Проектная деятельность учащихся 1-го класса на примере урока окружающего мира по теме "Комнатные растения в жизни человека" по УМК "Планета знаний"

Разделы: Начальная школа


Одной из форм работы по УМК “Планета Знаний” в классах с расширенным изучением предметов является метод проектов. В учебниках есть специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески (т.е. “учит учиться”).

Проект – это специально организованная деятельность учащихся (индивидуальная или коллективная), результаты которой могут быть представлены в виде рисунков, спектаклей, стихотворений, поделок, макетов и т.д.

Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки учебных.

Со своим классом мы ведём проектную деятельность по разным предметам (русскому языку, чтению, математике, окружающему миру). Особенно эффективно осуществляется работа над проектами в процессе ознакомления детей с окружающим миром, где в роли главного метода выступает наблюдение, которое может быть, как общеклассным, так и групповым или индивидуальным. Свойства объектов могут изучаться через опыты, (проведение которых может достигать нескольких дней), а так же экспериментированием. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Здесь ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.

Подготовка проектов требует огромной работы, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Первое время большую помощь оказывают родители.

Приведу пример урока, на котором шла защита проектов по теме “Комнатные растения в жизни человека” (1 класс). При подготовке к уроку мы поставили перед собой вопросы, спланировали нашу работу.

Вопросы:

1. Откуда пришли к нам комнатные растения.

2. Как ухаживать за комнатными растениями.

3. Как размножать растения.

4. Какую пользу приносят комнатные растения.

Затем распределились на группы (4 группы), выбрали источники информации (справочники, энциклопедии, интернет). Родители помогли собрать и уточнить информацию, а так же оформить проекты (т.к. дети ещё маленькие).

Тема: “Комнатные растения в жизни человека”.

Форма организации урока: защита проектов.

Тип урока: обобщающий.

Цели.

  1. Обобщить знания о многообразии комнатных растений, формировать растениеводческие умения, навыки совместной работы и делового общения в коллективе. Развивать умение передавать и презентовать полученные знания.
  2. Развивать нравственные и эстетические чувства, повышать познавательную активность детей.
  3. Воспитывать бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же чувство ответственности;

Используемые методы: словесные (эвристическая беседа, дискуссия), наглядные ( динамические иллюстрации, демонстрация карт, схем) практические (наблюдение, опыты) обучающие упражнения.

Оборудование: АРМ учителя, географическая карта мира, учебник “Окружающий мир” Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова, тетрадь на печатной основе к учебнику “Окружающий мир” Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, конверт с индивидуальными заданиями, выставка детских рисунков.

Оформление доски:

Ход урока

1. Вступительная часть.

Учитель: Мы уже полгода ведём работу над созданием различных проектов, учимся добывать информацию из разных источников, стараемся расширять кругозор и творческие способности, вести исследовательскую деятельность.

Вот и к сегодняшнему дню мы провели большую работу над проектом по теме: “Комнатные растения в жизни человека”. И сейчас у нас защита проектов.

Но сначала вспомним:

- Какие растения называют комнатными? (Растения, которые выращивает человек в домашних условиях)

- Чем они похожи?

- Чем отличаются? (Разные по высоте, окраске, у них разной формы и толщины листья, разные стебли, цветы, запах)

- Вы видите у нас в классе пальмы, папоротники, вьющиеся растения. Обо всех мы, конечно, поговорить не успеем, но о некоторых из них вы сегодня услышите.

2. Защита проектов.

- А вот откуда пришли к нам комнатные растения расскажет 1 группа ребят.

Состав: Феоктистов Никита, Чирков Артём, Тищенко Диана.

Руководитель: учитель 1в класса Канина Ольга Анатольевна.

Консультант: учитель географии Старова Ирина Викторовна.

Выступление 1 группы

Тема проекта: “Откуда пришли к нам комнатные растения”.

Цель: изучить историю происхождения комнатных растений.

Феоктистов Н.:

Я расскажу вам о тропических растениях. Вот, например, фикус родом из Индии. В тропических лесах Индии очень трудно пробираться, это сплошные заросли. Тропинку приходится прорубать топором. Воздух в тропиках влажный и тёплый, как в бане. Но растения к этим условиям привыкли. Там часто идут сильные ливневые дожди, поэтому многие растения имеют жесткие, блестящие листья, как у фикуса. У растений, которые растут под деревьями, крупные, нежные листья. Эти особенности сохранились и у комнатных растений.

Бегония и традесканция пришли к нам из тропиков Америки, а бальзамин – из тропиков Африки.

Чирков А.:

На Земле есть места, где летом бывает так же много тепла, как в тропиках, но зима там прохладнее, а влаги меньше. Растения приспособились и к таким условиям. Им нужно экономить влагу, поэтому листья у них жёсткие, покрыты восковым налётом. Например, аспидистра пришла к нам из Азии, хлорофитум – из Южной Африки, фуксия – из Южной Америки.

Тищенко Д.:

Я расскажу о растениях пустыни.

Представьте жёлтый песок, ярко-синее небо без единого облачка, температура – свыше 50 градусов. Песок так раскалён, что обжигает. Конечно, в таких условиях растениям выжить трудно, но они сумели приспособиться. У растений пустынь листья сочные, мясистые, такие же стебли. Иногда они видоизменены в колючки. В таких листьях и стеблях накапливается вода. Например, алоэ родом из пустынь Африки, а кактусы – из Америки.

Результат проекта: на географической карте отмечены места произрастания комнатных растений, которые растут в классе, сообщения детей, знакомство учащихся с названиями растений кабинета.

Вывод делает учитель:

- Дети, как вы думаете, для чего эта группа детей изучала происхождение комнатных растений? (Растения собраны из различных мест нашей Земли. Мы должны знать, где их родина, какой там климат, чтобы правильно за ними ухаживать, создавая им условия, близкие к тем, что были на их родине).

- А вот какие условия нужны этим растениям, расскажет вторая группа ребят.

Состав проектной группы: Ножнинов Александр, Ендогур Иван, Смелов Степан, Колчин Виктор, Черепнёва Елизавета. Рябцева Арина, Смирнова Геля, Клеймёнов Георгий.

Руководитель проекта: учитель 1в класса Канина Ольга Анатольевна.

Консультант: учитель технологии Корнюшина Елена Владимировна.

Выступление 2 группы

Тема проекта: “Уход за комнатными растениями”.

Цель проекта: выяснить, как правильно нужно ухаживать за растениями, учитывая то, откуда это растение, чтобы оно хорошо росло и развивалось. Обучить этим навыкам одноклассников.

Демонстрационный материал: традесканция, бегония, хлорофитум, алоэ, кактус.

Ножнинов А.:

- Растения из тропиков (традесканция, бегония) любят тепло, не переносят сквозняков, весной и летом требуют обильного полива, осенью и зимой - умеренного.

Ендогур Иван:

- Некоторым растениям, например, хлорофитуму, нужна более низкая температура, поэтому их ставят ближе к окнам, поливают редко.

Смелов Степан:

- Растения, которые пришли к нам из пустыни (алоэ, кактус) зимой нужно поливать очень редко, а летом – умеренно.

Практическая часть проекта

Три ученика показывают и рассказывают, как правильно поливать, рыхлить, опрыскивать комнатные растения, протирать листочки.

Один участник группы вызывает ученика из класса, чтобы тот показал, как правильно полить сингониум (воду нужно лить по краю горшка слабой струёй, чтобы она не смыла почву с корней).

- Сингониум поливают 1 раз в неделю. Посмотрите по календарю, когда его нужно будет полить в следующий раз.

Опытная часть проекта

Колчин Виктор:

- Я с помощью опыта выяснил, что растениям необходим свет. Для этого я наклонил горшок с цветком и наблюдал, как каждый день изменялся рост стебля. Стебель постоянно тянулся к свету (фото).

Вывод: значит, растениям необходим свет.

Учитель:

Откройте рабочие тетради по окружающему миру на стр. 14, посмотрите, за каким растением правильно ухаживали, назовите номер рисунка.

Итак, что же необходимо растениям для хорошего роста.

- Покажите номер правильного ответа на экране проектора.

Физкультминутка

Игра с мячом “Скажи наоборот”:

- Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, лист, цветок, плод)

- Бывает стебель высокий, а бывает (низкий)

- Бывает корень короткий, а бывает (длинный)

- Бывает лист узкий, а бывает (широкий)

- Бывает цветок большой, а бывает (маленький)

Учитель:

- Итак, мы узнали правила ухода за комнатными растениями, а как нам поступить, если мы захотим развести больше цветов в классе? Об этом расскажет 3 группа.

Состав проектной группы: Фишер Александр, Домингенс Милена, Ефременко Дарья, Сотников Александр, Кузищин Роман, Хижняк Светлана, Диаконенко Игорь.

Руководитель проекта: учитель 1в класса Канина Ольга Анатольевна.

Консультант: учитель биологии Фишер Людмила Николаевна.

Ассистенты: родители: Ефременко Н., Кузищина О., Хижняк Е.

Выступление 3 группы

Тема проекта: “Размножение растений”.

Цель: узнать, как можно размножить растения.

Фишер А.:

Растения размножаются различными способами.

- Разгадайте ребус (см. оформление доски).

- Какое слово получилось (черенок).

Черенок – это кусочек стебля растения. Черенками можно размножить, например, фикус. Я дома провел такой опыт: отрезал черенок фикуса, налил в баночку воды и опустил туда черенок, поставил на подоконник, каждые 3 дня менял воду, через 14 дней черенок дал корень, еще через 10 дней я пересадил черенок в землю и вот что у меня получилось (демонстрация размножения растений с помощью черенкования).

Домингенс Милена:

Демонстрация размножения растений при помощи листового черенка. (Размножение фиалки)

- Для своего растения надо стать другом. Ухаживать за ним, можно говорить ему ласковые слова, петь песенки. Говорят, от этого растение лучше растет.

Ефременко Дарья, Сотников Александр, Кузищин Роман, Хижняк Светлана, Диаконенко Игорь:

Растения можно выращивать из семени. (Cлайд №3. Презентация)

- Нашей целью в работе над проектом было наблюдение, как из семени вырастает взрослое растение фасоли.

- В первый день мы замачивали семена. (Cлайд №4, №5 видео)

- Всю неделю мы увлажняли семена, держали их на свету и в тепле, а на 7 день заметили, что семена набухли и появились корешки. (Cлайд №6)

- Мы их посадили в землю и продолжили наблюдение. (Cлайд №7)

- Поливая семена, еще через неделю мы заметили появление зеленых ростков с маленькими листочками. (Cлайд №8)

- Мы решили их измерить. Ростки были разными – от 1 до 10 см. (Cлайд № 9)

- Всю неделю, получая питание и влагу из почвы наши ростки стали еще выше. (Cлайд № 10, № 11 видео)

Результат проекта: демонстрация взрослых растений, выращенных опытным путём.

Учитель:

- Давайте посмотрим, запомнили ли вы, как растение вырастает из семени. Достаньте из конвертов карточки и разложите их по порядку. Проверьте работу друг у друга. Поднимите руку, чей товарищ выполнил её правильно.

- А какую пользу приносят человеку комнатные растения, расскажет 4 группа ребят.

Состав проектной группы:

Рогатина Елизавета, Драницын Фёдор, Барбакарь Алина, Кривосхвостов Алексей, Родионов Владимир, Корниенко Анастасия, Серкова Арина.

Руководитель проекта: учитель 1в класса Канина Ольга Анатольевна.

Консультанты: Ксизова Вера Викторовна – агроном хозяйства “Тепличное”.

Выступление 4 группы

Тема проекта: “О пользе комнатных растений”.

Цель проекта: больше узнать о пользе комнатных растений.

Результат проекта: модель “Ромашка”, демонстрирующая теоретические знания о пользе комнатных растений.

Рогатина Л.:

- Комнатные растения украшают наш класс и наши дома.

Драницын Фёдор:

- Поглощают пыль, очищают воздух.

Барбакарь Алина:

- Приносят людям радость, особенно зимой, когда все остальные растения сбрасывают листья до весны.

Кривосхвостов Алексей:

- Растениями можно любоваться, вдыхать их аромат и с любовью ухаживать за ними.

Родионов Владимир:

- А так же они могут использоваться как лекарственные растения

Корниенко Анастасия:

- Отгадайте загадку:

Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)

Серкова Арина рассказывает о пользе алоэ.

- Какое же значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Из ответов детей на доске появляется ромашка):

- Применяются как лекарственные растения.

- Приносят радость.

- Очищают воздух.

- Поглощают пыль.

- Украшают нашу жизнь.

Итог урока.

- Из наших проектов вы узнали, как правильно ухаживать за комнатными растениями, как их размножать. Теперь вы можете сами заботиться о своих растениях и научить этому друзей. Может быть в будущем, кто-то свяжет с этим свою профессию.

- Каждый цветок – это чудо природы. Если вы будете правильно, с любовью за ними ухаживать, то растения порадуют вас своей красотой.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.

- Дома вы нарисовали свои любимые комнатные растения. Давайте покажем, как частичка труда каждого из вас, может превратиться в большой цветущий сад.

(Под “Вальс цветов” П. Чайковского дети вывешивают на доску свои рисунки).

Посмотрите, как красиво получилось, когда вы работали дружно, все вместе. А наша работа над проектами будет продолжена. Желаю вам новых успехов!

Список литературы

  1. Обучение в 1 классе по учебникам “Окружающий мир” Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, “Литературное чтение” Э.Э.Кац: Программы, методические рекомендации, тематическое планирование/ Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, Э.Э.Кац. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  3. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. - 2005, №2.
  4. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой. - М.: Просвещение, 2004.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
  6. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ. - Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
  7. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат. -М., 2000.

Приложение (музыкальное)

Не опубликованные в статье материалы имеют большой объем (находятся у автора статьи).