Русская грамматика для начинающих

Разделы: Логопедия


В связи с миграционными процессами в настоящее время в общеобразовательных учреждениях увеличивается количество детей из двуязычных семей, не владеющих или плохо владеющих русским языком. Их обучение представляет актуальную проблему, так как незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в учебный процесс, что ведет к снижению познавательной активности и к школьной дезадаптации. Курс занятий предназначен для учащихся 1-х классов, плохо владеющих русским языком. Культурно-языковая адаптация этих детей предполагает решение таких задач как физическая и эмоциональная адаптация к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим знаниям по программе начальной российской школы.

Овладение русским языком происходит через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение, поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности учащихся.

Содержание занятий способствует решению задач обеспечения правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников. В процессе обучения формируются умения правильно говорить и писать, происходит активизация интереса к языку.

Программа разработана с учетом данных о психологических особенностях этой возрастной группы, что определяет дозировку новой информации, темп обучения. Эти особенности также определяют и формы обучения (наглядность, игровые задачи, двигательная активность), и психологический комфорт, что стимулирует развитие детей и повышает мотивацию к дальнейшему изучению русского языка.

Цель и задачи

Конечная цель учебного курса – культурно-языковая адаптация учащихся, подготовка к базовому образованию.

Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:

  1. формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
  2. формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки и правила речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
  3. формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
  4. формирование навыков чтения и письма, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих образовательные учреждения.

При овладении различными видами речевой деятельности на русском языке учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в аудировании, говорении, чтении, в письме.

Аудирование

Говорение

Чтение

Письменная речь

Развитие у школьников способностей понимания и восприятия речи

Развитие у школьников способностей к устной речевой коммуникации

Развитие у школьников способностей к чтению письменной речи

Развитие у школьников способностей к письменной коммуникации

Аудирование представляет собой активный творческий процесс, сопровождающийся сложной мыслительной деятельностью, напряженной работой памяти. Оно стимулирует речевую деятельность учащихся, является средством формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Обучение аудированию начинается с формирования фонетического и интонационного слуха. Четкие произносительные навыки являются одним из условий, облегчающих процесс восприятия.

Говорение – обучение говорению обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, организации их совместной деятельности. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Обучение говорению организуется в пределах определенной совокупности тем. Выбор тематики обуславливается сферами общения (учебной, социально-культурной, социально-бытовой), степенью обученности учащихся, их возрастными особенностями. Обучение говорению предусматривает обучение как диалогу, так и монологу.

Обучение чтению начинается с формирования техники чтения, умения озвучивать графический текст. Выработка навыков техники чтения в основном связана с чтением вслух. Чтение обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников – книг, журналов и т.д., и тем самым дает учащимся возможность удовлетворить потребность в познании окружающего их мира.

Письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Обучение письменной речи включает в себя навыки и умения, обеспечивающие следующие направления:

  1. владение графической и орфографической системой языка для написания отдельных слов из букв, умение списывать текст без изменений;
  2. умение сочетать слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с потребностями общения.

Данный курс занятий направлен на формирование следующих умений:

Аудирование:

  1. умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;
  2. умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).

Говорение (в рамках изученных тем):

  1. умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
  2. строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе услышанного или прочитанного текста;
  3. умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;
  4. умение ставить ключевые вопросы по содержанию услышанного  или прочитанного текста;
  5. умение составить описание или повествование по картинкам.

Чтение:

  1. умение соотносить звуки и буквы;
  2. в рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты.

Письмо:

  1. умение писать слоги, слова и предложения в рамках изученных тем;
  2. умение написать своё имя, свою фамилию и свой адрес.

Программа курса рассчитана на 31 учебную неделю – 93 часа (3 часа в неделю). Программа делится на три части, каждая из которых, кроме основной задачи, имеет еще свои специфические задачи:

I этап – формирование и совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи;

II этап – формирование умений соотносить звуки и буквы, слово и слог. Твердые и мягкие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных;

III этап – формирование умений озвучивать графический образ слов и соотносить их со значением; осуществлять интонационную законченность предложения; читать короткие тексты и отвечать на вопросы по тексту; правильно списывать знакомые слова и короткие предложения; писать слова, предложения по памяти, под диктовку; определять границы предложения.

I   этап

II этап

III этап

43 часа

38 часов

12 часов

Всего:

93 часа

Учебно-тематический план занятий

I этап

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

№ п/п

Количество часов

Темы и содержание работы

Лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

I. Работа над словом

1.

2

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что?

Школа, на уроке, на перемене. Учебные принадлежности. Игрушки.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие абстрактного мышления.

Развитие слухового внимания и памяти, слухового воспитания, логического и образного мышления

2.

2

Единственное и множественное число имен существительных.

Учебные принадлежности.

Человек, части тела.

3.

2

Слова, обозначающие действия предметов

Домашние животные и их детеныши

4.

2

Согласование имени существительного и глагола в числе

В лесу. Дикие животные и их детеныши.

5.

6

Род имени существительного

Части суток. Режим дня. Семья.

Дом и его части.

Город. Транспорт.

6.

2

Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу.

Овощи. Фрукты.

Цветы. Деревья.

Одежда. Мебель.

7.

6

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Овощи. Фрукты.

Цветы. Деревья.

II. Работа над предложением

8.

2

Простое двусоставное нераспространенное предложение

Семья.

Мебель.

Посуда.

Развитие абстрактного и логического мышления.

Развитие пространств. представлений.

9.

4

Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.

Повторение ранее изученных тем. Птицы. Продукты питания. Профессии.

10.

6

Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги в, на, с, со, по, к, от, у, из, за, над, под.

Повторение ранее изученных тем.

III. Формирование монологической речи

11.

4

Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера

Сказки, рассказы, короткие тексты описательного и повествовательного характера.

Развитие логического, абстрактного и образного мышления.

12.

3

Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок.

13.

2

Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу.

(С опорой на картинки и без)

Всего: 43 часа


II этап

Работа над слоговым, звуковым составом слова. Звукобуквенный анализ слов

№ п/п

Количество часов

Темы и содержание работы

Грамматические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

I. Работа над слого-звуковым составом слова

1.

1

Звуковой состав слова

Гласные и согласные звуки

Развитие фонематического представления и восприятия, развитие слухового восприятия и внимания

2.

1

Выделение гласных I ряда из слогов и слов

Слогообразующая роль гласных в слове

3.

3

Слоговой состав слова

4.

3

Ударение

Ударные, безударные гласные в слове

5.

2

Образование гласных II ряда, выделение их в слове

Буквы я, ё, ю, е

6.

6

Мягкие согласные

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой ь

Развитие фонематического слуха

7.

12

Звонкие и глухие согласные

 

II. Звуко-буквенный анализ

8.

10

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков. Звуковой состав и лексическое значение слова

Парные согласные.

Правописание жи, ши;

ча, ща;  чу, щу

Развитие фонематического восприятия и слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Всего: 38 часов


III этап

Совершенствование элементарных навыков письма и чтения

№ п/п

Количество часов

Содержание работы

Грамматические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

I. Чтение

1.

Обучение в течение II, III этапов

Понимать отдельные слова в контексте. Правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту и находить их значения, используя учебник, словарь.

Понимание текста, ответы на вопросы с использованием грамматических тем I, II этапов обучения

Развитие зрительного внимания, памяти, слухового восприятия, внимания, памяти логического мышления.

II. Письмо

2.

12

Правильно списывать слова, предложения.

Писать отдельные слова и предложения по памяти и под диктовку.

Строить предложения по вопросу.

Строить предложения по простым схемам.

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой ь.

Правописание жи, ши; ча, ща; чу, щу.

Заглавная буква в начале предложения и точка (!?) на конце.

Раздельное написание предлогов со словами.

Заглавная буква в написании имен, фамилии, кличек животных.

Развитие мелкой моторики, пространственных представлений, логического мышления, внимания, памяти.

Всего: 12 часов

Литература:

  1. Каленкова О.Н. Уроки русской речи. Изд. дом “Этносфера” – М.: 2003.
  2. Культурно-языковая адаптация детей мигрантов средствами образования. Методика обучения русскому языку. Специальный выпуск // Приложение к журналу “Этносфера”// Научный руководитель – Горячев Ю.А. Изд. дом “Этносфера” – М.: 2005.
  3. Ляксо Е.Е. Развитие речи. Речи – Санкт-Петербург: 2010.
  4. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. АЙРИС ПРЕСС – М.: 2005.