Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе по развитию логического мышления: интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: умники и умницы


Задачи:

  • Развивающие:
    • развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
    • развивать конструктивные способности, умение логически мыслить, рассуждать, доказывать свое решение;
    • развивать находчивость и сообразительность.
  • Обучающие:
    • освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; закрепление представлений о содержании понятий;
    • формировать умения делать простейшие умозаключения;
    • учить анализировать, абстрагировать и классифицировать свойства предметов.
  • Воспитательные:
    • доставить детям радость и удовольствие от игры;
    • поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
    • воспитывать выдержку, умения слушать друг друга, принимать чужую точку зрения.

Методы и приемы: беседа, рассуждение, словесные пояснения, указания, ответы на вопросы индивидуальные и хоровые, просмотр иллюстраций, анализирование схемы, объяснение хода и правил игры, подведение итогов игры

Предварительная работа:

  • беседа по просмотру интеллектуальных телепередач: «Самый умный», «Галилео»;
  • дидактические игры «Четвертый лишний», «Продолжи предложение»;
  • решение логических и конструктивных задач;
  • индивидуальная работа и разучивание физкультминутки.

Словарная работа: млекопитающие, легкие, жабры, живые существа, интеллектуальная игра.

Оборудование: магнитная доска.

Демонстрационный материал: схема, предметные картинки: щука, карась, жук, бабочка, лиса, волк, ворона, воробей, кит, дельфин; условные обозначения: живые существа, птицы, рыбы, звери, насекомые.

Раздаточный материал: схема, предметные картинки, условные обозначения: живые существа, птицы, рыбы, звери, насекомые; карточки с картинками для игры «Третий лишний».

Литература:

  1. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы под ред. Л.А. Венгера, Москва. Издательство “Гном и Д” 2000 г.
  2. Л.А. Грищук «Школа дошкольников», занимательные уроки, Москва. Издательство «Глобус», 2007г

Ход интеллектуальной игры «Умники и умницы»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на отборочный турнир интеллектуальной игры  «Умники и умницы».  Встречайте  участников игры.

Воспитатель называет каждого ребенка по фамилии и имени, дети выстраиваются на ковре лицом к жюри.

Воспитатель: Ребята,  сейчас я представлю вам  жюри, которое будет следить за игрой и оценивать конкурсы. В составе жюри:

  • Дертева Светлана Станиславовна
  • Вдовиченко Любовь Александровна
  • Мухаметгалиева Гузель Маснавиевна

Воспитатель: Участники интеллектуальной игры готовы?

Воспитатель: Сегодня вам пригодятся такие качества как: ум и смекалка, внимание и выдержка, находчивость и сообразительность, взаимовыручка и честность.

Педагог приглашает участников занять свои места за игровыми  столами.

Воспитатель: Жюри и участники игры представлены, осталось озвучить правила игры. Итак, уважаемые ребята, члены жюри, вопросы на игру  нам прислали сказочные герои: Знайка, Буратино, знаток природы крокодил Гена, дядя Федор из Простоквашино, лиса Алиса. Каждому участнику игры будет задано по одному вопросу  из  каждого конкурса. Правильные ответы жюри оценивает в один балл. Кто наберет больше всех очков, будет удостоен звания победителя игры  «Умники и Умницы».

Воспитатель: Итак, начинаем.

1-й конкурс «Разминка». Вопросы к этому конкурсу прислал Буратино.

Ребята, я сегодня вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом "нет",
А утвердительный – тогда
Скажите громко слово "да".
Но смотри, не торопись,
На крючок не попадись.

1. Первоклашкам 10 лет? (Нет)

2. Форма круга у монет? (Да)

3. Живут жирафы в тундре? (Нет)

4. Лес – обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов? (Да)

5. Когда приходят холода,
На юг летят все птицы? (Нет)

6. За вторником идёт среда? (Да)

7. За четвергом – суббота? (Нет)

8. Растает снег – в ручьях вода.
Весной бывает это? (Да)

9. Вы веселые всегда? (Да)

Воспитатель:

Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.

2-й конкурс от крокодила Гены «Познавай-ка»

Воспитатель: В этом конкурсе всего одно задание, оно предназначено для всех участников игры. Задание сложное и его мы разберем  с вами все вместе. Согласны?
Крокодил Гена прислал для этого задания следующие картинки, давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Кто изображен на картинках?

Дети: На картинках изображены: птицы, животные, насекомые, рыбы.

Если дети не могут сразу разбить эти картинки на группы, то они просто перечисляют, кто изображен на картинках.

Воспитатель: Что одно общее есть у всех названных вами существ?

Дети: Они все живые.

Воспитатель: Значит, они все относят к живым существам.

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит лист бумаги со схемой. Давайте мы сейчас с вами попробуем разобрать эту схему, обозначить  каждую точку определенным  названием и подобрать к ней соответствующую картинку.

Дети вместе с воспитателем подбирают условные обозначения к точкам: живые существа, птицы, рыбы, звери, насекомые.

Воспитатель: Самая верхняя точка обозначает, что все они живые существа.

Воспитатель: Далее давайте, разделим все эти картинки на группы. На какие группы их можно разделить?

Дети предлагают свои решения, затем один ребенок выходит к доске и делит картинки на предложенные группы.

Воспитатель: На какие группы мы разделили с вами живых существ? Сколько их?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Найдите условные обозначения  для данных групп у себя в тарелочках и обозначьте ими точки.

Воспитатель: Давайте дальше рассмотрим схему. Каждая группа: птицы, звери, насекомые, рыбы делится еще на несколько частей. Подберите самостоятельно картинки с живыми существами к каждой группе.

Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание крокодила Гены.

Воспитатель: Ребята, но  у меня здесь остались еще две картинки: кит и дельфин. Как вы думаете, к какой группе мы их определим?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: Давайте рассуждать. Где живут киты и дельфины?

Дети: В море, в океане, в воде.

Воспитатель: Значит, они могут быть рыбами?

Ответы детей

Воспитатель: Чем дышат рыбы?

Дети: Жабрами.

Воспитатель: Кто из вас знает, чем дышат киты и дельфины?

Воспитатель: Легкими. Первое отличие от рыб.

Воспитатель: Потомство рыб появляется из чего?

Дети: Из икринок.

Воспитатель: А киты и дельфины икру не мечут. У них сразу рождается детеныши, как у зверей.

Воспитатель: Вот второе отличие от рыб.

Воспитатель: И последние своих малышей мамы выкармливают молоком. Значит, к какой группе живых существ относится кит и дельфин?

Дети: Звери.

Воспитатель: А еще эту группу животных называют млекопитающие. Потому что все детеныши вначале питаются молоком матери.

Воспитатель: Уважаемое жюри все ребята с данным заданием справились правильно.

3-й конкурс «Отвечай-ка» от дяди Федора из Простоквашино

  1. У какого дерева белый ствол?
  2. На каком дереве растут желуди?
  3. У какого цветка на стебле острые шипы?
  4. Как еще можно назвать белый гриб?
  5. Какая ягода после мороза становится сладкой?
  6. Какое название грибов похоже на ласковое название животных?
  7. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
  8. Какой ядовитый гриб едят северные олени?

Следующий 4-й конкурс «Рассуждай-ка»

Воспитатель: Задания к этому конкурсу прислал Знайка.

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит по одной карточке с картинками. Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, как назвать все предметы на вашей картинке одним словом,   но при этом одна из картинок лишняя, почему? Объясните свой ответ.

  1. Молоко, сок, хлеб – продукты. Лишний хлеб его едят, а сок и молоко, жидкие продукты, их пьют.
  2. Сосна, береза, дуб – деревья. Лишняя сосна – это хвойное дерево, а береза и дуб лиственное.
  3. Автобус, трамвай, троллейбус – транспорт. 1. вариант ответа – лишний трамвай он ездит по рельсам. 2. вариант ответа – лишний автобус, потому что у трамвая и троллейбуса есть усики, требуется электричество.
  4. Роза, астра, мать-и-мачеха – цветы. Лишняя мать-и-мачеха это лекарственное растение, а роза и астра, садовые цветы.
  5. Ручка, карандаш, книга – школьные принадлежности. Лишняя книга ее читают, а ручка и карандаш ими пишут.
  6. Валенки, сапоги, сандалии – обувь. Лишние сандалии, их носят летом, а сапоги и валенки зимой.
  7. Жираф, лев, белый медведь – животные. Лишний белый медведь он живет на севере, а жираф и лев в Африке.
  8. Воробей, ворона, ласточка – птицы. Лишняя ласточка это перелетная птица, воробей и ворона, зимующие птицы.

Последний заключительный 5-й конкурс «Хитрые вопросы» от лисы Алисы и кота Базилио

Воспитатель: А теперь не зевай очень быстро отвечай.

  1. Сколько ушей у трёх мышей?
  2. Сколько лап у двух медвежат?
  3. Сколько хвостов у пяти поросят?
  4. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?
  5. На дереве сидят две вороны, одна смотрит на юг, другая на север. Видят ли они друг друга.
  6. На березе выросло 10 яблок. Катя сорвала одно яблоко. Сколько осталось яблок.
  7. Когда курица стоит на двух ногах, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если станет на одну ногу?
  8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

 Воспитатель: На этом интеллектуальная игра подошла к концу, прошу жюри подвести  итоги конкурсов.

Слово жюри. Жюри награждает  ребят медалями за участие в интеллектуальной игре.