О чем говорят выразительные движения

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: познакомить детей с выразительными движениями как невербальными средствами общения.

Задачи урока:

- познакомить с невербальными способами общения;

- привлечь внимание детей к выразительным движениям, обучать групповым методам работы;

- воспитывать ответственное отношение к порученному делу и чувства товарищества.

Оборудование: жетоны с изображением цветов; слова “жесты”, “мимика”, “поза”, “выразительные движения”, карточки с надписями “прыгаете через скакалку”, “у вас болит зуб”, “вы любопытные”, “качаете маленького ребенка”, “чистите картофель”, “вы удивлены”, “причесываетесь перед зеркалом”, “пришли домой и делаете уроки”, “вы расстроенные”, “одеваете младшего братика или сестричку”, “вдеваете нитку в иголку”, “вы радостные”, “Хоккей с мячом”, “Поле чудес”, “Спокойной ночи, малыши”, “Диалоги о животных”, презентация к уроку; рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Упражнения - энергизаторы.

Дети, поздоровайтесь друг с другом руками, плечом, спиной, придумайте свой способ.

Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга:

У тебя ручки, у меня ручки.
У тебя плечи, у меня плечи.
У тебя спинка, у меня спинка.
У тебя пальчики, у меня пальчики.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы дружим друг с другом.

- Начнем урок с игры, которая называется “Давайте пожмем друг другу руки”.

- Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах. Пожмите друг другу руки.

- Я прошу выйти в круг тех, у кого есть кошка. Пожмите друг другу руки.

- Я прошу выйти в круг тех, кто имеет брата или сестру. Пожмите друг другу руки.

- Я прошу выйти тех, кто пришел в школу с хорошим настроением. Пожмите друг другу руки.

- Ребята, вы узнали что-то новое друг о друге?

- И я время работы с вами узнала о вас очень много. А как вы думаете, благодаря чему это произошло? (Подвести детей вопросами к выводу “Благодаря общению”.) Сегодня на уроке мы получим возможность общаться друг с другом разными способами. А чтобы урок получился интересным, разделимся на группы.

Игра “Цветочная поляна”

Ученики подходят к столу, на котором разложены четыре вида картинок с цветами: ромашки, колокольчики, васильки, астры. Дети, выбирая понравившийся им цветок, делятся на 4 труппы.

- Начинаем работать в группах. В каждой группе должен быть человек, который руководит работой. Тот, кто в самой светлой одежде, организует работу в группе.

- А для начала вспомним правила работы в группе.

2. Оценка знаний учащихся по теме урока. Приложение 1. Слайд 1.

“Мозговой штурм”

- Я попрошу каждого из вас сказать, что вы подразумеваете под понятием “общение”? (Одним словом, я привожу пример).

- Общение – что это такое?

Дети отвечают, после ответов учитель обращает их внимание к слайду. Приложение 1. Слайд 2.

- Вы все правы. В толковом словаре дается такое определение слову “общение”. Общение - взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми (“Толковый словарь” Ожегова С.И.). Приложение 1. Слайд 3.

- А что происходит во время общения? (Передача информации, обмен опытом)

- Какие условия надо соблюдать, чтобы общение состоялось? (Обсуждение в группах) (Принимать собеседника таким, какой он есть, выслушивать мнения собеседников и т.д.).

- Какие способы общения без слов вы знаете? (Показ рук, движения человека и так далее).

- А как другими словами мы можем сказать о движениях рук, движениях тела человека? (Жесты, позы)

- Жесты, позы выражают ваше отношение к окружающему, к другим людям? (Да)

- Как можно назвать их по-другому? (Выразительные движения). На доске появляется карточка с надписью “выразительные движения”.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О выразительных движениях)

- Какие задачи мы можем выполнить сегодня на уроке? (Мы можем узнать, что такое выразительные движения, их виды, зачем они нужны)

3. Сообщение учащимся новой информации.

На слайде учитель показывает ученикам позы кошек. Приложение 1. Слайды 4-8.

- Как вы поняли, что делает кошка? Обсуждение. (Кошка нападает, спит, грустит, приготовилась к прыжку, наслаждается)

Выполнение задания № 6 в тетради.

- Кто сможет сказать, а что обозначают здесь позы собак? Обсуждение. (Кошка спит, недовольна, наблюдает)

Учитель показывает на слайде несколько поз человека. Приложение 1. Слайды 9–10.

- А что обозначают эти позы? Эти движения выражают отношение говорящего к окружающим, предают его настроение? Можем ли мы позы назвать выразительными движениями? (Да).

Учитель переворачивает карточки с надписью “позы”.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно общение без слов? (Вывод: Не всегда возможно общаться словами, не все люди могут сделать это).

- А теперь я предлагаю посмотреть вам фрагмент одного видео. Приложение 1. Слайд 11. (Приложение 2).

- Как называются движения рассказчика? (Жесты)

- Какие жесты вы можете повторить?

- О назначении некоторых жестов люди договорились. Текст диктора переводится на язык глухих и глухонемых людей.

- Какие жесты рук мы используем с вами? (Дети показывают жесты, принятые для общения в классе)

- А теперь послушайте задание. Рассмотрите рисунки, постарайтесь ответить на вопросы. Приложение 1. Слайды 12–15.

- Что изображено на слайдах? Какие жесты изображены?

- А кто знает, что обозначают эти жесты? (Дети вместе с учителем: “Жест дирижера обозначает самую слабую (последнюю) долю такта. Футбольный судья указывает на команду, которая будет подавать следующей. Хоккейный судья останавливает игру высоко поднятой клюшкой. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора, поэтому двигаться всем транспортным средствам и пешеходам запрещено”).

- Какое значение имеют жесты, позы для общения? (Выражают отношение, показывают настроение). Можно ли их назвать выразительными движениями? (Да).

Учитель переворачивает карточки с надписью жесты”.

4. Упражнение-энергизатор. Мяч по кругу. Участники встают в круг. Руки с открытыми ладонями на уровне талии. Детям предлагается катить мяч как можно быстрее, но не допускать его падения. Включается музыка. После выполнения задания вопросы: Можно ли было уклониться от выполнения задания? Каков его смысл? (Объединяет участников)

5. Формирование и развитие навыка.

Выполнение задание 7 в тетради.

- Что вы видите на рис. 3, 4? Как вы думаете, а сейчас такие жесты используются? Давайте посмотрим еще слайды с подобными жестами. Приложение 1. Слайды 16–18.

- Как вы думаете, что они обозначают. (Люди здороваются, кавалер высказывает почтение даме, благодарность за танец). Как вы догадались? (По позе, жестам)

- Если теперь такие жесты мы не используем, они устарели, то, как мы можем их назвать? (Устаревшими)

- А как вы думаете, все ли жесты являются дружелюбными? (Нет, некоторыми жестами можно обидеть человека). Посмотрите на слайд. Приложение 1. Слайд 19.

Один и тот же жест в разных странах может быть трактован по-разному. Для кого-то определенное движение останется безобидным, другой же человек уследит в нем вульгарный смысл. Показав кольцо из большого и указательного пальцев, американец хочет сказать, что все в порядке, японец так просит денег в долг. А вот для французов и бельгийцев этот знак является оскорбительным, поскольку они его поймут, как “полный ноль”, “ничтожество”. В Бразилии так обозначают ярость и злость.

- О чем говорит данная информация? (Прежде чем употреблять какой-то жест, надо знать его значение).

6. Применение навыка на практике.

Ролевое моделирование

- Ребята, а вы знаете, что существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Все представление состоит из поз, жестов, мимики актеров. Это “Театр мимики и жеста”. Сегодня каждый из вас попробует себя в роли такого актера.

- Сейчас мы проведем игру, которая называется “Телевизор сломался”. Я вам предложу название телепередачи. Это название вы сохраните в тайне. В группах приготовьте, а потом покажите эту передачу, но без звука, с помощью выразительных движений. Остальные ребята постараются отгадать название этой телепередачи. (Учитель раздает детям карточки с названиями телепередач: “Хоккей с мячом”, “Поле чудес”, “Спокойной ночи, малыши”, “Диалоги о животных”). Включается музыка. Далее группы показывают загаданные телепередачи.

- Какие выразительные движения помогли отгадать название телепередач?

Игра “Угадай-ка”

Группам предлагается приготовить, а затем показать с помощью выразительных движений действия и настроение человека, дети угадывают. (Действия: прыгаете через скакалку, у вас болит зуб, вы любопытные, качаете маленького ребенка, чистите картофель, вы удивлены, причесываетесь перед зеркалом, пришли домой и делаете уроки, вы расстроенные, одеваете младшего братика или сестричку, вдеваете нитку в иголку, вы радостные).

- Ребята, а как вы догадались, какие телепередачи и действия задуманы? (По жестам, позам)

- А что еще, кроме жестов и поз, вам помогало? (Выражение лица человека)

- А кто знает, как называется выражения лица человека? (Мимика). Учитель переворачивает карточку с надписью “мимика”. А говорили ли мы о мимике сегодня? Нет.

- О мимике мы поговорим через неделю, эту учебную задачу мы перенесем на следующий урок.

- Наш урок называется “Полезные привычки”. Как вы думаете, почему общение - это полезная привычка? (Правильное общение приносит радость, удовольствие. С помощью общения мы познаем мир и себя)

- Повернитесь друг к другу. Порадуйтесь тому, что вы сейчас вместе и прекрасно общаетесь.

- Ребята, а с помощью чего мы сегодня учились общаться? (Жестов, поз). Правильно, вы учились общаться с помощью таких выразительных движений, как жесты и позы. Ответьте, пожалуйста, на вопрос “О чем говорят выразительные движения”? (Говорят об отношениях между людьми, показывают их настроение и т.д.)

- Покажите ваше настроение после урока жестом! Я вам также показываю свое.

- У вас хорошее настроение, у меня хорошее настроение.

Домашнее задание. С. 9, рис.1, объяснить позы регулировщика.