"Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей". Информационные технологии на уроке окружающего мира

Разделы: Начальная школа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цель урока: изучить основные понятия, касающиеся охраны животных и растений, познакомить детей с Красной книгой Российской Федерации.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами растений и животных.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, умение высказывать и отстаивать свое мнение, в тоже время внимательно и терпимо относиться к мнению окружающих; воспитание навыков бесконфликтного общения;
  • воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод проведения: беседа, объяснение, самостоятельная работа в группах.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью мелодии песни Пахмутовой «Просьба», голоса животных, рисунки редких и исчезающих видов растений, Красная книга России, презентация.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы, цели занятия

Учитель. Итак, мы начинаем. Желаю Вам удачи в ваших новых открытиях.

Слайд 1.

Ребята, прочтите, что написано на слайде. Как вы понимаете слова «Там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»? Что значит «неведомых»? Что значит «невиданных»? (Ответы детей) Учитель подводит детей ближе к теме урока.
Наш урок я хочу начать вот таким рассказом, послушайте его.

Слайд 2.

«Медведица шла домой неторопливой поступью довольного и уставшего зверя. Рядом переваливались уставшие и потому притихшие медвежата…
Когда медведица приблизилась к берлоге, Циба поймал на мушку затылок и, отчего-то разозлившись, спустил курок. Тишина разлетелась в куски, как хрупкое стекло. Гром прокатился по лесу и упал в ущелье. Вздрогнули уснувшие птицы, ухнул удивлённый филин и всё опять стихло. Осталось лишь звонкое напряжение. А для медведицы всё кончилось…
Всю ночь медвежата, еле живые от страха, просидели около матери. А утром, когда слетелось вороньё, они, поражённые странной неподвижностью всегда такой заботливой родительницы, злые от голода и встревожанные, всё ещё сидели около неё и сердито клацали зубами, отгоняя наглеющих птиц…»
Собрались тогда звери на лесную поляну.
И послышался шелест листьев и перезвон цветов с мольбой о помощи и такой же просьбой. Может быть, на этом и закончился бы наш рассказ, но есть такая волшебная книга, книга защиты и надежды, куда занесут имя нашей медведицы.

– Ребята, что это за волшебная книга? Так о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Ответы детей)

Учитель. Ребята, что Вы чувствуете относительно действий человека? (Ответы детей) Придумайте другой вариант истории. (История оканчивается тем, что медведица осталась жива).

2. Работа над темой

Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой мы в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька.

Учитель. Ребята, как Вы думаете, почему автор, обращаясь к человеку, призывает опомниться?

Ученик. Потому, что нет природы – нет жизни на Земле.

Учитель. Верно. Так вот, тема нашего урока: Красная книга Российской Федерации. Сегодня мы поговорим о том, что это за книга и зачем она нужна людям.

Слайд 3.

3. Беседа по теме урока

Учитель. Мы знаем достаточно много о планетах солнечной системы, чтобы сравнить Землю с замороженным Марсом, мертвой Луной и кипящей Венерой. Что же делает Родину – Землю такой исключительной, такой прекрасной среди планет Солнечной системы?
Конечно, жизнь, растительность и животный мир – основа существования самого человека.
Посмотрите, как прекрасны творения природы, и ими бы только восхищаться, поражаясь, насколько хитра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу России и всем им угрожает опасность исчезновения.
Ученые создали союз охраны природы и стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, всё это издали в виде книги.
Сегодня мы не просто отправимся в путешествие по Красной книге, но и попытаемся изготовить свою Красную книгу.
– А, как Вы думаете, почему её назвали красной?

Учащийся. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.

Учитель. Красный цвет, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться горе!».
Да, Красная книга – это сигнал опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными, об исчезающих животных и растениях. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность и предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях.

Слайд 4

Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Она является официальным документом.
Как устроена Красная книга?
Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.
Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).
Существует и Черная книга. В ней описываются те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица. В исчезновении большинства видов непосредственно виновен человек.
В начале урока я спрашивала: «Что значит «невиданных»? Скорее всего, речь идёт и о них тоже. Очень жаль, что мы с вами их никогда не сможем увидеть!
Подумайте, что влияет на исчезновение животных и растений?

Ученик. Вырубка лесов, загрязнение рек, убийство животных ради ценного меха, мяса.

Учитель. Да, люди губят много животных, вылавливают рыб, выкорчевывают леса. А для животных леса, озёра, реки это их дом.

Ученик.

В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем.
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим”

Человек неразумно использует богатства природы, ее сокровища. Он повинен в том, что исчезли многие виды растений и животных.Для чего нужна Красная книга?

Ученик. Знать какие именно животные на грани исчезновения. Она ПРЕДУПРЕЖДАЕТ нас что то или иное животное, растение в беде.

4. Аудиозагадка

Животные знали, что мы о них будем говорить и к нам в класс поступили жалобы от животных. Послушайте их.

ЖАЛОБА 1. «Ох, и не любят меня люди. Голос, видимо мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, потому что я лучший охотник за полевыми мышами, которые уничтожают урожай? Кто я?» Сова. Сова с 1964 года под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Слайды 5, 6.

ЖАЛОБА 2. «Люблю влагу. Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая и в огороде и на болоте. Кто я?» Жаба.

Слайды 7, 8.

ЖАЛОБА 3. «Меня бояться люди, увидев – убегают прочь. Я очень люблю ползать и сворачиваться в кольцо. А из моего яда делают бесценные лекарства». Кавказская гадюка.

Слайды 9, 10.

5. Физкультурная минутка «В мире животных»

6. Работа над темой урока

Слайд 11

– Ребята, существует не одна Красная книга. У разных народов, на разных территориях она своя, где занесены редкие виды растений и животных.

  • Всемирная красная книга
  • МеждународнаяКраснаякнига
  • Краснаякнига разных стран
  • Краснаякнига разных регионов, областей

Слайды 12-15. Например: орангутанг, макака лапундер, панда и многие другие.

6. Создание Красной книги России

Учитель. Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать, она снова восстановиться. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, некоторых ещё можно спасти. Давайте послушаем о них, а наши редакторы будут собирать материалы и оформлять книгу.

Выступление учеников.

Слайды 16-19. Амурский тигр (также известный как уссурийский, сибирский, алтайский, корейский, маньчжурский или северокитайский) – один из самых малочисленных подвидов тигров и самый крупный из них. Длина тела амурских тигров достигает примерно 2 метров, хвоста – 1 метр. Самцы на четверть крупнее самок. Тигр обладает огромной физической силой – он может волочить по земле тушу лошади более 500 м. Скорость движения по снегу может достигать 50 км/ч.

Слайд 20. Гадюка. На северо-западе России, на Кольском полуострове гадюка переходит Полярный круг. Гадюка населяет лесную и лесостепную зоны. Гадюки по многу раз в день греются на солнце, могут охотиться в сумерках. Они поедают лягушек и мышевидных грызунов, а в период гнездования активно питаются мелкими воробьиными птицами и их птенцами, при случае используют в пищу и ящериц.

Слайды 21-22. Снежный барс (Ирбис) класс млекопитающих отряда хищных семейства кошачьих. Также называется белым барсом или снежным леопардом. Снежные барсы обожают играть, любят валяться в снегу. Заигравшись, они частенько съезжают с крутой горки на спине, а внизу быстро переворачиваются и падают в сугроб на все четыре лапы. После игр или охоты устраиваются поудобнее и греются на солнце. Взрослые самцы ирбиса весят от 65 до 75 кг. Длина тела – до 2,1 м. Он отличается мягким, пышным и шелковистым мехом. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Причиной уменьшения численности это браконьерство с целью продажи красивой шкуры, которая дорого ценится, мясо, и кости барса используются в медицине.

Слайды 23-24. Бурый медведь. Самые крупные особи весят 500 и более кг, попадались гиганты весом до 1000 кг. Длина медведя до 2 м. Шерсть густая, равномерно окрашенная. Бурый медведь – лесное животное. Обычные места его обитания в России – сплошные лесные массивы. Бурый медведь ловит рыбу. Он всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, любит мёд. К зиме нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. Спит от 75 до 200 дней.

Слайды 25-26. Белый медведь – самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Подошвы ног подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка, а передняя часть лап оторочена жёсткими щетинками. Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.

Слайды 27-28. Манул – хищное млекопитающее семейства кошачьих: весит он 2–5 кг. Размеры ее невелики. Мех у манула самый пушистый и густой. Это дикая кошка. Скорости и ловкости у манула недостаточно. Уходя от преследования, кот стремится, как можно быстрее нырнуть в укрытие. Если это ему не удается, то он пускает в ход когти, лапы и зубы.

Слайды 29-31. Дельфин. О разуме и почти человнческом поведении дельфинов писали многое. Длина их тела до 400 (ЧЕТЫРЁХСОТ) см, масса до 500 кг. Молодые животные полностью серые. Обитают обычно в открытом море, а к берегам приближается очень редко. Причины гибели серого дельфина неизвестны, болезни не изучены.

Слайды 32-34. Розовый фламинго – птица из отряда фламингообразных. Оперение у взрослых самцов и самок – нежно-розового цвета, крылья – пурпурно-красные, маховые – чёрные. Взрослый наряд они «надевают» на третьем году жизни. Длина тела – 130 см, вес птицы достигает 4 килограммов. Розовый фламинго населяет большие озёра с солёной водой, морские лагуны и лиманы. Кормится на мелководье. В неволе фламинго доживали до 32-х лет. Розовый фламинго– самый распространенный видфламинго. Также это единственный вид фламинго, обитающий на территории бывшего Советского Союза в Казахстане.

Слайд 35. Камышовая жаба. Жабы – одни из самых волшебных животных. Они причислялись к свите ведьм и колдунов. Поэтому их даже старались никогда не убивать – ведь считалось, что они связаны с потусторонним миром. С жабами связано много открытий, им поставлено даже два памятника – в Японии и во Франции, столь велики их заслуги в области медицины. Подсчитано, что они уничтожают примерно 1-2 процента вредящих насекомых. А это – колоссальное количество! И тем не менее лягушки, как и жабы, относятся к "нелюбимым" – их давят, бьют, убивают часто просто так, потому что они лягушки, "противные", беззащитные, беспомощные...

Слайды 36-37. Мандаринка– небольшая утка массой 0,4-0,7кг. Брачный наряд самца мандаринки выделяется среди других уток ярким окрасом оперения. Самец имеет хохол на голове и более ярко раскрашен, чем самка. Существуют и другие, устаревшие, названия– «мандаринская утка» или «китайская утка» [2]. Современные гнездовья в России – в Амурской и Сахалинской обл., в Хабаровском и Приморском краях

Слайд 38. Чёрный журавль – один из самых маленьких видов журавлей, его высота составляет около 100 см, а вес 4 кг. Оперение большей части тела синевато-серое. Гнездится чёрный журавль преимущественно на территории Российской Федерации. В зимнее время более 80 % птиц мигрирует на японские острова. В 2-3 года журавли образуют пары и больше никогда не расстаются.

Слайд 39. Сапсан – крупный сокол: его длина около 50-ти см, размах крыльев 80-120 см. Самки сапсанов заметно крупнее самцов: они весят в пределах полутора килограммов, самцы примерно 750 грамм. Грудка жёлтая, клюв и ноги чёрные. На конце надклювья имеются зубцы, которыми птицы перекусывают позвоночник на шее своей жертвы.

Слайд 40. Венерин башмачок является декоративной орхидеей. Эти редкий цветок и прозвища имеет не менее интересные – «Венерины башмачки», «башмачки леди», «барышня в шляпке». Один из его лепестков имеет форму туфельки. Встречается по сырым лесам и оврагам. Цветок – ловушка для насекомых, заставляет их, себя опылять, но многие насекомые так и остаются, навсегда прилипая к цветку. А страдает растение из-за своего красивого цветка. (Приложение 1)

Слайд 41. Прострел. Растет в сухих сосновых лесах, на сухих песчаных склонах. Размножение семенное. Встречается в Хоперском заповеднике. В ряде областей сбор растения запрещен.

Слайд 42. Кубышка жёлтая растет в воде на поверхности зарастающих озер и прудов. Это название неофициальное, но вполне законное: растение действительно близкий родственник кувшинки белой. Цветет с конца мая по август. Рядом с плавающими листьями можно увидеть крупные, желтые, почти шаровидные цветы. Кубышка издавна считалась в народной медицине целебным растением, именно из-за этих крупных и хорошо пахнущих цветков её нещадно уничтожали. А ведь оно могло бы еще долго цвести в воде, радуя тех, кто по-настоящему любит цветы и природу.

Слайд 43. Купальница. Переводиться, как цветок тролля. По народному поверью, эти растения были любимыми у сказочных лесных существ – троллей. По другой версии, название происходит от солва шар, по шаровидной форме цветка. Купальница – луговые растения. Её можно встретить в России практически повсюду, особенно на сырых лугах и лесных полянах.

Слайд 44. Рябчик русский. Семейство Лилейные. Растёт на европейской части России. Луковичный травянистый многолетник, прорастает в разнотравных степях, на каменистых и щебнистых склонах холмов, лугах, в зарослях кустарников. Размножается семенами и луковичками. Необходим полный запрет сбора цветущих растений, создание особо охраняемых природных территорий.

Слайд 45. Ландыш майский – настоящее чудо природы. Это удивительный цветок из семейства лилейных, цветет в мае-июне в тенистых лиственных леса. На стебельке покачивается вниз кисть жемчужно-белых цветков. После того как они будут опылены, на ландыше образуются круглые зеленые ягодки, которые со временем краснеют. Ландыш ядовит, но используется в производстве лекарственных препаратов.

7. Демонстрация книги

Продемонстрируйте Красную книгу России.

8. Закрепление

Учитель. А сейчас представьте, что всё растения и животные приобрели дар. Они заговорили человеческим голосом. Как Вы думаете, что бы они нам, людям сказали, о чём попросили?

Высказывание детей.

– Вашим домашним заданием было нарисовать знаки запрещающих правил в природе. (Открывается доска).

Обсуждение увиденного.

9. Работа с перфокартами

Учитель. У Вас на партах лежат перфокарты с зашифрованными условными знаками. Разгадайте их. Установите соответствие. Соедините стрелками виды животными занесённые в Красную книгу. Взаимопроверка.

10. Итог урока

Учитель. Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!!

– Что Вам больше всего понравилось на уроке?

Слайд 46.

Учитель. Ребята, а сейчас я подарю каждому словарик, вы сможете поближе познакомиться с разными видами редких животных и растений России.

11. Домашнее задание. Нарисуйте растение или животное, занесённое в Красную книгу Краснодарского края.

– Спасибо за урок.