Здоровье школьников – важный фактор получения качественного образования

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Сохранение здоровья учащихся – одна из главных задач современного образовательного процесса. Проблема эта многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов.

Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30–50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

Процесс психического развития учеников, в том числе и младших школьников, должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Например, родители, которые не смогли сами полностью самореализоваться, стремятся к получению их детьми более престижного образования. И дети, дабы реализовать высокие притязания мам и пап, "выкладываются" в гонке за хорошими отметками, не удовлетворяя при этом своих интересов. Причем, гонка эта начинается сейчас уже в начальной школе, (некоторые родители заявляют о претензиях на медаль во 2 – 3 классах). Следствием этого являются постоянный страх у детей, тревожность, ожидание провала или неудачи, в итоге чего может развиться депрессия. Не всякий детский организм может выдержать такую "гонку за успеваемостью".

Имея высокие притязания на отличные отметки, родители не придают значения соблюдению режима дня. Дети поздно ложатся спать, у многих из них питание не регулярное (3 раза в день), а беспорядочное по количеству приема пищи и по времени.  Между тем как строгое соблюдение установленного распорядка повседневной жизни, рациональное распределение времени труда и отдыха, сна и питания не только способствует формированию здорового образа  жизни, но и воспитывает у школьников дисциплинированность, аккуратность, организованность, силу воли.

Негативным фактором, усугубляющим психические отклонения у учеников, становятся и пьющие родители, неудовлетворительные материальные и бытовые условия. В таких семьях родители испытывают психоэмоциональный голод, т.к. лишены родительской ласки, внимания, заботы близких. У таких детей проявляются черствость, равнодушие к миру, низкая общая культура, что, естественно, не может не сказаться на качестве усвоения знаний.

Преодоление всех этих факторов, устранение их последствий для ребенка является одной из первоочередных задач школы, учителей начальных классов в частности. Ведь известно, что основы знаний закладываются в младшей школе, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников, мониторинг диагностики состояния учащихся. Ведь часто и длительно болеющие, физически ослабленные, функционально незрелые и плохо подготовленные дети тоже приходят в школу, которая рассчитана на совершенно здорового ребенка.

Ситуацию, связанную с пребыванием ребенка в школе, особенно впервые недели и месяцы обучения многие исследователи определяют как состояние "школьного шока", вызванного резким несоответствием между школьными требованиями и возможностями ребенка. Особенно остро на такую ситуацию реагируют ослабленные дети, у которых обостряются хронические заболевания, приобретающие затяжное и непрерывно рецидивирующее течение, происходит декомпенсация поврежденных болезнью функций и вторично нарушаются когнитивные процессы, что в целом затрудняет обучение и воспитание.

Данные исследований московского педиатра В.Н. Касаткина ("Медико-психологическая программа укрепления здоровья детей", 1999 г.) доказывают, что возрастание числа детей с хроническими патологиями здоровья за время обучения и воспитания в школе увеличивается более  чем в полтора раза. Констатируется, что среди учащихся младших классов число здоровых детей не превышает 10–12%.

Одним из факторов, влияющих на процесс обучения, являются переутомление, перегрузка учащихся, появление дефектов здоровья, возникновение отвращения к учителю, негативный жизненный опыт. Следовательно, образовательный процесс XXI века требует от каждого учителя овладения и применения в работе только здоровье-сберегающих технологий, т.е. совокупности приемов, методов, методик, средств обучения  и подходов к образовательному процессу, при которых необходимо выполнять следующие требования:

  1. Учитывать индивидуальные (интеллектуальные, эмоциональные, физические, мотивационные и др.) особенности ребенка, его темперамента, доминирующего типа восприятия учебного материала, типы памяти и характер функциональной ассиметрии полушарий головного мозга.
  2. Не допускать изнуряющих интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок при изучении нового материала; стремиться добиваться только оптимальных результатов, т.е. наилучших не вообще, а при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся.
  3. Обеспечивать такой подход к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе; исключать любые факторы, которые могут негативно повлиять на состояние ребенка (авторитарное давление, грубость, едкая, обидная ирония, бестактность и т.д.).
  4. Акцент делать не только на подходе, не приносящим вреда, но и на том, чтобы научить ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты.

Положительный эмоциональный настрой важно задать в самом начале учебного дня, т.е. с первых минут первого урока. Необходимо, чтобы учитель входил в класс с улыбкой, показывая, что общение с учениками для него приятно. Не менее важным моментом считаю проведение упражнения – тренинга на использование энергии полного дыхания: ученики делают глубокий вдох и выдох, как бы выдыхая при этом все негативные эмоции, накопленные за утро (если это 1-ая смена) или за первую половину дня (если 2-ая смена). Таким образом, дается психологическая установка на радость от общения с одноклассниками и учителем и от получения новых знаний.

Одним из важных элементов сохранения здоровья школьников являются физкультминутки на общеобразовательных уроках. Этот вид физкультурно-оздоровительных мероприятий благотворно влияет на восстановление умственных способностей, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный настрой учащихся, снимает статические нагрузки.

Наиболее целесообразно проводить их, когда у учащихся появляются первые признаки утомления; снижается активность, нарушается внимание. Время их проведения 1– 2 минуты. Лучше если упражнения выполняются, сопровождаясь веселыми стихами, например:

1. Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим…
Один, два! – выше голова,
Три, четыре! – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть.

Наряду с общепринятыми физкультминутками можно выполнять комплексы упражнений, направленных на релаксацию организма. На мой взгляд, для учащихся 2–4 классов наиболее приемлема методика психологической тренировки, разработанная А.В. Алексеевым. Она достаточно проста для обучения, ею можно овладеть за 5–7 дней.

В основе методики лежат четыре компонента:

  1. умение расслаблять мышцы;
  2. способность максимально ярко, но без напряжения представлять содержание формул самовнушения;
  3. умение удерживать внимание на избранном объекте;
  4. умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами.

Таким образом, данная методика способствует не только снятию мышечного и эмоционального напряжения, но и учит детей одному из элементов психологической защиты.

Для учащихся 1-х классов также имеется комплекс упражнений для релаксации. Вот некоторые из них:

1. Бутон

Нежный маленький бутон (дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова опущена вниз)
Свернут туго-туго он
Солнце луч ему протянет – (медленно встают, выпрямляясь, плавно поднимая руки и голову вверх)
И бутон гвоздикой станет.  (с окончанием поднимаются на носки)

2. Опенок

Влез опенок на пенек
Простоял один денек  (И.П. присесть на корточки, на строки 1-2 встать)
На ветру качался,
Низко наклонялся. (Наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе)
Тоненький, тоненький, (Выпрямления в одну сторону)
Ножка, что соломинка!
А потом склонился – (Наклон корпуса вперед)
И совсем свалился! ("Уронить" корпус, руки при этом свобод)

Комплексов специально-восстановительных зрительных игр:

"Цветные сны". Игра проводится из положения сидя. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрыв их ладошками, и опускают головы. Учитель называет цвет, а играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава и т.д.). Выборочно опросив детей, учитель называет другой цвет. Игра продолжается 20 сек.

"Метелки". Игра проводится в конце урока. Учащиеся выполняют четыре моргания, проговаривая текст: "Вы, метелки, усталость снимите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, в учебный мир окунуться пора". Игра продолжается 20 сек.

"Жмурки". Игроки крепко зажмуриваются на 3-4 секунды. В это время учитель меняет расположение предметов (мячи, кегли, флажки и др.). Открыв глаза по сигналу, дети стремятся зафиксировать происшедшие изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения (или исчезновения) предметов они заметили. Игра продолжается 1,5 минуты

Но все эти замечательные упражнения и методики не дадут должного эффекта, если ребенок на уроках будет эмоционально и умственно перегружен. Чтобы этого избежать, необходимо развивать познавательный интерес учащихся. Ведь если на каждом уроке происходит маленькое чудо, открытие, детям интересно, они учатся не через силу, а с желанием. Поэтому для различных уроков подбираются  задания таким образом, чтобы ученики получали знания не только по данному предмету, но и узнавали для себя что-то новое, полезное об окружающем мире и о самих себе. 

На уроках математики –  валеологические задачи, обеспечивают эмоциональный подъем  детей; снижают уровень тревожности, (ученик выполняет личностно-значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении); "разгружают" мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышление; облегчают процесс запоминания материала; формируют познавательный интерес к учебе. Например:

1 класс. Саша и Надя купили одинаковые порции мороженого. Саша съел свое мороженое за 4 минуты, а Надя за 5 минут. Кто съел мороженое быстрее и на сколько? Почему, когда облизываешь мороженое кончиком языка, оно кажется особенно сладким? (На кончике языка расположено больше всего рецепторов, воспринимающих вкус).

2 класс. Когда Нине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько изменился вес Нины? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?

3 класс. Чтобы получить пятерку по физкультуре, мальчики 5 класса должны пробежать 60 м. за 10 сек., а 3 класса – за 15 сек. С какой скоростью нужно пробежать дистанцию мальчикам 3 класса? Почему легкую атлетику называют королевой спорта?

4 класс. Ученые считают, что суточная норма калорийности на человека составляет 2600 ккал. Сколько ккал должен получать человек на завтрак, обед и ужин, если известно, что завтрак составляет 25%, обед – 59%, полдник – 15%, а ужин – 10% суточной нормы?

Большой интерес и энтузиазм вызывает у детей решение задач с биологическими, сказочными сюжетами. Например:

  1. Незнайка посадил 50 семян гороха. Из каждого десятка не взошло 2 семени. Сколько всего семян не взошло?
  2. Самые крупные в мире муравьи живут в Африке. Длина их тела составляет 1/3 дм. На сколько они длиннее наших шестимиллиметровых муравьев?

На уроках письма также даются задания в игровой форме. Например, ученикам раздаются картинки со сказочными сюжетами. Задание: найти 12 слов с безударными гласными в корне, написать, записать проверочные слова.

Изучать тему о правописании гласных в корне помогают и схемы – алгоритмы, упрощающие усвоение учебного материала.

На уроках по изучению фонетики отгадываем фонетические загадки:

С "ё" – колючий, с "у" – ползучий.

Маша или бабушка? Кто любил Красную Шапочку больше? В ответе три слога.

Игра "Плюс – минус"  (если согласен с ответом, ставь "+", если не согласен, ставь "-").

На уроках письма полезно применять тексты познавательного характера, содержащие сведения по валеологии, биологии, географии, истории России. На основе этих текстов отрабатываются орфограммы и синтаксические понятия.

На уроках чтения интонационная разминка,  способствует поддержанию благотворного эмоционального настроения учащихся, развивает дикцию, артикуляционный аппарат, повышает технику чтения. Это такие задания, как произношение одного слова, например, "здравствуйте" с различной интонацией, проговаривание скороговорок и т.д. Ребята произносят диалоги, работая в парах, что развивает коммуникативные умения, учит их толерантности.

Школа является образовательным, а не медицинским, здравоохранительным учреждением, но она должна решать проблему сохранения здоровья детей, т.к. нормальное или хорошее состояние здоровья школьников является необходимой предпосылкой получения высоких образовательных результатов, продуктивной мотивации, положительного отношения к школе.

Школа, как учреждение просветительное, по традиции занимается передачей детям не только духовной, но и физической культуры, что приобретает формы движения за распространение здорового образа жизни.

Литература:

  1. Атутов, В.П. Технология и современное образование. М., 1996, – 82с.
  2. Щуркова, Н.Е. Культура урока. М., 1993, – 15с.
  3. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. – СПб., 1997, – 56с.
  4. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А. Уроки здоровья для первоклассников. – М., 1999, – 12с.
  5. Обухова Л.А., Лемяскина, Н.А. Уроки здоровья для второклассников. – Воронеж, 1999, – 20с.