Интегрированный урок (окружающий мир + математика) с использованием ИКТ на основе межпредметных связей

Разделы: Математика, Начальная школа, Экология


Урок начинается: тихо звучит музыка “Времена года”.

1. Мотивация.

Учитель: “Сегодня на уроке мы совершим путешествие в природу, но не просто путешествие, а математическое”.

Узнаем о том, какие изменения происходят со сменой времен года.

– Повстречаемся с лестными жителями;

– повторим состав числа, будем решать примеры, задачи;

– будем работать в парах, группах.

Учитель: “Ребята, посмотрите на доску. Я встретилась с Мудрой Совой. Она приглашает нас на сказочную лесную поляну для зверей и птиц, в “Лесную школу””.

– Кто же учится в лесной школе?

Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют лесных обитателей.

Учитель: “Лесные жители очень стараются, но у них не все получается.

Друзей в беде оставлять нельзя. Давайте поможем им”.

Пособие “Лесная школа”

Белка Зайчик Лиса Лось

2. Коллективная работа.

Учитель: “Итак, начинаем наше путешествие”.

Чтобы добраться до лесной полянки нужно проложить числовую дорожку.

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Работа с бусами:

  1. Возьмите бусы в левую руку, считаем.
  2. Считаем бусы от 1 до 10.
  3. Считаем бусы уменьшая на 1.
  4. Присчитываем по 2.
  5. Присчитываем по 3.

Учитель: “Молодцы! Вы очень хорошо работали”.

2.1 Работа с компьютером

– А вот и весенняя лесная полянка, создадим числовую дорожку на мониторе:

1...3...5...8... 10

Учащиеся вставляют числа. Называют их, (обрабатываем за, перед, после, предыдущее, последующее число).

Учитель: “Молодцы! Все справились с заданием и мы попали в чудесное время года. Рассмотрите внимательно эти иллюстрации...”

Проекция на экран иллюстрации.

Учитель: “Какие признаки весны вы заметили?” (Учащиеся перечисляют признаки)

Обобщение: работа с динамической таблицей. Назовем признаки весны.

Учащиеся читают с динамической таблицы.

Весна наступает, оживает вся природа. Учащиеся перечисляют все признаки весны, используя иллюстрации.

Викторина в лесной школе

Учитель: “А в лесной школе проходит викторина и лесные обитатели тоже трудятся” Учащиеся рассматривают лесных обитателей.

– “Один ученик прислал нам загадку, слушаем...”

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач)

Пособие “Лесная школа”

Белка
(иллюстрации)

Зайчик

Лиса

Лось

Грач
X

Учитель: “Когда прилетают грачи? (Идет обсуждение) Наш друг грач предлагает решить задачу. Давайте повторим из каких частей состоит задача”. Работаем с пособием.

  1. Условие
  2. Вопрос
  3. Решение
  4. Ответ

3.1 Работа с “корабликами”. (Индивидуальная работа)

Учитель: “Приготовьте “кораблики” к работе. Я прочитаю задачу, а Вы слушайте”. Индивидуальная работа.

Задача № 1

5 грачей на землю сели
2 еще к ним прилетели
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело?

Учитель: “Выложите условие задачи, используя фишки кораблика”.

О О О О О

О О

 Один ученик работает у доски

 5 + 2 = 7

Проверка: Учащиеся сверяют ответы в паре. Ученик, работающий на доске, доказывает свое решение.

Задача № 2

7 бельчат в пинг-понг играли
Одного домой позвали
Он в окне сидит, считает
Сколько их теперь играет?

Учитель: “Обсудите в парах решение”.

“Выложите условие, используя фишки и карточки с цифрами...”

Учащиеся выкладывают решение задач.

7 – 1 = 6

Проверка: Сверяем с решением на пособии “Лесная школа”.

Учитель: “Кто из наших друзей лесной школы также решил задачу?”

Задача № 3

Самостоятельная работа.

У каждого ученика на парте карточка с изображением ландыша.

Учитель: “Возьмите в руки карточку и начните работу”

Задача: найти нужную цифру, составить примеры.

Представление итогов самостоятельной работы.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать
Прыгать заинька горазд
Он подпрыгнул 10 раз (один, два...)

Работа с компьютером

Учитель: “Ребята, еще один обитатель леса прислал нам загадку”. (Учащиеся чип загадку с монитора)

Прыг-скок, прыг-скок
Длинноушка
Серый бок
Кто это?
(Зайчик)

Учитель: “А вот и его необычный портрет. Из каких фигур состоит этот длинноушка? Назовите геометрические фигуры (начинаем с ушек). Он принес примеры. . .”

2 + 2 = 7 + 1 = 5 + 2 = 3 + 3 = 2 + 1 = 1 + 1 =

   

Задание: Найдите правильные ответы Проверка: Учащиеся, используя компьютер, расставляют значения выражений. Учитель: “Молодцы. Вы все правильно решили примеры”.

Работа над составом числа (групповая работа)

Учитель: “Непросто живется и птицам ранней и холодной весной. Мы теперь знаем, скворцы прилетают первыми, занимают скворечники и высиживают там птенцов”.

Работа в группе.

“Приготовьте домики, скворечники и платы с цифрами. На крыше скворечника вы видите число. Поселите скворцов на каждом этаже так, чтобы их в сумме было”:

1-я группа – 9

2-я группа – 8

3-я группа – 7

Учащиеся расселяют скворцов на этаже, вставляя цифры.

Работа в тетради.

Учащиеся: “цепочкой ведут примеры и записывают их в тетрадь:

1-я группа –

Пишу число 1

Пишу знак “+”

Пишу число “8”

Рассуждаю “1 + 8 = 9”

2-я группа – ...

Учитель: “Умницы, ребята. Я думаю, что скворцы будут вам очень благодарны. Вы помогли им правильно расселиться в домиках-скворечниках”.

Составление и решение задач разных видов

Учитель: “Пока мы скворечники заселяли, птички в кормушке все зерна склевали”.

Вопросы к заданию:

  1. Почему птицы прилетели к кормушке?
  2. Как вы думаете, что опаснее для птиц весной – холод или голод? Почему?

– А чем мы можем помочь зимующим птицам?

– Кто прилетел к кормушке?

– Сколько всего птиц?

– Сколько синичек?

– Сколько снегирей?

Сравните, каких птиц налетело больше. На сколько? Учащиеся доказывают решение задачи.

Проект

Составление задач по опорным схемам. (Работа в группах)

Каждая группа получает схему-опору, составляет условия задачи, обсуждает решение, записывает в тетрадь.

Защита проекта (отчет консультанта каждой группы).

Конец урока. Подводим итоги.

– Что нового мы узнали?

– Чему научились?

– Какие знания и умения приобрели?

Учитель: “Мы хорошо и дружно работали. Мудрая Сова довольна нашей работой, а друзья из “Лесной школы” благодарят вас за помощь”.