Внеклассное комбинированное экологическое занятие по математике "Вода – это сок жизни". 6–7-е классы

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Экология


Цели  и задачи занятия:

1. дополнить представления учащихся о важности свойств воды для жизни человека,  повторить задачи на проценты на примерах экологических задач,  привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для нынешнего и будущего поколений;
2. развивать логическое мышление, учить сравнивать, делать выводы, анализировать; расширить общий кругозор учащихся, развивать умение учащихся работать в  парах,   в группах и использовать знания других дисциплин;
3. воспитывать у школьников экологическую культуру, формировать внимательное и бережное отношение учащихся к окружающей природе, умения беречь её и  охранять.

Эпиграф занятия:

Воде дана волшебная власть
Стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи.

          Почему мы выбрали сегодня тему «Вода»? Потому, что 22 марта Всемирный день воды  или водных ресурсов (урок проведен 15.03.12). Цель этого праздника – привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов. Всемирный фонд дикой природы в России объявил этот год 2012 - годом Арктики. Одна из задач – это охрана огромных водных ресурсов  Арктики.  В Марселе  с 12 по 17 марта проходил 6-й Всемирный Водный  форум, участники из 180 стран. Цель форума: повысить всемирную мобилизацию в отношении вопросов, связанных с водой. И наконец, вы помните, что каждый день  только от нехватки воды, от грязной воды умирают 4,5 тыс. детей – это 10 огромных воздушных лайнеров (несколько дней назад мы говорили с вами об американской девочке Рейчел, о ее борьбе за жизнь африканских детей, смотри приложение 6).
Поэтому  сегодня мы поговорим о самом обычном и необычном одновременно веществе на Земле – воде. О роли воды в природе ярко и точно сказал русский ученый В. И. Вернадский:
«Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало»
Цель нашей встречи с вами - дополнить ваши представления о важности свойств воды для жизни человека,  обратить внимание к  проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для нынешнего и будущего поколений, повторить задачи на проценты на примерах экологических задач.
В течение урока, будьте внимательны, аккуратно ведите свой опорный конспект, в конце урока его нужно сдать на проверку (учитель)
Стихотворение о воде (ученик 1). Смотри приложение 1.

1.В качестве разминки предлагаю загадки о воде.

 Вода единственное вещество на земле, которое может быть в трех агрегатных состояниях: твердое, жидкое,  газообразное (учитель).

1) Кругом вода,
а с питьем беда.
(Море)

2) Падает горошком,
скачет по дорожкам.
(Град)

3) С неба – звездой,
в ладони – водой.
(Снежинка)

4) И не снег, и не лёд,
а серебром деревья уберёт.
(Иней)

5) Что видно,
если ничего не видно?
(Туман)

6) Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная.
(Пруд)

7) Без крыльев летят.
Без ног  бегут,
Без паруса плывут.
(Облака)

8) В неё льётся, из нее льется, сама по земле плетется.  (Река)

9)Не драгоценный, а камень.  (Лед)

10) Не горит и не тонет.  (Лед)

 Ученики выполняют задание в своих опорных конспектах  (работа самостоятельная, парная, групповая). Смотри приложение 5.

2.Почему воду нужно беречь?

Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды.
Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе (учитель). В отвесной скале каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И всё же спустя века нашёлся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.
(Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать) (ученик 2).

            Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.   Вода находится в постоянном движении. Испаряясь с поверхности водоемов, почвы, растений, вода накапливается в атмосфере и, рано или поздно, выпадает в виде осадков, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т.п. Таким образом, количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе. Проблема в том, что на планете постоянно сокращается запасы  чистой воды (учитель задает вопрос, о том,  как называется этот  циклический процесс).

            Воды на Земле, как кажется на первый взгляд, довольно много, но 97% - это соленая вода морей и океанов, и лишь 3% - пресная. Из них около трех четвертей недоступны живым организмам, так как эта пресная вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это настоящий мировой резерв пресной питьевой воды.  Самым большим природным хранилищем чистой воды является Антарктида. Каждый год в океан уходят тысячи кубических километров чистого льда в виде айсбергов. Но вопрос целесообразности и транспортировки их в засушливые районы земли не решен. Второй путь решения проблемы – это опреснение морской воды (трудоемкий и дорогостоящий метод). Есть страны, где вопрос водоснабжения стоит особо остро. В Африке есть племена, в которых основной труд женщин – это целый день ложкой копаться в мокром грязном песке, добывая бурую воду. За день 1 женщина может добыть всего 1, 2 литра воды.  В Алжире пресная вода привозная. Более 1 млрд. человек не имеют доступа к чистой воде. Очень остро стоит вопрос об очистки загрязненной воды. Известный ученый Луи Пастер сказал: «80%   болезней мы выпиваем». Вода – жизнь, но вода – это и вкус жизни. Одно дело, когда вода порождает жизнь на земле, другое дело – качество жизни, которое формируется теми напитками, той водой,  которую мы потребляем. И хочу закончить свое короткое сообщение словами Антуана де Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами» (ученик 3).

3. Экологические задачи.

Если представить земные запасы в виде полного стакана воды, то пресная вода составляет всего 2-3 капли на дне стакана. Ничто живое на земле не сможет существовать без пресной воды и человек не исключение. Посмотрим на задачах, как велика роль воды в нашей жизни (учитель).
Задача 1.
Ежедневно человек должен выпивать 4%  от своего веса воды. Сколько в день воды должен выпить семиклассник, весом 60 кг? (ученик 4).
Задача 2.
Организм человека на 80% состоит из воды. Найти вес семиклассника, если в его организме 44,8 кг воды? (зачем столько много воды нашему организму, вода участвует во всех биохимических процессах организма, все клетки состоят из воды, только кровь на 90% состоит из воды) (ученик 5).
Задача 3.
Во время приема душа за 5 минут расходуется примерно 200 литров воды, 1% которой ежедневная норма потребления воды для 1 ребенка. Сколько литров воды потребуется семье из 4 человек для принятия душа, если каждый принимает душ 10 минут? И ежедневная потребность в воде скольких детей могла бы быть удовлетворена? (ученик 6).
Задача 4.
Организм человека на 80% состоит из воды. Сколько кг воды в организме семиклассника, если его вес 56 кг? (ученик 7).
Задача 5.
Из неисправного крана за небольшой промежуток времени вытекло 5 литров воды самой тоненькой струйкой -  это составило 4% от всей воды, которая ушла в канализацию в течение суток пока не починили кран. Сколько воды  потеряли? (ученик 8).
Задача 6.
25% суши Земли занимают пустыни. В Туркмении летчики-испытатели, космонавты участвовали в эксперименте на выживание в пустыне. За 5 часов перехода один из них потерял 8 кг водного запаса своего организма – это составило 8% от массы его тела. Критическая норма потери воды человеком 12%, какова эта норма в массовой доле для этого испытателя? (ученик 9).

Этот испытатель сказал, что если в тот момент мне поставили бы условие:  на коленях ползти к видимой воде, я  скорей всего пренебрег бы всем:  гордостью, самолюбием и пополз бы, лишь бы утолить смертельную жажду. Только там, в пустыне я понял всю великую роль воды для живого организма. Люди ломались, падали духом, теряли человеческий облик. Даже сейчас не могу вспоминать это без дрожи. Люди, берегите воду! Предлагаю каждому из вас вычислить свою критическую норму потери воды  в массовой доле (учитель).

6 учеников готовили по одной задаче, решая их дома несколькими способами (пропорцией, по правилу, по действиям через нахождение 1-го процента). На уроке они выступают в роли учителя, демонстрируя один из способов решения задачи. Остальные  ученики решают задачи в своем опорном конспекте, разными способами.  Каждый ученик может продемонстрировать несколько способов решения задачи в своем конспекте (оценка повышается). Смотри приложение 2

4. Вода в хозяйственной деятельности человека.

            Вода необходима для любого производства, но хозяйственная деятельность человека привела к катастрофическим последствиям, сейчас мировая проблема номер один - очистка загрязненных вод. Основной способ очистки – фильтрация (учитель).
            Бездумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности – промышленные и бытовые стоки, это ведёт к истощению водных ресурсов.
Как это противоестественно – сбрасывать грязь и нечистоты туда, откуда берешь воду для питья!

         Многое может современная наука, но ей все чаще приходится бороться с некоторыми непредусмотрительными последствиями бурного развития промышленности в наше время.
         А ведь гораздо легче сохранить, вовремя уберечь, вместо того, чтобы потом восстанавливать!
         Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, преходящими.
         В 5 веке нашей эры на острове Шри-Ланка правил царь Дхатусен. В ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи…
Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть все мое богатство» (ученик 10)
Вода – это богатство и люди обожествляли воду всегда, много пословиц поговорок, крылатых выражений у всех народов мира.
Предлагаю следующее задание: вставить слова, пропущенные в известных поговорках, пословицах, в крылатых выражениях. Закончите их (учитель).

1.В  …………………………….. черти водятся (тихом омуте)
2.В…………………………воду не удержишь (в решете)
3.Воды………………………….. кашу не сварить (жалеть)
4.Не всякая водица…………………. годится (для питья)
5.Не плюй в колодец, пригодится………………………… (воды напиться)
6.Нужно наклониться, чтоб    …………………  напиться (из ручья воды)
7.После пожара за…………………..  (После драки кулаками не машут) (водой не бегут)
8.Посмотрись…………………… на свою природу (На себя в зеркало давно смотрел?) (в воду)
9.Вода и…………………. точит (камень)
10.Воду в ступе толочь — …………… и будет (вода)
11.Не зная броду, ………………………….. (не суйся в воду)
12.Под лежачий камень………………………… (вода не течет)
12.Пролитую воду не …………………………. (соберешь)
13.Вилами ………………………………………… (по воде писано).
Ученики выполняют задание в опорных конспектах (самостоятельно, парами, группами).

Смотри приложение 4.

Итак, я думаю, что вы узнали много нового сегодня на уроке. Помните, что капля воды дороже алмаза. Не забывайте,  что люди иногда познают ценность воды слишком поздно,  когда колодец пересыхает.  Если вы просто добавите воды,  то заиграет музыка жизни. Без воды жизнь невозможна. Все умирает вокруг. Вода оживляет, наполняет, очищает, помогает. Вода это – сок жизни! Вода – это вкус жизни! Все это слова великих людей. А я призываю вас не проходить мимо незакрытого крана. Беречь наше богатство.   Спасибо за урок и сдайте на проверку свой опорный конспект (учитель).

 Домашнее задание:  Познакомиться с тестом в форме современного экзамена для 9-го класса, обратите внимание на последний творческий вопрос « что нового вы узнали на уроке, что вас удивило, поразило?»  Что вы сами знаете удивительного о воде? Поделитесь с нами. Смотри приложение 3.

          Оформление и оборудование:

  1. каждому ученику опорный конспект (приложение 2,4,5);
  2. домашний тест (приложение 3);
  3. на доске, на цветной бумаге слова Вернадского, Антуана де Сент-Экзюпери, Леонардо да Винчи; Менделеева,  Бенджамина Франклина (приложение 8);
  4.  на доске,  на цветной бумаге важные числа, даты, например: 4,5 тыс., 2012, 1 млрд., 22 марта, Арктика, 97%, 3%, 0,75%, 2 литра, 12%, 80% и другие (приложение 7).

          Подготовительная работа. Обсуждение  накануне  12 марта с классом сюжета программы «Время» (1 канал, открытие Всемирного Водного форума от 12.03.12) об американской девочке Рейчел, которая сделала целью своей жизни борьбу с дефицитом чистой воды (приложение 6).

Рисунки