Что мы родиной зовем

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Знакомить  детей с традициями  русского народа. Побуждать к творчеству.
  • Развивать творческие способности, раскрывать их таланты,
  • развивать  творческий  потенциал детей.
  • Воспитывать любовь к своему народу, родному краю.
  • Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Зал празднично украшен. Звучит песня  «С чего начинается Родина».

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья и гости нашего праздника, праздника – который посвящён самому дорогому – любви  Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к Русской земле, Родине.

Ведущий 2. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких  маленьких уголков и состоит наша большая, великая родина. Мы открываем наш праздник Что мы Родиной зовём?»

Чтец 1. 

Твои поля, овраги, степи, горы,
Небес твоих синеющий шатёр,
И звёзд твоих мерцающие взоры,
И в звёздных искрах твой пытливый взор –
Как это с детства душу волновало
Пленительной тревожной красотой, –
И вдруг опять так больно близко стало
При ярком звуке Родины святой

Чтец 2.

Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит к тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это Родина твоя,
Земля твоя родная.

Ведущий 1. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У  взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества  до границ всего государства. Но у каждой реки есть свой исток, маленький ключик, с которого всё начинается.

Ведущий 2. Ты родился на севере, где зимой не бывает дня, а летом не бывает ночи? Деревья у твоего дома маленькие, карликовые – сосны и берёзки ненамного выше тебя. Зато над твоим родным краем загораются сказочные огни полярного сияния – словно тысячи лампочек: красных, синих, жёлтых – сияют в небе. А то, что холодно,  – не беда.

Ведущий 1. Чувство малой Родины со своим обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь на всю жизнь.

Музыкальный  номер «Я нарисую счастье».

Ведущий 1. С детской игрушки, с народной сказки,  первой школьной беседы об  окружающем мире ,складывается у ребёнка представление о Родине . Многие из нас считают Родиной , место где родился , вырос . Если говорить конкретно ,то для многих из нас Родина – это Нижняя Пёша.
Как образовалась наша Пёша? Так сложилось, что первой образовалась Верхняя Пеша, расположена на берегу реки Пёша, в 40 км от устья. Площадь её территории –  50-55 га.
Откуда пошло название – Пёша?
По одной из версии, было это давно, ещё до отмены крепостного права.
Опальная дворянка Фомична (фамилии её не помнят сторожилы ) со своей свитой и крепостными крестьянами с движимым и недвижимым имуществом на лошадях и пешком , зимой добирались в ссылку на север.
Весна задержала продвижение – разлившиеся реки, открывшиеся озёра заставили её остановится на берегу реки Верхняя Пёша. Здесь внимание дворянки привлекли сенокосные угодья. Часть людей из окружения Фомичны осели здесь и начали застраиваться. Среди осевших были Окладниковы, Шубины.  Их усилием и мастерством были сделаны землянки потом дом, церковь, школа, конюшня. Шло время, после смерти Фомичны крестьяне из её округа стали свободными, начали расселение по округу в поисках лучших мест для обжития.
Таратины поселились там, где и образовалось Таратинское.  Сюда на место теперешней Пёши двинулись Кузнецовы, Шубины, Калинины,  Речковы, Ванеканевы, Варницины. Со временем приехали сюда и мезенские рыбаки Кыркаловы.
Так началась Нижняя Пёша. Первые дома появились в1864 году, они были построены по южному берегу реки Пёша. Сейчас эта улица Набережная

Чтец. «Ты тоже родился в России»

Ведущий 2. И  чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого гнёздышка. Это могла быть лесная опушка, сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне или городской двор. И не так уж сложно объяснить, почему всё это нам дорого. Память людей связана с тем местом, где родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила память!

Ведущий 2. Нельзя не вспомнить об образовании школы.
В 80-е годы 19 века, когда в народном образовании «зелёную улицу» получило духовное ведомство, ни в Канинском (с. Несь) , ни в Тиманском
(Пёша) церковных приходах школы открыть не удалось из-за кочевья самоедов. Однако по отчётам Архангельской духовности консистории, в 1894-1895 учебном году в МЕЗЕНСКО-ПЕЧОРСКОМ крае было открыто 14 одноклассных церковноприходских школ и 7 школ грамоты. О дате образования русской школы в с. НИЖНЯЯ ПЁША известно, что школа стала работать с 1 сентября 1894 года, для обучения детей грамоте на средства миссионерского общества. Ввиду отсутствия средств, школа своего здания не имела и помещалась в доме священника. В ней работали два преподавателя – заведующий школой и законоучитель священник Павел Таратин и псаломщик Ивановский.

Ведущий 1. В 1916 году в школе обучались 5 детей , и занимались они в доме Окладникова Кирилла Фёдоровича. Этот частный дом служил школой до 1926 года. В этот же год школа стала трёхклассной. Дети желавшие продолжить образование, отправлялись для  дальнейшей учёбы либо в Мезень, либо в с. Великовисочное – школу крестьянской молодёжи.
Так же в 1926 году была создана ненецкая школа-интернат в Канино-Тиманской тундре,  близ села Нижняя Пёша (выселок Таратинское), и учительствовал там Тимофей Петрович Синицын, он был известен под псевдонимом Пэля Пунух, как северный писатель.
В 1927 году школа располагается в здании старого Дома Культуры: днём это школа, а вечером клуб, впоследствии здание полностью было отдано школе. В это время в Нижней Пёше функционирует две школы: русская и ненецкая.
В 1932 году Пёшская школа становится семилетней, в сентябре 1940 года открывается 8 класс, в котором обучается 18 учеников.

Ведущий 2. Только в учебном 1944-1945 году открыли 10 класс – это первые выпускники их было 7 человек.
Несмотря на тяжёлые послевоенные годы, общественная жизнь в школе кипела . в Нижне-Пёшскую школу стали съезжаться дети из близлежищих населённых пунктов, для дальнейшего обучения. На сегодняшний день в школе учатся дети из Волоковой, Белушья, Волонги, Снопы, Вижаса, Верхней Пёши.

Ведущий 1. Как мы уже говорили, в нашем зале присутствуют гости: участники художественной самодеятельности Верхнее-Пёшского Дома Культуры. ВСТРЕЧАЙТЕ! 

Выступление гостей.

Ведущий 2. Среди множества особо отмечаемых в календаре дней , есть один особый – 23 февраля, День защитника Отечества. Именно 23 февраля 1918 года был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск армии для защиты нашей Родины от нападения врагов. Наша армия прошла славный путь, оберегая мир и покой граждан России.
Для всех защитников Отечества настоящих и будущих прозвучит музыкальный привет «Сегодня салют»

Ведущий 1. Родина – это огромное родное дышащее средство, подобное человеку – писал А. Блок. Давайте  будем бережно относится к нашей Родине , защищать её чтобы  будущие поколения могли с гордостью сказать: « Это моя Родина, моя Россия!»

Список использованной литературы

  1. Архивные данные села Нижняя пёша.
  2. Воспоминания жителей села Нижняя Пёша
  3. Журнал «Читаем, учимся, играем», выпуск № 3, 2004 год, издательство «Либерея-Бибинформ».