Любовь и "проза" жизни Н.А. Некрасова. Специальный выпуск журнала "Современник"

Разделы: Литература


Цели образования: внести дополнительные сведения  в представление учащегося о личности Н.А.Некрасова:

  • познакомить их с первым и последним любовными романами его жизни;
  • отметить особенности любовной лирики поэта;
  • помочь увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта.

Цели развития:

  • развивать у школьников познавательные и творческие способности, художественное восприятие как условие постижения авторского видения окружающего мира;
  • развивать умение работать с информацией: находить, отбирать, запоминать, сопоставлять;
  • развивать навыки выразительного чтения, а также навыки владения монологической литературной речи; умение анализировать лирическое произведение.

Цели воспитания:

  • воспитывать читательскую культуру старшеклассников;
  • воспитывать уважение к человеческой личности, литературному наследию;
  • провести параллель с современностью, применять на практике опыт, полученный на уроке.

Тип урока: урок-знакомство (сообщение новых знаний)

Форма проведения: специальный выпуск журнала «Современник».

Оборудование: программа подготовки к уроку (Приложение1), таблицы для учащихся (Приложение 2), сборники стихов, компьютер, проектор, презентация, аудиозаписи (Приложение 3, Приложение 4).

Этап урока

Время,мин

Содержание взаимодействия с учащимися

1.Оргмомент.
Создание ситуации успеха.

 

Слово учителя.
Здравствуйте.Я рада нашей встрече.Подарим друг другу минуты приятного общения.Сегодня у вас прекрасная возможность проявить себя.Словом,удачи.
Учитель: вижу, что каждый из вас уже определил степень своей активности на уроке,знает,от чьего лица он будет выступать.У нас уже есть биографы, историки,редакторы,портретисты,литературоведы и актеры.И это замечательно.

2.Мотивация
учебной деятельности.

 

Художественное восприятие
Учитель: Начнем с прекрасного – слушаем аудиозапись (Приложение 3).Ваше мнение?(Прозвучало стихотворение Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди».Красиво.Не думала,что у него есть подобные стихотворения)
Учитель: Есть.И не одно.Немного  грустные строки: «Если проза в любви неизбежна…» - Как вы понимаете эти слова?
Ученик: В любви бывают не только счастливые моменты.Проза – это быт,обыденность,повседневность,несущие с собой размолвки,ссоры,неприятности.
Учитель: Спасибо.На мой взгляд, в этих словах нашли отражение и жизнь,и тематика стихов Некрасова.В течение урока я помогу вам убедиться в этом.Сегодня мы расширим свое представление о поэте и его творчестве.

3.Сообщение целей и темы урока.

 

Учитель: «Любовь и «проза» жизни Н.А.Некрасова» - тема урока.Она вписана в таблицу.Поместите туда же эпиграф.
Учитель: В программе подготовки к уроку (Приложение 1)обозначено предварительное домашнее задание.Расскажите о проделанной работе.
Ученик: 1.Знакомились со стихотворениями Некрасова:….(перечислить)
2.Анализировали стихотворение
3.Читали материал учебника,воспоминания К.Чуковского,современников Некрасова,мемуарную литературу
4.Определяли цели на урок.
Аналитическая беседа.
Учитель: Поделитесь,пожалуйста,какие цели вы поставили?
Учитель:Моя скромная роль – помочь вам в этом.Учитывая такую серьезную подготовку,предлагаю вам принять посильное участие в специальном выпуске журнала «Современник». Представим,что слайды нашей презентации, - это страницы журнала с иллюстрациями,а его герои – Некрасов и Панаева.Используя воспоминания,письма,биографические справки,каждый из вас может поместить свой материал: очерк,заметку,комментарий.
Предположите: почему «специальный»? почему «Современник»? (ответ ученика)
Учитель: Важны.Не просто удивят,они станут интересным откровением для вас.(1 ответ)
Учитель: О любви поэта к А.Я.Панаевой.Не обойдем вниманием и Феклу Анисимовну Вигдорову ( в др.источниках – Викторову), или Зинаиду Николаевну, как он ее называл.С ними связаны прекраснейшие строки его стихов.Например, «панаевский» цикл.Забывать о них, ограничиваться двумя-тремя ничего не значащими фразами – значит вычеркивать из жизни поэта что-то самое заветное и личностное,то, что делает его поэтом.Сегодня мы знакомимся с любовной лирикой Н.А.Некрасова,ее своеобразием.

4.Актуализация опорных знаний.

 

Учитель: Однако,все познается в сравнении.Актуализируем знания,полученные на предыдущих занятиях.
Работа с таблицей (Приложение 2)
Что я знаю о поэте.Заполняем 1 часть таблицы.Она поможет вам упорядочить и оформить  мысли.Есть в таблице разделы «Новые знания», «Своеобразие любовной лирики»  и главный вопрос урока,на который необходимо найти ответ: в чем выразилось новаторство любовной лирики Некрасова?
Чтение учащимися материалов из таблицы.
Учитель: Но не об этом Некрасове сегодня пойдет речь,о другом.

5.Новые знания:работа по теме урока.

 

Работа с презентацией
Учитель: Обратимся к нашему условному журналу и начнем заполнять,дополнять его страницы.
Выступления учащихся.
Слово художнику-оформителю
Портретист
Биограф
Выступления литературоведов (высказывания современников о Панаевой)
Учитель: из воспоминаний К.Чуковского,первого биографа семьи
Выразительное чтение стихотворения «Счастливый день»
Заполнение слайдов (продолжение)
Ученик-актер (после прочтения стиховторения «Счастливый день»)
Учитель: что еще можно сказать об этом счастливом для обоих времени?
Литературовед.
Учитель: поэт испытывал сложные чувства,но какими бы они ни были,в письмах нет ни одного грубого,плохого слова в адрес Авдотьи Яковлевны.
Заполните новую страницу журнала.
Сообщение №1
Актер.
Сообщение №2
Сообщение №3
Учитель: Да, время шло, и к поэту приходит ощущение финала их отношений: он мог уже делать горькие окончательные выводы о месте возлюбленной в своей жизни и ловить себя на том, что странная, неподвластная рассудку любовь еще живет в сердце.

Работа с таблицей (Приложение 2)
Учитель: Оторвемся от страниц журнала, подведем предварительные итоги и заполним II часть таблицы «Новые знания».
Учитель: Проверим себя (самоконтроль),дополним ответы товарища.
Вывод: И мы наблюдаем, как меняется наше представление о поэте.

7.Новые знания (продолжение работы по теме).

 

Учитель: Вернемся к страницам журнала. «Панаевский»цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно».
Анализ поэтического текста
Слушаем выразительное чтение.Спасибо. Перед вами таблица с вопросами для анализа стихотворения.
Чтение ответов учащимися.
Учитель: вместе нам удалось сформулировать некоторые особенности  любовной лирики Некрасова.Наиболее выжные,на ваш взгляд,перенесите в III  часть итоговой таблицы.

Учитель:Стихотворение «Прости» (1856) полно искренности.Прочитаем его.
Проведем литературную параллель.
Подумайте, с каким стихотворением оно перекликается (Пушкин «Я вас любил…»)

  • как дай вам бог любимой быть другим.
  • благослови и не забудь!..

Учитель: Ребята, у меня выстраивается словесный ряд: прости – благослови – отпусти.
Послушайте песню в исполнении Татьяны Филоненко на стихи Некрасова «Отпусти».
Звучит аудиозапись.(Приложение 4)
Нежно прозвучало.
Учитель: А вот в стихотворении «Давно -отвергнутый тобою» нежности мало,все больше горечь и сожаления.
Работа в группе (анализ стихотворения)
Группа девочек провела небольшое исследование и сейчас поделится своими наблюдениями,которыми вы дополните III часть таблицы.
Сообщение группы + вывод.
Учитель: Близится развязка истории двух любящих людей.
Дополните сообщением страницу журнала.
Сообщение №2

  • Некрасов умел сильно чувствовать…
  • Это доказала и сама Авдотья…

Учитель: Продолжая вспоминать о Панаевой,Некрасов посвятил несколько стихотворений своей последней любви – Зине.
Выступление учащихся
Биограф.
Портретист.
Стихотворение «Ты еще на жизнь имеешь...»
Заключительное слово учителя
Учитель: Закрывая наш «Современник», возвращаюсь в начало.И не случайно . «Если проза…Так возьмем и  с нее долю счастья…»Вот оно, еще одно простое и вместе с тем мудрое открытие!Тот практический опыт, который мы черпаем сегодня из некрасовской поэзии.

Подведение итогов урока
Учитель: озвучим результаты вашей коллективной и самостоятельной деятельности с III частью  таблицы(своеобразие любовной лирики).
Выступления учащихся.

Учитель: Подведем окончательные итоги.

  1. Ответим на проблемный вопрос урока.
  2. Что можно добавить к сказанному?
  3. Изменилось ли ваше представление о поэте?
  4. Достигнуты ли поставленные цели?

Рефлексия.
Домашнее задание.