Игровые технологии в профилактике приема ПАВ подростками с ОВЗ

Разделы: Школьная психологическая служба


Игра сегодня – самый популярный вид психологической работы с детьми и со взрослыми. В своей повседневной работе с детьми с ОВЗ я часто использую игру как психотехнический приём , структурированное сложное действие по правилам (игры “зеркало”, “колдунчики”, “колечко”). Также я использую в коррекционно-развивающей, профилактической работе “большую” психологическую игру. “Большая психологическая игра” - это целостное законченное действие, имеющее свою систему целей и правил. Это “маленькая” жизнь, которая проживается каждым участником. Она позволяет участникам получить опыт, ценный для их настоящей жизни. Причем для участников она выступает как деятельность. Игра даёт возможность понять себя и других, прожить и выбрать модели поведения, выявить свои творческие возможности.

В своей работе я применяю игровые оболочки – самый простой, привычный вид психологической игры. Такие игры допускают остановку по ходу, анализ и разбор возникшей ситуации “вне игры”. Причем “игровая оболочка” балансирует на грани игры и тренинга, что делает очень успешным её введение в тренинговую работу. А это для меня является актуальным. Дети с ОВЗ, обучающиеся в нашей школе-интернате, характеризуются бедностью кругозора, словарного запаса, сниженным интеллектом , настабильностью эмоционального состояния. Таких детей, а особенно подростков очень тяжело привлечь к тренинговой работе. Создание игровой оболочки позволяет повысить познавательную активность, улучшить мотивацию к психологической работе.

Наиболее интересным является применение в профилактической работе оболочки “Мир хаоса”. Психологическая игра “Мир Хаоса” проводится, как правило, по окончании “Тренинга здорового образа жизни”, служит итогом проведенной психопрофилактической работы. В основе игры лежит игровая оболочка Битяновой Р. М. “Мир Хаоса”.

Психологическая игра “Мир Хаоса”

Цель игры: профилактика приема ПАВ, формирование у участников понятия “здоровый образ жизни”, развитие навыков коллективного взаимодействия, развитие рефлексии.

Содержание и игровая цель. В ходе игры участники попадают в мир, разрушенный Хаосом. Когда-то это место называлось миром гармонии. Здесь царили любовь, красота, счастье. Но, увы, это время прошло. Люди сами разрушили этот мир, погрязнув во вредных привычках, забыв о нравственности, чести, достоинстве. Мир Гармонии разрушен. Задача участников - восстановить разрушенный мир, пройдя ряд испытаний, на которых записаны обретенные ценности. В конце игры паззлы собираются и приклеиваются на большую карту. Игровая цель заключается в том, чтобы преодолеть препятствия и собрать как можно больше паззлов.

Участники: игра предназначена для детей 12–14 лет (учащиеся 6–7 классов 7–8 вида). Количество участников 6-12 человек. Необходимо 2 ведущих (психолог и педагог, воспитатель, возможно – ученик старших классов).

Оборудование, материалы: пазлы из цветной бумаги (4 штуки), скотч, кнопки, булавки, фломастеры, маркер, шкатулка для записок. Музыкальное сопровождение, магнитофон, листы бумаги, костюмы для ведущих. Карта разрушенного мира. 2 помещения.

Время проведения игры: 45 минут – 1 час.

Ход игры

Приветствие (около 5 минут).

Выключается свет, звучит тревожная музыка. Участники игры, держась за руки, входят в затемнённое помещение. Горят свечи (или другое освещение). Их встречает “Хаос”, одетый в чёрный балахон. Рядом с ним -ведущий. Игроки становятся вокруг ведущих. На стене висит карта разрушенного мира.

Ведущий. “Вы попали в мир, называемый миром Хаоса. Когда-то этот край процветал. Здесь было много радости, повсюду звучал весёлый смех, люди жили в гармонии и дружбе. Все называли это место Миром Гармонии. Но случилось так, что люди утратили ценность и смысл, погрязли во вредных привычках. Мир был разрушен. С тех пор здесь поселился Господин Хаос. Смелые странники приходят сюда, чтобы вернуть миру гармонию. Но увы, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Мир ждёт новых героев, способных вступить на путь борьбы с Хаосом. Мир Гармонии находится в плену у Хаоса. Она ждёт вашей помощи. Согласны ли вы принять участие в восстановлении Мира Гармонии? Сможете ли вы пройти этот путь до конца? Назовите мне свои качества, которые дадут мне понять, что этот путь вам по плечу (дети называют по очереди).

Вы убедили меня в своей силе, но и трудности ждут вас тоже серьезные. Вы видите карту разрушенного мира. Она пуста. Вы должны пройти испытания. После каждого успешно пройденного испытания вы будете получать кусочек карты – пазл. На нём обозначены высшие ценности. Если вы не справитесь с каким-либо заданием, осколок карты останется в руках Хаоса.

Испытание 1. “Полезные и вредные привычки”.

Ведущий: “Люди разрушенного мира забыли о полезных привычках, они помнят только о вредных. Вы должны им помочь. У меня в мешке находятся карточки с названиями привычек. Каждый из вас по очереди должен вытянуть карточку с названием привычки, прочитать. А команда должна “просигнализировать” - вредная это привычка или полезная, (участникам раздают по две карточки – со знаком + или -)”. Ведущий раскладывает карточки с названиями привычек на 2 столбика – “вредные” и “полезные”.

обманывать
курить
лениться
кричать
драться
разбрасывать мусор
бояться сказать “нет”
постоянно жаловаться
пить пиво
чистить зубы
заниматься спортом
умываться
высказывать свое мнение
помогать родителям
делать уроки
закаляться
правильно питаться

В.: “Итак, кто объяснит, что такое “вредная привычка”, “полезная”. А что такое “привычка” ( способность привыкать к каким-либо действиям или ощущениям. Человек совершает одни и те же действия и привыкает их повторять, не задумываясь.) Полезные привычки способствуют сохранению здоровья, а вредные разрушают его. -А как вы думаете, легко ли отказаться от вредной привычки? А какого человека мы называем здоровым?

– Вы успешно справились с заданием, определив понятие “полезные и вредные привычки” и можете получить паззл. Но на нем нужно написать название задания, которое вы выполнили (полезные и вредные привычки). Напишите также название качеств, которые помогли вам справиться с этим заданием”. (Среди ребят выбирается хранитель паззлов, который держит их до конца игры.)

2. Упражнение “Паровозик”.

“А теперь мы должны отправиться к месту второго испытания. Путь к нему будет непростой. Вы должны встать в шеренгу друг за другом (если детей 10-12, то их нужно поделить на 2 группы). Первый в строю - паровоз, он ведет за собой состав. Последний - замыкающий. Он контролирует путь. Остальные “паровозики” должны взяться за руки и идти за паровозом. Им я завяжу глаза. На пути будут разные препятствия, которые вы должны объехать под руководством паровоза и замыкающего. В пути нельзя разговаривать, вы должны спокойно и уверенно идти друг за другом, взявшись за руки. Если вы успешно пройдете путь, то тоже получите паззл для восстановления мира гармонии. Вам понятно задание? Тогда отправляемся, (если 2 команды, то они идут друг за другом)”.

В конце проводится анализ упражнения и выдается паззл, на котором также пишется название качеств, помогших справиться с выполнением задания.

3. Упражнение “Правда или вымысел”.

“У жителей разрушенного мира много вредных привычек, а полезных почти нет. Они приводят много доводов и объяснений. Ваша задача – доказать, что их слова – вымысел. Мы будем говорить о курении”.

Перед детьми на стенде вывешиваются 6 листов с написанными на них цифрами от 1 до 6. На обратной стороне каждого листа написан миф о курении. Ребята вытягивают мячик с номером листа, переворачивают его и читают миф. Далее проводится совместное обсуждение. По результатам выполнения задания дети получают паззл, пишут на нем название задания и качества, которые понадобились им для его выполнения.

Легче начать разговор
Помогает расслабиться
Приносит свободу
Если захочу – брошу
Тот, кто курит, – взрослый
Родители курят – и ничего.

Пишут на нем название задания и качества, которые понадобились им для его выполнения.

4. Упражнение “Паровозик”.

Выполняется аналогично первому, но нужно поменять детей местами. По окончании проводится анализ — в каком случае упражнение было выполнено лучше и почему.

5. Упражнение “Здоровый образ жизни”

“Вы должны показать жителям разрушенного мира, каким образом они могут жить без вредных привычек. Перед вами на столе лежат карточки с различными надписями, картинками (можно вырезки из журналов). Вы должны на доске составить плакат “здоровый образ жизни” Вам дается 10 минут на эту работу. Будет учитываться дружба и взаимопомощь при выполнении этого задания”. По окончании проводится анализ задания, вручается паззл, на нем делаются надписи с названиями качеств.

6. Подведение итогов.

Ведущий: “Итак, отважные смельчаки. Вы справились со всеми заданиями и прошли нелегкий и сложный путь. Вручите мне паззлы”.

– Какие качества вы проявили, пройдя эти испытания? (можно зачитать названия качеств, написанные на паззлах). Паззлы наклеиваются на карту разрушенного мира. Включается яркий свет, Хаос убегает.

Ведущий: “Вам удалось восстановить разрушенный мир и прогнать Хаос. Удалось доказать жителям, что жизнь без вредных привычек красивее и интереснее. Надеюсь, что и вы будете вести здоровый образ жизни и учить этому других!”

Литература:

  1. Битянова Р.М. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2004 г.
  2. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. М.: Вако, 2004 г.