Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы

Разделы: Литература


Новое время диктует новый подход к образованию, который ориентирован на успешность обучения по всем учебным предметам. Самообразование, саморазвитие, самоопределение – основа успешности обучающихся.

В федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования введено понятие «универсальные учебные действия», формирование которых начинается в начальной школе. Современный урок должен соответствовать требованиям ФГОСа – нацеленность деятельности на усвоение универсальных учебных действий (УУД).

В конспекте урока по литературе  представлены УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), направленные на успешность обучения.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами) и ориентацию в межличностных отношениях.

Регулятивные УУД помогают определить целеполагание, планирование, прогнозирование, оценку (осознание качества и уровня усвоения) материала.

Познавательные УУД обеспечивают самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной), умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные УУД обеспечивают постановку вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

На всех этапах урока обучающиеся активно включаются в деятельность, проявляя инициативу и творчество.

Значение УУД:

  • Обучение в зоне ближайшего развития ребёнка.
  • Адекватная оценка знаний.
  • Работа над достижением цели.
  • Успешность в усвоении учебного материала.
  • Переход к самообразованию, самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
  • Критичность учебных действий.

Тема урока: «Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Тип урока: урок формирования  знаний, умений, навыков работы с текстом.

Цель урока: систематизировать знания по рассказу И.С.Тургенева  «Муму», учить создавать творческие работы.

Задачи:

  • Добиться усвоения обучающимися понятий: композиция сочинения, проблемы, авторская позиция, цитирование.
  • Воспитание мотивов учения, способности к самообразованию, положительного отношения к знаниям, развитие эстетического сознания через творческие работы.
  • Развитие  способности понимать произведение, составлять план изучаемого материала, делать обобщающие выводы.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева,  учебник – хрестоматия часть 2, раздаточный материал (карточки – иллюстрации), рабочие тетради, черновики, орфографические словари.

ХОД УРОКА

1. Организационный  этап. (Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование).

Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе.

2. Этап проверки домашнего задания. (Общеучебные УУД – извлечение необходимой информации из произведения, определение основной и второстепенной информации).

– Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение на литературную тему по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Произведение прочитано вами, на уроках мы давали характеристику героям, анализировали сцены, отвечали на вопросы, создавали иллюстрации – работа проведена большая, и как итог нашей работы – сочинение.
Чтобы подобрать нужный материал, заранее вам были предложены темы:

  • Жизнь Герасима в городе.
  •  Капризы барыни.
  • Муму в рассказе И.С.Тургенева.
  • Изображение жизни крепостных.
  • Свободная тема.

– Дома вы подбирали материал по выбранной теме; кто затруднился, прошу поднять руки. (Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, рефлексия).

3.Этап всесторонней проверки знаний. (Личностные УУД – умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, ориентация в межличностных отношениях, действие смыслообразования; Коммуникативные УУД – постановка вопросов).

Учитель:                                                    Ученики:

–  В каком году написан рассказ?              В 1852 году во время крепостного права, опубликован в 1854 году в журнале «Современник».

– Кто главные герои рассказа?                  Глухонемой дворник Герасим и его собака Муму.

– Назовите породу Муму.                          Спаниель.

Рассмотрим композицию сочинения (строение, план).

Обычно сочинение состоит из 3 частей:

1. Вступление. (Указывается год написания произведения, его тема, идея (цель), герои). Например: И.С.Тургенев в 1852 году написал рассказ «Муму», в котором выступил против крепостного права.
2. Основная часть. ( Идёт раскрытие выбранной темы, указывается авторская позиция, приводятся цитаты).
3. Заключение. Ваше впечатление от рассказа. (Чему учит рассказ? О чём заставляет задуматься?)

Ребята записывают план в тетрадях.

Некоторые обучающиеся после того, как собрали  материал, пробовали писать сочинение дома, но после объяснения, прослушанного на уроке, решили подкорректировать свои работы.(Логические УУД – построение логической цепи рассуждений, доказательство; Регулятивные УУД – коррекция).

4. Этап закрепления нового материала. (Логические УУД – установление причинно – следственных связей, Общеучебные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в письменной речи).

Написание сочинения на черновиках с использованием собранного материала к уроку. (На уроке можно пользоваться орфографическими словарями с целью проверки правильного написания слов).

После проверки черновиков самими учащимися  написание сочинения в  тетради по литературе.

5. Домашнее задание

Читать страницы учебника 54 – 59. ( История жизни Л.Н.Толстого и История создания рассказа «Кавказский пленник»), принести дополнительный материал по теме урока.

Образцы сочинений

Жизнь Герасима в городе.

Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Герасим – глухонемой дворник, человек строгого и  серьёзного нрава. Он  настоящий русский богатырь огромного роста и необыкновенной физической силы. Герасим был человеком деревенским, принадлежавшим барыне – помещице. По её приказу Герасима привозят в город, и он попадает в дом помещицы, где все крепостные  люди подхалимы и завистники. Герасим влюбляется в прачку Татьяну. Когда он видит её, машет руками, мычит, улыбается. Но барыня отдаёт Татьяну замуж за башмачника, и, конечно, Герасиму приходится смириться. Наверное, потеряв всякую веру в людей, Герасим привязывается к спасённому им щенку.
Непонятно, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму и возвращается в деревню. Но он протестовал против своего бесправного положения. Очень жаль Муму,  но ещё жальче Герасима.

Золотарёва Мария – ученица 5Б класса.

Размышление над рассказом «Муму»

В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» описывается история, произошедшая с дворником Герасимом и его собачкой Муму, крепостной Татьяной и их барыней в Москве в стародавние времена.
С одной стороны, рассказ очень интересный и захватывающий, а с другой  –  грустный рассказ с множеством вопросов: почему? Мне было не понятно, почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму, почему барыня лишила Герасима последнего смысла жизни? У меня было ещё много вопросов, пока  не прочитала рассказ внимательней. Я нашла ответы на все вопросы! Герасим утопил Муму, чтобы бедняга не мучилась, ведь он не мог прятать Муму вечно, деревня-то барская. Барыня просто не знала, что для Герасима Муму была смыслом жизни. Я думаю, если бы барыня знала об этом, она бы так не поступила  с Герасимом.
Меня история в рассказе «Муму» поразила. Было очень жаль Муму и Герасима. Я плакала, читая главу, где Герасим утопил Муму.

Гриценко Ольга – ученица 5Б класса.