Звуки [г], [г'] и буква "Г"

Разделы: Логопедия


Цели: Закреплять знания детей о том, что буква Г на письме передаёт твердый и мягкий согласные звуки [Г], [Г’]; умение выполнять звуковой и слоговой анализы слов, определять ударный слог; развивать навык печатания изученных букв; учить строить предложения с опорными словами; упражнять в выполнении творческих заданий; читать короткие слова со знакомыми буквами; активизировать словарный запас; воспитывать старательность, аккуратность в выполнении самостоятельных заданий, любовь к чтению; предупреждать зеркальность на письме; закреплять навыки печатания.

Оборудование: игрушки Мудрая Сова, Ёжик, Лисёнок; карточки со словами на звуки [Г], [Г’]; индивидуальные тетради “По дороге к Азбуке”, ч.V, стр. 42-43, раздаточный материал.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Сядет тот, кто в разбитом окошке буку найдёт.

2. Организационный момент

Дополните предложения:

- Про человека, который часто беспричинно плачет, говорят, что у него “на мокром месте … (глаза”).

- Про рассеянного, забывчивого человека говорят, что у него “дырявая … (голова)”.

- Незадачливого, несобранного человека, растяпу, недотёпу называют “луковое …(горе)”.

- Если слова не действуют на человека, говорят, что ему “как об стену … (горох)”.

- Место, куда отправляют, если не хотят сказать правду “кудыкина … (гора)”.

- Назовите общий звук, который прозвучал в каждом из загаданных слов.

3. Сообщение темы занятия.

Какие два звука живут в домике буквы Г? Расскажи о звуках [Г], [Г’].

4. Повторите скороговорки, назови в них слова со звуками [Г] [Г’]. Нанеси на рисунке штриховку по образцу.

Анализ скороговорки:

- Галины гуси громко гоготали.

О ком скороговорка? Что делали гуси? Какие слова в этом предложении главные? Почему слово Галины написано с большой буквы?

5. Обведи по контуру и допиши букву Г.

Определите, любит ли загорать буква Г: поворачивается она к солнышку или отворачивается от него? Вывод: буква Г не любит загорать.

Для закрепления правильного написания буквы Г закрепите рифмовку:

Вправо палка надломилась
В букву Г преобразилась.

6. Найдите буквы Г, Б, З, В среди других букв и “заколдованных знаков”.

7. Переставьте буквы, чтобы получилось слово, и напечатай его цветными ручками, поставь ударение. Придумайте предложения с получившимися словами.

Слова: газ, гуси, ноги, много (гном).

Записать слово цветными ручками.

8. Прочитайте слова слева направо и справа налево.

Год, наган, заказ, казак.

9. Найдите и соедините стрелками половинки слов в слово. Придумай те предложения с получившимися словами.

Слова: газон, губы, вагон, сапог, книга, гамак.

10. Физминутка.

Правая и левая строят города.
Правая и левая водят поезда.
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали:
Правая и левая спит на одеяле.

11. Разгадайте ребусы.

Отгадки: стог, творог, пирог, порог, дорога, берег.

12. “Соседи”. Задания к букве Г:

1. Раскрасьте картинку над буквой карандашом коричневого цвета.

2. Раскрасьте грузовик, который едет влево карандашом зелёного цвета.

3. Отгадай загадку и раскрась отгадку красным карандашом.

На поляне лесной, 
Под могучей сосной 
Старый старичок, 
На нем бурый колпачок 
Колпачок на бочок, 
Кто в лесу бывает, 
Тот его и знает. 

В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.

4. Если буква любит солнышко и смотрит на начало строчки – раскрась её жёлтым цветом, если не любит – синим.

5. Если в слове звучит твёрдый звук [Г], обведите картинку синим карандашом, если мягкий [Г’] – зелёным.

Проверьте друг у друга задание.

13. Нарисуйте картинки, в названии которых слышатся звуки [Г], [Г’].

Вспомните слова на звуки [Г], [Г’].

- Назовите имена девочек на звуки [Г], [Г’] (Галя, Герда, Гаянэ).

- Назовите имена мальчиков на [Г], [Г’] (Гоша, Гена, Георгий).

- Назовите птиц на букву Г, музыкальные инструменты.

- Назовите дом для машины на букву [Г].

- Назовите, как называются люди, которые зашли к нам в группу.

- Назовите ядовитую змею на букву [Г].

- Назовите название цветка на букву [Г].

14. Письмо Незнайки.

Мы с вами к Празднику Дня Непослушания писали Незнайке письма, а сегодня я предлагаю Вам прочитать слова, которые написал сам Незнайка и сказать, правильно ли он написал.

Слова: ноги, гуси, год, горы

15. Подведение итогов.

- О каких звуках мы говорили?

- Что нового вы о них узнали?

- Назовите слова на звуки [Г], [Г’].

- Какое задание понравилось больше других?

- Какие задания для вас были сложными?

16. Оценивание.