Внутренние воды России. Реки

Разделы: География


Цели:

Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах. Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны. Познакомить с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме. Продолжить формирование общеучебных  навыков (работа с картой и учебником).

Воспитательные: Воспитывать чувство прекрасного: любовь к природе, желание охранять ее; любовь к поэзии. Воспитывать  патриотизм, через познание природы родного края. Обогащать речь школьников.

Развивающие:

  • Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
  • Способствовать активизации процесса обучения.
  • Осуществлять уровневую дифференциацию знаний.
  • Продолжать формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.
  • Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.

Технология развивающего обучения

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы проведения урока:

Повторение с учащимися уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;

Беседа – проверка знаний учащихся и заполнение схемы о видах внутренних вод;

Практическая работа с использованием, карты по определению обозначению крупнейших рек России;

Самостоятельная работа учащихся  с учебником, для формирования образа рек России, о влиянии  рельефа и климата на реки.

Учебно-наглядный комплекс:

Физическая карта России – атлас, учебник, «Оценочные листы», мультимедиа.

Задачи на урок:

  • Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах России.
  • Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме.

План изучения нового материала:

  1. Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах России.
  2. Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме.

Ход урока

1. Организационный момент – 5 минут (Слайды 7, 8) (Приложение 1)

2. Актуализация знаний по теме: Климат и климатообразующие факторы.

  1. И.В. Воейков – это  ученый, который... ?
  2. Климатообразующие факторы – ?
  3. Солнечная радиация – ?
  4. Деление солнечной радиации -?
  5. Воздушные массы – ? и 4 типа воздушных масс?
  6. Атмосферный фронт -?
  7. Атмосферный вихрь – , циклон -?
  8. Антициклон – ?
  9. Изотерма – ?, синоптическая карта-?
  10. Коэффициент увлажнения – ? Формула ?
  11. Испарение, испаряемость – ?
  12. Климатические пояса в России – какие есть?

Ученики работают с Оценочными листами (Приложение 2) в ходе урока и в конце выставляют себе оценки по тем критериям, которые приведены на этом листе.

Слово учителя. Роль воды (Слайды 9 и 10): Внутренние воды играют огромную роль в жизни и деятельности человека: без воды нет жизни. Вода – дар природы, драгоценный минерал. Русский ученый-климатолог А.И. Воейков называл реки «продуктом климата из водной оболочки» – гидросферы. На В.В. приходится  всего 2% – это пресная чистая вода. Русский историк и  ученый Василий Осипович Ключевский отмечал особую роль рек в жизни народа Руси, т.к. селились они по берегам рек и приносили людям только добро. По характеру поверхности и рельефу реки бывают: равнинные и горные. (слайды)

Б) Вспомним части реки (Слайд 11, 12) учитель рисует на доске или (по программе Point). Проблемный вопрос: Из чего же состоит река? (Вспоминаем курс 6-7 класса)

  1. Исток реки – это  место начала реки, родника (смотри рисунок)
  2. Устье реки – это место впадает река
  3. Пойма – это часть речной долины  которая затапливается во время половодья.
  4. Речная долина – это расстояние между берегом и руслом
  5. Приток впадая в главную реку другая река, становится ее притоком; бывают  левый и правый (узнаем встав лицом к устью главной реки)
  6. Длина реки – это расстояние от истока до устья
  7. Речная система – это главная река с притоками
  8. Бассейн реки – участок поверхности Земли с которой река собирает воду, или питается.
  9. Водораздел реки – это граница между двумя  речными системами
  10. Склон реки – это склоны – участки земной поверхности, ограничивающие долину с боков.
  11. Река – это поток воды, который течет по выработанному углублению, руслу.
  12. Режим реки – это питание (смешанное), паводок и половодье .
  13. Паводок – кратковременный подъем реки.
  14. Половодье ежегодный продолжительный подъем  уровня воды.

Изучение новой темы (Слайды 13, 14, 15–21):

К внутренним водам России относят: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, многолетнюю мерзлоту, искусственные  водоемы.

Характеристики реки:

I. Длина реки.

  1. Самой длинной рекой России – считают – Объ с Иртышом (5410 км)
  2. Самая  полноводная  река – Енисей (6 т. км)
  3. Река Амур длина 4440 км
  4. Лена – 4400 км
  5. Волга – 3530 км

II. Площадь водосборного бассейна. Реки нашей страны относят к бассейну 3 океанов и внутренней бессточной области.

На бассейн Северного Ледовитого океана приходится самая большая площадь водосбора рек, примерно 75%, а вот на Атлантический  океан приходится 5%, на Тихий океан примерно 20%;

  • 1 место – по площади водосборного  бассейна принадлежит Оби, площадь его бассейна составляет – 3 млн.км.кв.
  • 2 место – Лена и Енисей – 2,5 млн.км.кв.
  • Амур на 3 месте – 1,8 млн.км.кв.
  • У  Волги – 1,38 млн.км.кв.

III. Годовой сток – объем  воды, протекающий через реку за один год. На 1 месте по годовому стоку – Енисей-600 км.куб., на 2 месте – Лена – 488 км.куб, Объ – 400км.куб, Амур – 350 км.куб, у Волги – 250 км.куб.

Характер течения рек определяется

  1. По территории, или подстилающей поверхности по которому она протекает: горная и равнинная
  2. Падение и уклон реки.

Падение реки – это разница между абсолютными высотами  истока и устья реки. Находится по формуле: Hи – Hу =  Пр(м)

Уклон реки – это Пр: Др = м\км

Пример: Определяем Падение реки Волги. Высота истока = 300м, высота устья – 28 м. 300 – (-28) = 328 м.

Физкультпауза

На раз – всем дружно присесть, на два – подняли руки вверх, на три – носки свои достать и за парты сесть опять.

Работа с атласами и физической картой. Определение и вычисление Падения и Уклона рек: Лены, Ангары, Нивы. Статистическая работа в тетрадях по вычислению Падения и Уклона рек. (Слайды 22 – 25)

Работа в тетрадях. Записи основных терминов по изученной теме.

Главными компонентами влияющими на воды является КЛИМАТ и РЕЛЬЕФ.

На реки влияет климат. Он определяет  характер питания реки( источниками питания является: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное, но в большинстве случаев, смешанное питание. Климат определяет  и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок,  межень, ледостав. Реки России по режиму делятся на 3 группы:

А) Реки с весенним половодьем (эти реки имеют смешанное питание с преобладанием снегового) – Волга, Объ, Печора, весной – половодье;

Б) Реки с летним  половодьем. Это реки текущие в муссонном климате, которые разливаются  во время  муссонных дождей.

В) Реки с  паводковым  режимом. Разливаются после дождей. Паводок – это внезапный непредсказуемый подъем уровня воды)( запас).

Работа рек: Эрозия и аккумуляция. Работа с учебным материалом, стр.116-117 – анализ. Эрозия – это разрушение горных пород под натиском энергии  воды, преобладает в верхнем течении. Аккумуляция – отложение и накопление разрушенных горных пород. Твердый сток – твердые частицы минерального или органического материала переносимые текущими водами.

Закрепление нового материала. (тест) (Слайды 26–28)

1в. Главная река со своими притоками:

а. речная система, б. режим реки. в. бассейн реки

2в. Превышение истока над устьем, называется:

а. уклон  реки, б. падение реки

3в. Место, где река берет начало, называется:

а.исток, б. устье

4в. Внезапный подъем уровня воды в реке:

а. паводок, б. половодье, в. наводнение.

5в. Объем воды, который  протекает в русле реки за год:

а. твердый сток, б. годовой сток, в. расход воды

6в. Большинство рек  России имеет питание:

а. дождевое, б. снеговое, в. ледниковое, г. смешанное

7в. Горной рекой является река:

а. Урал, б. Печора, в.Ока, г. Терек

8в. Самая многоводная река России

а. Лена, б. Волга, в. Енисей г. Амур

9в. Чем больше падение, тем:

а. больше скорость течения реки, б. больше годовой сток, в. больше площадь бассейна реки.

Домашняя работа.

  • П. 23 читать, работа с контурными картами – отметить реки, которые были озвучены в ходе урока.
  • Проставить оценки за ответы и участие на  уроке.
  • Работа с электронными журналами.

Составные части реки – справочный материал для учащихся (Приложение 3).