Проекты: от урока к международным встречам

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Целями проектной работы в рамках международного сотрудничества являются: приобщение учащихся к участию в диалоге культур; воспитание патриотизма, осознание роли представителя своей страны, своего народа; знакомство с традициями и обычаями других народов, воспитание толерантности; расширение интеллектуального, творческого потенциала участников проекта; воспитание личности, способной ориентироваться в современном мире со всеми его противоречиями и контрастами.

Самые первые шаги к проектной деятельности учащиеся делают уже в начальной школе. Открытые занятия и мероприятия, особенно в рамках семейного праздника “Лад”, открытые уроки для учеников и преподавателей из Литвы и Польши способствуют развитию самостоятельности в принятии решений, развивают умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, синтезировать и делать выводы по предложенной проблеме. Логическим продолжением работы в данном направлении являются международные проекты гимназии № 40.

Отличные перспективы для размышления и креативной деятельности открываются в рамках программы “Оксфордское качество”. За сравнительно короткий срок реализации данной программы ученики начальной школы, среднего и старшего звена имели возможность принять участие в проектах “Единство в различии”, “Oxford University Press”, интеллектуальной игре “Канада. Что? Где? Когда?”. Особый интерес вызывает “Единство в различии”. В этом учебном году нашу гимназию в рамках этого проекта успешно представляли Новохатская Э. (3 В класс) - “Спорт в России и Британии” - и Щербакова Е. (5 В класс) – “Моя школа и школа моего друга в Лондоне”.

Среди десятиклассников в прошлом учебном году наибольший резонанс вызвали встреча с Генеральным консулом США (г. Санкт-Петербург) и встреча молодежи в рамках проекта “Россия – Канада”. Следует отметить, что последнее мероприятие оказалось тесно связанным с интеллектуальной игрой “Что? Где? Когда?” и является логическим продолжением реализации проекта “Дипломатия”. В ходе поездки на Куршскую косу гости получили возможность узнать о нашем городе, познакомиться с экологическими проблемами региона. Экскурсионный материал был подготовлен участниками встречи под руководством педагога, выполняющего роль координатора и собеседника.

На протяжении нескольких лет успешно реализуется проект “Страны Балтийского моря. Модель Европейского парламента”. В прошлом учебном году встречи молодежи проходили в Калининграде и Вильнюсе. Наиболее активными участниками работы Европарламента признаны Гарцман Д., Коцюбенко А., Пыльнева А. В рамках пленарных обсуждений учащиеся обсудили проблемы экологии, а так же пути их решения, проблемы в сфере образования и здравоохранения, разработали резолюцию-обращение, где нашли свое отражение все вышеупомянутые аспекты.

Заслуживает внимания и реализация проекта “Наши соседи. Ольштын – Торунь - Гданьск” в рамках международной программы “Города-побратимы” при поддержке Мэрии г. Калининграда в 2010-2011 учебном году. Проект включал в себя несколько этапов. Подготовительный этап предполагал теоретическое знакомство с историческим прошлым и современностью Польши, деятельностью великих людей. Практическая часть проекта “Путь Коперника” была реализована в рамках предпрофильного обучения в 7-х классах. Основной упор был сделан на аспекты, представляющие интерес для дальнейших исследований в рамках организации обучения классов естественно-математического и социально-гуманитарного профилей. Экскурсии включали в себя ознакомление с архитектурой разных эпох, приобщение к традициям и обычаям польского народа, знакомство с научными исследованиями в области физики и астрономии, и, конечно же, языковую практику (английский, польский языки).

Планетарий и орбитарий в Торуне позволили учащимся детально познакомиться с планетами Солнечной системы, узнать особенности каждой из них, определить их роль во Вселенной, сравнить температурные режимы и особенности рельефа, познакомиться с прогнозами ученых в отношении развития каждой из планет. В ходе интерактивного сеанса “Огонь и лед” учащиеся познакомились также с легендами о Гелиосе и Фаэтоне, героями древнегреческой мифологии. У учащихся была возможность наблюдения за планетами в современные телескопы, при этом они смогли познакомиться с устройством и принципами работы оптических приборов.

Музей-выставка Хевелианум в Гданьске познакомил нас со строением других галактик, звездными скоплениями, позволил провести анализ эволюции взглядов ученых разных эпох на происхождение Вселенной, отследить исторические тенденции соприкосновения различных точек зрения ученых на некоторые перекликающиеся аспекты в физике и астрономии. Учащиеся познакомились с различными химическими соединениями, их взаимодействиями, возможностями получения различных видов энергии на основе химических реакций. Наиболее интересной и познавательной оказалась та часть экспозиции, где рассказывалось о природных катаклизмах и причинах, их вызывающих. Был дан детальный анализ результатов пагубного воздействия человека на природу за последние несколько десятков лет.

Заключительный этап работы над проектом предполагал оформление проектных материалов учащихся, творческих работ по истории Польши на английском языке, создание альманахов; выступления участников проекта перед учащимися начальной школы, создание презентаций для проведения занятий по краеведению, тематических классных часов.

Проектную работу следует рассматривать как мероприятие развивающего плана, которое позволяет учащимся определиться с выбором профильных предметов и, возможно, в дальнейшем будущей профессии. Подобные мероприятия воспитывают уважение к культуре других народов, способствуют развитию интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся. И не будем забывать, что проект предоставляет прекрасную возможность языковой практики для каждого из его участников!