Проект "Развитие звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного с диагнозом ФФН, ОНР"

Разделы: Логопедия


Направление: творческое.

Сроки реализации: 1 год.

Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников, и всех её компонентов: фонематический слух, фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение путём интеграции с разными образовательными областями: «Музыка», «Труд», «Коммуникация».

Задачи проекта:

  • развивать фонематический слух на базе речевых и неречевых звуках; развивать навыки звукового анализа;
  • учить различать звуки на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, находить место звука в слове.
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
  • пропевание  изолированных звуков, чистоговорок  и попевок на заданный звук;
  • учить детей изготавливать модели артикуляции звуков  своими руками из  бросового материала.
  • совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Способы оценки:

  • логопедическое обследование  уровня сформированности фонематических процессов у детей в начале и конце года, фиксирование результатов в речевой карте;
  • наблюдения;
  • анализ  учебной и игровой деятельности дошкольников

Ожидаемый результат: для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – воспитатель – музыкальный руководитель –  родитель ), каждый из которых заинтересован  в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными. Участие в проекте  разных образовательных областей будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, выработке хорошей дикции.

На подготовительном этапе мы  подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения, которые можно будет использовать на занятиях и  в разных образовательных областях, провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, провели совместно с музыкальным руководителем   консультацию для воспитателей   «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Деятельностный этап включает в себя проведение мастера – класса для логопедов  "В стране волшебных звуков ", открытое занятие для логопедов «Гласные звуки», консультацию для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ФФН и ОНР", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Звук Г», подготовили совместно с музыкальным руководителем  «папки-передвижки», использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми разные  игры и игровые упражнения:  (Приложение 1)

На заключительном этапе провести логопедическое обследование  уровня сформированности  звуковой культуры речи детей старшего  дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом педагогическом совете и на выставке педагогического мастерства.

Критерии отслеживания результатов:

  • дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
  • дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
  • дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине ,конце)
  • дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.