Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке. Клод Дебюсси "Детский уголок"

Разделы: Музыка


Цель:привлечь внимание детей к искусству импрессионистов.

Задачи:

  • стимулировать детскую творческую фантазию;
  • передать мимолётные ощущения, чувства, образы, основные особенности импрессионизма.

Течение импрессионизма возникло в 70-х годах XIX века, его породила общественно-политическая обстановка, сложившаяся во Франции вслед за поражением Комунны и установлением буржуазной республики. Первоначально импрессионизм представляла группа художников: К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуар, В.Ван Гог и др. Эти мастера пришли к общей идеи и в 1874-86 г. было организовано 8 совместных выставок. Эстетика и техника письма названных художников возникла на эмпирической основе. Выход из мастерской на открытый воздух и наблюдение за действием солнечного света в природе навели их на мысль, что верное воспроизведение действительности художником может основываться только на представлении того, что он в ней видит, а не то, что знает. На новую технику живописи навела ипмрессионистов игра света на воде. Из наблюдаемого ими разложения и соединения красок на дрожащей поверхности воды родилась идея класть на полотно краски одну за другой, не смешанными предварительно на палитре и только тех цветов, какие имеются в солнечном спектре. Поэтому картины импрессионистов стали своего рода «поэмами света» в его многообразных проявлениях от ярко, заливающего всё полотно сияния, до ярких радужных бликов, от тонких трепетных мерцаний до лёгкой жемчужной дымки, окутывающей предметы.

В обстановке непрекращающейся борьбы между традиционными и новыми направлениями в живописи и поэзии складывается музыкальный импрессионизм, основоположником которого стал Клод Дебюсси (1862-1918). Он утверждал, что именно красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора. Потребность передать в звуках состояние природы, её образы вызывает поиски новых красок, в музыке эти поиски коснулись лада и гармонии, мелодии и метроритма, фактуры и инструментовки, т.е. на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Значение мелодии, как основного выразительного элемента музыки, ослабляется, в то же время возрастает роль ладогармонического языка и оркестровой палитры, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начал. Частое обращение Дебюсси и Равеля к старинным народным ладам, а также к целотонному звукоряду в сочетании с натуральным мажором и минором аналогично колоссальному обогащению цветовой палитры художников-импрессионистов: длительное «балансирование» между двумя отдалёнными тональностями без явного предпочтения одной напоминает тонкую игру светотеней на полотне; сопоставление нескольких тонических трезвучий или их обращений в отдалённых тональностях производит впечатление, аналогичное мелким мазкам «чистых» красок, расположенных рядом на холсте и образующих неожиданно новое сочетание.

Музыкальный язык К.Дебюсси и М.Равеля богат неразрешёнными аккордовыми задержаниями, нонаккордами, ундецимаккордами. Альтерированные и квартовые созвучия не разрешаются, а причудливо сменяются, как элементы звукового колорита ладовых и ритмических элементов, заимствованных из фольклора народов Востока, Испании, Америки. Мелодика Дебюсси очень разнообразна и не укладывается в рамки какой-либо обобщающей формулы. Но его темы всегда пластичны и отшлифованы. Мелодия стремится не к чётким, завершённым периодам, а к бесконечности и нерасчленённости. Таковы, например, контуры темы флейты из прелюдии «Послеполуденный отдых Фавна» полной неги и истомы, хроматически изощрённой и ладово-неопределенной. Морис Равель же стремится к ясности формы: «Сначала я намечаю горизонтали и вертикали, а потом, выражаясь языком живописцев, начинаю малевать». Его музыка, развёртывающаяся соответственно канонам традиционных форм поражает живостью своего темперамента, собранностью и целеустремлённостью. Таковы, например, «Болеро», «Игра воды». Если цель Дебюсси – скрыть форму во имя поэзии «чистого чувства», то стремление Равеля – дисциплинировать сферу эмоций.Тип мелодики, созданный Дебюсси оригинален: в ней гибкая система вариантов основной интонации, как бы переливающихся один в другой преобладает над ясностью рисунка, изменчивость – над устойчивостью. Важнейшие качества тем Дебюсси – хрупкость, капризность, затушёванность контуров, что отвечает задачам выражения изменчивых настроений, ускользающих оттенков эмоций («Облака», «Шаги на снегу», «Затонувший собор»)

Дебюсси «Детский уголок» (конспект урока, 5 класс)

Учитель: Сегодня я хочу познакомить вас с композитором конца XIX – начала XX вв. и его имя Клод Дебюсси. Мы поговорим о его произведении «Детский уголок». Как вы думаете, о чём может рассказать музыка с таким названием?

Дети: Об играх, детях, игрушках.

Учитель: Действительно, музыка расскажет нам о добром мире светлой фантазии, который окружает человека в детстве.
Клод Дебюсси посвятил это произведение своей маленькой четырёхлетней дочери Эмме. В семье её ласково называли Шушу. Девочка была очень весёлой, подвижной, и, как все дети, любила играть со своими игрушками. Когда родители брали её в цирк или в маленький кукольный театр, Шушу хохотала от забавных гримас кукол и клоунов, танцевавших модные тогда танцы. Вернувшись, домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. В этом маленьком театре Шушу заставляла страдать и смеяться, петь и танцевать своих любимых кукол и зверушек. Композитор Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей дочери, так и появилось произведение, с которым мы будем знакомиться «Детский уголок». Оно включает шесть разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет название, за которым скрывается её герой. Все вместе пьесы составляют особую форму сюиту. Слово «сюита» – французское, означает ряд, последовательность. В музыке – это обычно несколько пьес объединённых общим названием. Сейчас прозвучит одна из пьес, а вы должны описать то, что услышите, картины образы, которые возникнут в вашем представлении? (Звучит «Колыбельная слона»)

Дети: Мне представляется плюшевый медведь, потому что музыка звучит в низком регистре. – Я представила себе слона, т.к. пьеса тоже звучит в низком регистре, но мелодия мягкая, нежная, передаёт добрый характер слона, а у медведя он не совсем добрый.

Учитель: Верно, это пьеса про слона, и мы говорили, что в музыке композитор изображает эпизод из жизни игрушек. Что же происходит с этим игрушечным слоном?

Дети: Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по дому.
– Я думаю, что слон лежит в своей кровати и мечтает.

Учитель: Ваши предположения очень близки к истине, но чтобы проверить насколько точно вы угадали, предлагаю вам пропеть мелодию пьесы. Подумайте, в какой обстановке могла бы звучать такая музыка, что можно под неё делать? (Пение мелодии в среднем регистре на звук «а»).

Дети: Под эту музыку можно укачивать ребёнка. Она похожа на колыбельную.

Учитель: Правильно, пьеса так и называется «Колыбельная Джимбо», так звали слонёнка Шушу. А для кого исполняется следующая пьеса? (Звучит «Серенада кукле»).

Дети: Мне кажется, что в этой пьесе поют птички. Я услышала звук гитары, и представила себе куклу, для которой поёт её кавалер.

Учитель: Молодцы! Пьеса называется «Серенада кукле». Кто из вас знает, что такое серенада?

Дети: Раньше серенады пели под окном дамы.

Учитель: Верно. В серенаде рыцарь воспевает свою Даму Сердца, поэтому музыка в серенаде обычно взволнованная, так как он ждёт от неё ответа на его предложение руки и сердца. А что необычно в этой серенаде?

Дети: Музыка здесь весёлая, подпрыгивающая, танцевальная.

Учитель: Правильно, по характеру эта музыка не похожа на серенаду, но почему композитор так назвал пьесу?

Дети: Я думаю, в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поёт красивой кукле серенаду. Все, и актёры, и зрители веселы и довольны.

Учитель: Я с вами согласна, композитор, наблюдая подобные сценки в играх своей, и сочинил эту пьесу. А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание следующей пьесы? (звучит «Снег танцует»).

Дети: Дождь, похожий на падающие капли.
– Мне представился темный парк, и с деревьев опадают, кружась, листья.
– Я представила прекрасные, лёгкие снежинки, блестящие в свете ночи. Они водят хоровод.

Учитель: Пьеса называется «Снег танцует» и все вы точно прочувствовали интонации танца. А какие ещё присутствуют интонации, послушайте ещё более внимательно произведение?

Дети: Интонации грусти, тоски, одиночества.

Учитель: Композитор изобразил те чувства, которые помогли ему увидеть эту красоту, танец снежинок? Давайте послушаем ещё один танец из этой сюиты? (Звучит «Кукольный кэк-уок»)

Дети: Это танец больше эстрадный, неровный ритм, напоминает джаз.

Учитель: Именно джазовые интонации придаёт этому танцу свою прелесть. Танец называется «Кукольный кэк-уок» – модный танец американских негров, родины джаза и переводится с английского «шествие с пирогом», как награда лучшему танцовщику. Сегодня на уроке вы поделились своими впечатлениями о прослушанных пьесах. Слово «впечатление» французское и именно там, во Франции, образовалось новое направление в искусстве – импрессионизм, которое и переводится как «впечатление». Клод Дебюсси, как и другие импрессионисты, пишет сердцем, и музыка рождается из глубины души. И главное, чтобы дети смогли услышать, увидеть её. В этой музыке нет точных контуров, линий, только гармония цвета и света, которую заменяют мелодия и ноты, кисточка и краски.