Урок обучения грамоте по теме "Буква Оо, звук [о]"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей со звуком о, буквой Оо и её употреблением в речи.
  2. Учить выделять из слов гласный звук о, узнавать графический образ этой буквы.
  3. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  4. Воспитывать чувство гордости, доброе отношение к друг другу, воспитывать культуру поведения.

Ход урока

Приложение

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли ваши воспитатели, посмотреть чему вы научились в школе.

В детский сад вы все ходили,
Там дружили и играли,
А теперь вы повзрослели
И за парты в школе сели.

2. Речевая разминка.

Жил-был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел есть на небе солнышко, а на земли лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Давайте и мы разомнём наш язычок.

За-за-за – уходи домой коза.
Ша-ша-ша – моет мама малыша.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ча-ча-ча-к Саше вызвали врача.
Ра-ра-ра – были мы в гостях вчера.

- А теперь мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков и букв. Мы вчера говорили страна, что жители этой страны очень дружат. С нами отправятся наши сказочные герои «Смешарики».

- Но сначала немножко вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

3. Повторение изученного материала.

- Что помогает нам общаться? (Речь.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Когда мы говорим, что устная речь ..., а когда письменная ...?

- Какой должна быть наша речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков.

- Звуки бывают гласные и согласные: гласные бывают ударные и безударные; согласные бывают твёрдые и мягкие.

- Чем отличаются гласные от согласных?

- При помощи чего на письме обозначаются звуки?

- Ёжик приготовил нам первое задание.

- Звуки и буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы и звуки спрятались под синими и красными зонтиками. Давайте проверим верно ли спрятались они под зонтиками. (Дети проверяют, ответы комментируют.)

- Хорошо молодцы!

4. Изучение нового материала. Постановка проблемы.

- Ой ребята, чуть не забыла, сегодня в класс пришло письмо давайте его прочитаем.

  • «Дорогие ребята!!! Приглашаю Вас на мой День рождения, который состоится 20 октября, в кабинете №1, гимназии №23, г.Сходни.»

- Кто же нас пригласил? На конверте нет ни адреса, ни подписи.

- Кто же этот незнакомец или незнакомка?

- Хотите узнать?

- Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить и постараться узнать, как можно больше. А поможет нам в этом Бараш.

- А вот и задание, посмотрите на доску, назовите предметы, с какой буквы они начинаются: окно, ослик, огурец, осы, очки.

- Какая буква встречается во всех словах? (О.)

- Что общего в словах?

- Значит у кого сегодня День рождение? (У буквы О.)

- Правильно звук о, обозначается буквой о.

- Вот мы с вами сегодня и познакомимся с буквой Оо и звуком о.

- Скажите как одним словом можно назвать картофель, лук, морковь, свекла, капуста ... (Овощи.)

- Давайте произнесём первый слог в этом слове. (О-О-О.)

- Вслушаемся как он произносится ...

- Когда мы его произносим, нам что-то мешает при его произношении (нет).

- Значит он какой. (Гласный.)

- При его произношении губы слегка вытягиваются вперёд и округляются, напоминая овал.

На доске строим схему слова ОВОЩИ (при помощи звуков-бусинок строим схему).

- Ребята послушайте Бараш сочинил стихи про букву О. (Стихи в презентации.)

5. Физкультурная минутка.

- Совунья очень любит заниматься спортом и хочет поиграть с вами.

- Если услышите слово со звуком а приседайте, услышите слово со звуком о прыгайте, если нет этих звуков–поднимайте вверх руки.

6. Работа с учебником.

- Хорошо, а теперь поработаем с учебником.

- Открываем учебники, тихо, по закладке с. 69.

- У какой буквы праздник, с какой буквой сегодня будем работать. (О.)

- Кого мы видим на иллюстрации учебника.

- Прочитаем строчки из учебника, нам в этом помогут слова – предметы. (Читают читающие дети.)

И пришёл к Айболиту Барбос:
Меня курица клюнула в нос!

- Айболит, это доктор. Почему у него такое имя? (Он лечит больных зверей, у кого что заболит.)

- Кого ему уже приходилось лечить?

- Лису.

- А сегодня он лечит Барбоса!

- Что с ним случилось?

- Кто его клюнул в нос? (Курица.)

- Как Барбос жаловался на свою боль, давайте прочитаем, чтобы передать как скулил Барбос. (О-о-о-о.)

- А теперь посмотрим на схему предложения. Сколько слов в этом предложении, дополним его недостающими словами.

  • Айболит лечит Барбоса.

Работа со словом Барбос (произносим по слогам, ставим ударение, находим в каком слоге стоит звук о).

- Прочитаем какими словами заканчивается эта сказка.

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

- Разгадаем ребус (О.Сыр.р-зачёркнута).

- Получили слово ... (Осы.)

- Поработаем со схемами слов.

- Осы, нос.

- Делим на слоги, ставим ударение, если возможно, даем характеристику звукам.

- Молодцы!

7. Работа с интерактивной доской (работа с приложением на диске к учебнику).

8. Итог урока.

- С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня мы побывали в гостях не у всех Смешариков, они к нам ещё придут. А сейчас Крош хочет вас отблагодарить за помощь, за хорошую работу на уроке и подарить вам весёлого улыбающего Смайлика.