереди соединяют пальчики двух рук
Сжимают ладошки вместе
Слева направо

Справа  налево

Д/и «Доскажи словечко»

Лежебока рыжий кот                                      И бежит Айболит к бегемотикам,
Отлежал себе… (живот)                               И хлопает их по … (животикам)

Вяжет мама длинный шарф,                           А рядом бегемотики
Потому что сын… (жираф)                           Схватились за … (животики)

Д/игра «Хлопни в ладоши»

Хлопни в ладоши: жук, клубок, желудь, очки,  носки, жаба, подснежник, медвежонок, журнал, живот, ножницы, крыжовник, шапка, душ.

Д/и «Чудесный мешочек»

Давайте подарим ёжику игрушки со словами, в которых слышится звук [ж]. Доставайте игрушки из мешочка, и если в названии игрушки слышится звук Ж, ставьте рядом с ежиком.

III. Итог занятия

– Ребята! Помогли мы сегодня с вами Ежику? А с каким сегодня звуком мы познакомились? Ежик нам очень благодарен за помощь и решил вам подарить картинки со своим изображением.

Приложение 1. Самоанализ занятия

Приложение 2. Практический семинар

Приложение 3. Технологическая карта

Приложение 4. Список литературы