Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Ф.И. Тютчева

Разделы: Литература


Цель урока:

  • эмоционально-образное восприятие стихотворения;
  • ОУУН - формирование умения анализировать поэтическое произведение;
  • использовать полученные раннее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся;
  • нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, музыке, живописи.

Наглядность урока:

  • сборник стихов Ф.И.Тютчева;
  • репродукция картины И.И.Левитана "Золотая осень";
  • музыкальное сопровождение (музыка П.И.Чайковского "Времена года". Осень, октябрь).

Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И.Тютчев

ХОД УРОКА

Организация класса.

Подготовка к восприятию. Звучит стихотворение П.В.Орешина:

Откапало, отшелестело лето.
Леса задумчивы: зима близка.
Блестят полей осенние паркеты
И журавли летят издалека.

<Слайд 1>

Презентация.

За окнами осень. Время года, когда хорошо дышится, хорошо думается, когда хочется творить. Осень... А что ассоциируется у вас с этим словом?

Проверка домашнего задания.

а) Какие изменения в природе вы, наблюдая, заметили осенью?

б) Индивидуальное письменное задание.

- Описать по личным впечатлениям это время года или осенний день, используя яркие выразительные средства языка.

- Что особенно понравилось вам, ребята, в этих поэтических зарисовках? Что бы вы хотели занести в свой календарь наблюдений?

- Ребята, все вы сегодня своими ответами доказали следующее: бывает так в жизни - вдруг увидишь в обыкновенном самое главное!

- Но, к сожалению, не у каждого взор способен сразу подметить красоту природы, уловить душевные движения человека. И здесь приходят на память слова Н.Заболоцкого:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна...

- Увидеть и понять окружающий мир, полюбить родную природу помогают нам писатели и поэты. Они удивляют человека правдой, учат в самом обыденном, повседневном, мимо чего иногда мы равнодушно проходим, увидеть необычное.

Сообщение темы и целей урока:

а) Так вот сегодня на уроке мы будем учиться видеть в обыкновенном самое главное. Учиться понимать поэзию и мир на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

б) Что говорит вам это имя?

Ф.И.Тютчев, наш земляк, такими простыми, точными и задушевными словами мог говорить о родной русской природе, именно природа вдохновляла его на создание поэтических шедевров, и он посвятил ей много стихотворений.

в) Обращение к эпиграфу.

<Слайд 2>

г) Проблемный вопрос: Что вы можете сказать о человеке, который написал это стихотворение?

д) Индивидуальное задание (работа в паре). Биография поэта Ф.И.Тютчева (сообщения учащихся).

<Слайд 3-6>

Изучение нового материала.

а) Слово учителя:

Есть в начале осени удивительная пора. Увядающая природа на прощание ненадолго одаривает нас приятной теплынью, грустной и вкрадчивой тишиной, безоблачной небесной лазурью и необыкновенно прозрачным, как хрусталь, воздухом. И сразу невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки.

<Слайд 7-15>

б) Выразительное чтение стихотворения учителем. (Существует мнение, что оно было написано 22 августа 1857 года по пути поэта из Москвы домой, в Овстуг.)

в) Анализ стихотворения.

- Почему запомнилось это стихотворение?

- Что очень важное несет оно читателю, слушателю?

<Слайд 16>

Образы: первоначальная осень, день хрустальный, лучезарные вечера, серп гулял, колос падал, простор везде, тонкий волос паутины. Праздная борозда, птиц не слышно, тихая и теплая лазурь.

Композиция: состоит из трех строф, объединенных одной темой, каждая следующая строфа расширяет и углубляет представление об этой поре.

- Каково настроение? (тихая радость)

- Кто испытывает эту радость? (лирический герой)

- Изобразительно-выразительные средства. (синтаксис, рифма, ритм)

- А кто знает, как называется эта пора в народе? (бабье лето)

<Слайд 17>

г) Сообщение учащегося об этом времени (энциклопедический словарь, справочная литература)

- Как же автору удалось создать такую чудную картину?

- Что скрывается за внешней простотой, музыкальностью этого стихотворения?

Давайте разбираться в этом вместе.

д) Работа в творческих группах.

  • I группа. Прочитайте первую строфу. Определите ее основной мотив, настроение. Выделите логическое ударение, паузы, интонацию.
  • II группа. Прочитайте вторую строфу. Найдите средства выразительности. Определите, в чем их особенности. Какие предложения использованы автором?
  • III группа. Прочитайте третью строфу. Каков ритм стихотворения? Что показывает многоточие?

<Слайд 18>

е) Выступление творческих групп, заполнение таблицы наблюдений.

<Слайд 19>

ж) Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении актера Василия Вахтерова.

з) Чтение стихотворения учащимися.

- Удалось ли передать настроение поэта, восхищение природой?

- А кто из вас написал стихотворение об осени?

<Слайд 20-22>

Вывод:

Поэзия Ф.И.Тютчева - это человеческое "я" со своими вечными вопросами перед лицом мира. Прежде всего, перед ликом природы. Казалось бы, картина осенних дней, а мы оказываемся перед целым миром. Вот вам и душа природы, вот и любовь ее!

"Уловить, - писал поэт Н.А.Некрасов, - именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина, - дело величайшей трудности. Господин Ф.И.Тютчев в совершенстве владеет этим искусством".

Вывод:

Природа у Ф.И.Тютчева становится активным действующим лицом, она всегда одушевлена. Зачитывается высказывание Л.Н.Толстого: "Красота! Меня восхищает великое мастерство поэта находить яркие поэтические образы, умение одним словом намекнуть о многом".

и) Композитор П.И.Чайковский создал произведение "Времена года" (1876г.) В цикле 12 пьес, а мы послушаем произведение "Октябрь" из этого цикла. "Октябрь" - это осенняя песня. Закройте глаза и послушайте музыку.

- Что вам представилось? Нарисуйте устно картину.

к) Многие художники запечатлели это прекрасное время года на своих полотнах. И.И.Левитан (1860 - 1900 гг.), выдающийся русский пейзажист, написал картину "Золотая осень". Для него свойственно особое мировосприятие. Природа созвучна мироощущению человека и его чувствам.

- Какие строки из стихотворений приходят на память?

  • Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
  • А.С.Пушкин "Роняет лес багряный свой убор", "Осенняя пора! Очей очарованье!"
  • К.Бальмонт "Все деревья блистают в разноцветном уборе"
  • Л.Татьяничева "Цветная вьюга листопада - предзимья пышный карнавал"
  • А.Дементьев "Неизъяснимую печаль таят в себе красоты осени"

- Запишите одно предложение себе в тетрадь по данной репродукции картины.

л) Защита коллективной работы по созданию иллюстраций к стихотворению.

Сияют дни своей красой осенней.
В лесах все больше желтого огня.
Как хороши берез и кленов тени,
Как глубока живая просинь дня!

Обобщение.

- Как много о мире и о себе смог сказать Ф.И.Тютчев в одном из своих произведений?

Поэт передал восхищение родной природой.

Личную сопричастность всему миру.

Он не только запечатлел прекрасный мир бытия, но и воссоздал картину устройства мира.

В стихотворении открывается тайна познания мира, которое начинается с удивления прекрасным. "Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно", - помним мы слова Н.Рыленкова.

Домашнее задание (дифференцированное).

  • Подобрать эпиграфы об осени.
  • Проработать все материалы из таблицы наблюдений.
  • Составить мини-сочинение по репродукции картины И.И.Левитана "Золотая осень".
  • Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

Подобрать стихотворения других поэтов об осени.

<Слайд 23>

Комментирование оценок.

Слово учителя:

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.
И.Северянин

- Умейте видеть эту красоту! Как сказал великий русский писатель Ф.М.Достоевский, именно "красота спасет мир!"