Сказочная история "Колобок-румяный бок"

Разделы: Логопедия


Цели.

1. Практическое усвоение предлогов -на, -в, -от, -с, -у, -за, -под, -к, из-за. Активизация словаря: амбар, сусеки, переполох, слова, отвечающие на вопросы: какой, какая? Слова с суффиксом -ся. Учить отвечать на вопросы, строить предложение.

2. Учить детей не перебивать друг друга при ответе. Развивать чувство заботы, сопереживания героев, обучать высказыванию суждения о их поступках, обращать внимание на эмоциональное состояние сказочных героев. Вызвать у них яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, увидеть себя в этой истории.

3. Прививать любовь к слушанию сказок, любовь к художественной литературе. Закреплять умение последовательно выстраивать ход событий и составлять правильно оформленный пересказ.

Оборудование: книги, компьютер, аудиозаписи, картинки-иллюстрации к сказке, мнемотаблицы, жёлтый треугольник – символ предлога.

Ход занятия

1. Организационный момент. Беседа логопеда с детьми о сказках, которые они знают. Кто им читал или рассказывал. Выставляются книги со сказками, которые дети принесли из дома. Логопед делает заключение, что на полках появились новые книги, что в них живут сказки и их обязательно прочтут детям.

2. Основная часть занятия: Сказочная история “Колобок румяный бок”.

- Сегодня мы продолжим путешествие в страну Сказок. Логопед накидывает платок сказочницы.

По волшебному пути в сказку можем мы войти!
Только где же этот путь? Как нам в сказку заглянуть?
Вот и птицы нам поют, в гости в сказку нас зовут!

Логопед приглашает детей зайти в лес (группу), под музыкальное сопровождение “Звуки леса”. Предлагает детям присесть на “полянку” (подушки, стульчики, ковер) и принять удобное положение и внимательно слушать. Выразительно чтение сказки.

Логопед: Расскажу историю, которая произошла в лесу. Слушайте внимательно и запоминайте.

По ходу чтения, огопед выставляет иллюстрации к сказке (рис. 1-9).

За рекою у реки,
Жили дед, да баба – старики.
Задумал Дед дела,
Чтоб баба колобок ему спекла.
По амбару помели,
По сусекам поскребли.
Колобок и испекли.

Рис.1

Колобок славный
Колобок румяный
На окно поставили,
Остудить оставили.

Рис. 2

Колобок славный,
Бок румяный.
На окне лежал,
Спрыгнул, убежал.

Рис.3

Рис.4

К лесу он катился,
Смеялся, веселился.
Прыгал он, играл,
Всё песню напевал:
“Я Колобок, румяный бок.
По амбару метён, в печи испечён!”

Покатился дальше. Остановился у болота. Лягушка сидит на кувшинке и проквакала ему: “Не ходи Колобок, там, в лесу звери”.

- И пойду, и друзей себе найду! - упрямо ответил Колобок. Но Колобок бежит, веселится, ни чего не боится.

Покатился Колобок по лесной тропинке. И стал играть. Запрыгнул на пенёк, спрыгнул с пенька и попал в лес (логопед голосом утрирует предлоги). А тут как тут и заяц.

Рис.5

Рис.6

Ты кто? – смело спросил Колобок.

- Я Заяц. Ты вкусно пахнешь. Я тебя съем.

- Я от Бабушки ушёл, Я от Дедушки ушёл, и от тебя Зайка уйду!

В лесу затрещали ветки. Колобок спрятался за дуб и выглядывает из-за него.

Рис.7

- Кто тут вкусно пахнет? – зарычал Медведь.

- Это я Колобок румяный бок.

- Я тебя съем.

- Ой! Я тебе песенку спою.

Пока Колобок пел свою смелую песенку, медведь захрапел и уснул.

Колобок быстро покатился и свернул на другую тропинку, заблудился, спрятался под высокую ель. Из-за её могучих веток не было видно даже солнца. Страшно стало Колобку.

- Ау! Ау! – почти шёпотом звал на помощь.

Рис.8

Кто тут вкусно пахнет? Я серый волк. Зубами щёлк. Я знаю во всём толк. Я готов тебя съесть! Выходи!

- Я Колобок румяный бок.

По амбару метен, в печи испечён, – дрожащим голосом пропел Колобок.

Волк заслушался и уснул.

Тут ему навстречу вышла лесная красавца. Хвост длинный, пушистый. Мордочка длинная. Запела сладким голоском.

Рис.9

- Здравствуй, милок! Что ты плачешь? Я тебя успокою.

- Я хочу вернуться к Деду и Бабе, – плакал Колобок.

- Подойди ко мне, расскажи про себя, - облизываясь, шептала Лиса.

- Я хочу тебя обнять, - а сама уже открыла пасть.

Колобок как закричит: А-А-А
В лесу переполох,
Кричал Колобок
Ну, как мог:
“Спасите, помогите!
Домой меня проводите!”.

Колобок бежал,
Деда с Бабой вспоминал:
“Я бегу, бегу домой!
К Бабушке своей родной!”
Деда с Бабой целовал.
Больше никуда не убегал. (Пауза)

Вот и сказки конец, кто слушал внимательно, тот молодец!

3. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям отдохнуть и показать, какой Колобок был в сказке. Дети имитируют движения Колобка.

“Я Колобок – румяный бок,
По амбару метён, по сусекам скребён,
В печи испечён. На окошке студён”.
Дети присаживаются и делают выдох – уффф! Уффф! (Горячий колобок)

4. Беседа по содержанию сказки с использованием рисунков и мнемотаблицы.

Логопед даёт объяснение слов: амбар, сусеки, переполох.

Вопросы детям:

- В этой истории, какой был колобок? Давайте подберём слова о его поведении.

Примерные ответы детей:

Сдобный, румяный, круглый. Поведение - упрямый, непослушный. Настроение - смелый, весёлый, печальный, испуганный, грустный, радостный.

-Что делал колобок? Дети по сказке называют действия колобка – катился, хвастался, улыбался, прятался, заблудился, испугался, прятался. Логопед голосом выделяет окончания в этих словах.

Логопед предлагает детям по мнемотаблице, вспомнить содержание сказки, используя предлоги (рис.1-7).

- Покатился по тропинке, запрыгнул (куда?) на пенёк, спрыгнул (с чего?) с пенька, покатился (куда?) к лесу, спрятался (куда?) за дуб, выглядывал (из-за чего?) из-за дуба, спрятался (где?) под елью.

Логопед обращает внимание детей на то, какие маленькие слова помогали ему играть? Дети показывают желтые треугольники, символ предлога.

5. Отзывы детей о сказочной истории. Вопросы для беседы.

- Про кого эта история? (Логопед выставляет иллюстрации к сказке). Что вас удивило в этой сказке? Что не понравилось? С чего началась сказка? Что произошло дальше? Как вы думаете, могла эта история закончиться по-другому? Кто узнал себя в этой истории?

Кто напомнил ему, что нельзя идти в лес? Какая концовка вам больше нравиться придуманная или та, которую вы уже знаете? Приведите пример своего поведения.

6. Итог. Сюрпризный момент.

В дверь постучались. Воспитатель приносит детям колобки-пончики и чай. Сообщает, что это передали Дед и Баба. Приятного аппетита!