"Зорко одно лишь сердце". Сказочная повесть А.Сент-Экзюпери "Маленький принц". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цель урока: совершенствование навыков анализа художественного текста по сказочной повести А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Задачи:

образовательные - познакомить учащихся с яркими страницами жизни писателя; донести до их сознания смысл философской сказки; расширить представление о высоком предназначении человека через другие виды искусства (живопись, музыку);

развивающие - развивать логически связную устную монологическую речь, творчество учеников, образное и эстетическое мышление, умение выразительно читать по ролям, совершенствовать навыки анализа художественного текста, развивать коммуникативные компетентности;

воспитательные - воспитывать у учащихся любовь к слову, бережное отношение к природе, родной земле, чувство ответственности за всё живое на планете, трепетное отношение к такому высокому понятию как любовь.

Оборудование: портрет А. де Сент-Экзюпери, художественный текст, слайды с иллюстрациями автора к сказке, рисунки детей, компьютер, телевизор, проектор, магнитофон, аудиокассета, CD- диск.

Тип урока: урок-исследование (45 мин.).

Методика проблемного обучения.

Методические приёмы:

  • вступительное слово учителя;
  • сообщение учеников, показ презентации;
  • беседа по вопросам;
  • прослушивание записи СD-диска;
  • просмотр мультфильма, используя DVD диск;
  • чтение по ролям;
  • просмотр слайдов;
  • устное рисование;
  • рассказ о маленьком принце с помощью; иллюстраций автора и собственных рисунков.

Словарная работа: сказочная повесть, философская сказка, любовь, долг, ответственность.

Эпиграф к уроку:

Главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце!
Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. де Сент-Экзюпери

План урока.

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания (во время беседы).
  • Вступительное слово учителя.
  • Беседа по сказочной повести А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
  • Заключительное слово учителя.
  • Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока

I. Постановка цели урока. Установка и мотивация (1 мин.).

Цель: создать работоспособную атмосферу на уроке, дать эмоциональный настрой на изучение темы.

- Добрый день, ребята! Продолжаем знакомство с героями зарубежной литературы. Сегодня познакомимся со сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

II. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Цель - проверить уровень подготовленности учащихся к уроку.

Дома ученики читали самостоятельно сказку. Им заранее были даны вопросы. Ответы на них в ходе беседы.

Прослушивание грамзаписи с песней “Маленький принц” (сл. Добронравова, муз М. Таривердиева).

III. Вступительное слово учителя (10 мин.)

Цель: познакомиться с биографией А. де Сент-Экзюпери, помочь разобраться во взглядах писателя на жизнь.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы проанализируем художественный текст на примере сказочной повести “Маленький принц”. Французский летчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоких, лирических, философских произведений, А. де Сент-Экзюпери оставил глубокий след в гуманистической литературе XX века. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. “Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый, - писал А. де Сент-Экзюпери, - Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. В его творчестве, пожалуй, нет книги, где он не есть на земле. Последующая его жизнь полна драматических событий. Он, попадая в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев. Он не искал смерти, не подвергал себя специально безрассудному риску. Он жил, жил полно и ярко. Вот как он говорит: “Ни о чем не жалею. Я играл - и проиграл. Такое у меня ремесло. И все же я дышал вольным ветром, ветром безбрежных просторов. Кто хоть раз глотнул его, тому не забыть его вкус... И суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Тореадоры мне не по душе. Я люблю не опасности. Я знаю, что я люблю. Люблю жизнь”.

А. де Сент-Экзюпери погиб, выполняя задание.

Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет”.

Выступления учеников. Знакомство с биографией писателя через компьютерную презентацию. На слайды помещены все найденные фотографии, текст, даты.

Учитель: Философским завещанием писателя стала написанная им незадолго до гибели сказочная повесть “Маленький принц”.

IV. Беседа по сказочной повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Цель: раскрыть глубокий философский смысл сказочной повести.

Учитель: Давайте вспомним содержание повести, мысленно вновь перелистаем ее страницы, попробуем разобраться в ее многозначных образах и подводных течениях. Попытаемся определить жанр этого произведения. Что же это: сказка или повесть? Почему она философская? Работа с терминами. Дискуссия.

Каким предстает перед нами Маленький принц при первом знакомстве? Каким бы вы его нарисовали?

Ученик: (Примерные ответы). Небольшого роста с золотыми волосами, хрупкий, любознательный, настойчивый. (Словесное рисование).

Учитель: А каким его увидел и нарисовал автор? Показ слайдов.

Ученик: Есть такое твердое правило: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету”.

Учитель: Какие у него представления о жизни, какие правила?

Ученик: Земля доступна добрым и злым всходам. Нужно быть очень внимательным, чтобы узнать зло в зародыше и не дать ему воцариться на планете

Учитель: Что пишет автор в Посвящении и во вступлении к своей сказке?

Ученик: “Я родом из детства, словно из какой-то отдельной страны”.

Учитель: Как вы его понимаете?

Ученик: Детство понятие психологическое. Человек может в 5 лет быть маленьким старичком, и в 70 лет может сохранить чистоту, искренность и прямоту детства.

Учитель: Для кого написана эта сказка?

Ученик: Для детей и взрослых. Писатель хочет, чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, он находится на стороне детей, уважает их, они имеют богатое воображение, умеют мечтать. Кто умеет увидеть в шляпе удава.

Учитель: Как ведет себя автор - герой в мире взрослых?

Ученик: Он “утратил веру в себя”, его рисунков никто не понимал, взрослые были слишком серьезны, пришлось применяться к их понятиям: “Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках”. Герой остается непонятым одиноким “И не с кем было мне поговорить по душам”.

Учитель: Почему Маленький принц явился именно автору?

Ученик: Автор сам сохранил детскость, веру в чудесное, он так же одинок, как и Маленький принц, может быть ему не с кем поговорить по душам, оба явились “с неба”.

Учитель: Какие вопросы волнуют автора? Что он думает о суждениях “взрослых”? Чем отличаются взрослые от детей?

Ученик: Взрослые не видят главного в жизни. Любят цифры. Пустяки им кажутся важными. Они судят о человеке, сколько он зарабатывает. О доме - сколько он стоит, они лишены воображения. Они не могут представить себе дом, если сказать о нем: красивый дом из розового кирпича, на крыше голуби, в окнах герань. Или надо сказать - я видел дом за сто тысяч франков - и тогда они восклицают: “Какая красота!”. Их суждения вовсе не есть истина. Они забыли о своем призвании.

Зачитывается отрывок.

Учитель: Чему научил Маленький принц героя?

Ученик: Люди ведут войны, вместо того, чтобы поддерживать друг друга, порядок на своей планете, оскорбляют своей суетой и алчностью красоту жизни. Не так надо жить! Маленький принц утверждает, что совсем это не сложно, надо только трудиться каждый день.

Маленький принц учит:

видеть красоту,

учит терпению,

душевной зоркости,

преодолевать грусть и уныние,

судить не по словам, а по делам.

Учитель: Что представляет собой попавшая на планету роза? Какая она?

Ученик: Она прекрасна, как и положено розе, она изводит принца капризами и обидами. Позже он сожалеет о своем уходе из дому, о том, что не глядел и не дышал ее ароматом, потому что “был слишком молод и не умел любить”.

Чтение по ролям главы 8. Чтение на фоне классической музыки.

Учитель: Маленький принц жил один на своей планете, любил прекрасный цветок, любовался закатами. Но однажды он отправился в путешествие. Он летит, ухватившись за связку голубей, они переносят его от одной планеты до другой. Давайте совершим путешествие вместе с героем.

На экране рисунки планет, на которых побывал Маленький принц.

На каких планетах побывал Маленький принц? Расположите в том порядке, в каком их посетил герой. Что там видел, чему научился? Пересказ учащимися отдельных глав.

Учитель: На каждой планете Маленький принц встречает людей, олицетворяющих какой- то грех: властолюбца, тщеславного человека, пьяницу, делового человека, который мечтал быть богатым. Все больше убеждается Маленький принц, что “взрослые и правда поразительный народ”. Звучит ирония. Королю нужна власть, честолюбцу - поклонение, пьянице - вино, дельцу - деньги, ученому - решение задачи. Есть ли планета, обитатель которой пришелся Маленькому принцу по душе?

Ученик: Это 5 планета, самая маленькая, на которой фонарщик беспрерывно то зажигал, то гасил фонарь, потому что “такой уговор”. М.Принцу понравился фонарщик за то, “что был так верен своему слову”. Он думает не только о себе. Вот смысл жизни.

Учитель: Что видит Маленький принц на Земле? Какой она ему представляется?

Ученик: Маленький принц попал в пустыню, потом в гору и решил, что планета безлюдна. Ему стало грустно и одиноко.

Учитель. Кто является перед принцем в трудную минуту?

Учитель: Чему учится Маленький принц у Лиса? В чем секрет Лиса?

Ученик: Лис сначала был неприрученным, а когда приручили его - жизнь для него озаряется светом. Маленький принц в ответе за свою розу. Мы в ответе за тех, кого приручили. Именно Лис научил его тому, что любовь - это ответственность. Зорко одно лишь сердце. Самое главное глазами не увидишь - вот секрет, который открыл Лис Маленькому принцу. Обращение к эпиграфу.

Учитель: Как вы понимаете это непривычное для нас слово “приручил”? (Вопросы домашнего задания).

Ученик: Узнать можно только те вещи, которые приручишь, надо только запастись терпением.

“Знакомство с Лисом”.

Учитель: Сразу ли появится тяга людей друг другу? Что в дружбе самое главное?

Ученик: Люди в спешке забыли истинное понимание любви и дружбы, некогда поговорить по душам. “Я бы рад, но у меня мало времени”. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу.

Учитель: Что значит любить? Как вы понимаете это слово?

Ученик: Любить - это испытывать чувство ответственности, видеть и слышать то, чего раньше не замечал, понимать и прощать. Отдавать самое дорогое - свое время. Роза дорога, потому что он дарил ей все дни. Познать можно что-нибудь лишь приручая. Малыш уже твердо знает, что его роза - одна- единственная, потому что он ее “приручил”. Любовь - это труд души. Каждое чувство надо заслужить душевной работой.

Глава 9. Сцена прощания. Чтение на фоне классической музыки.

Учитель: Сказка наполнена множеством мудрых изречений. Приведите примеры.

Высвечиваются на экране, комментируются. (Заранее было подготовлено учеником).

- Зорко одно лишь сердце. Самое главное глазами не увидишь.

- Человек в ответе за тех, кого он приручил.

- Среди людей тоже одиноко.

- Все дороги ведут к людям.

Учитель: На экране - рисунки детей, которые получены путем использования цифровых технологий.

Вы вложили в них душу. Что постарались выразить в своих рисунках?

О чем они? Какие цвета преобладают?

Учитель: Почему Маленький принц решает умереть?

Ученик: Смерть - расставание с земной жизнью - единственная возможность вернуться на свою планету, где осталась роза, за которую он в ответе.

Учитель: С темой любви в сказке перекликается тема подвига. Маленький принц возвращается на свою планету, чтобы защитить розу. Смерти нет, пока жива память. Сознательно принимать смерть можно только во имя очень высокой цели. А. де Сент-Экзюпери погиб на войне, потому что любил свою землю, на которой хозяйничали фашисты. Он был в ответе за свою семью.

V. Заключительное слово учителя (З мин.).

“Хотел бы я знать, зачем звезды светятся?” - задумчиво спрашивает Маленький принц. Этот же вопрос задавали до него сотни мудрецов. На него пытался ответить и молодой Маяковский в стихотворении “Послушайте”. На экране слайд со словами:

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают,
Значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

Автор поднимает в сказке 3 важные в жизни каждого человека проблемы: смысла жизни, любви, смерти. Главное то, чего не увидишь глазами.

Погибающий от жажды герой научился видеть главное - и нашел спасительный колодец. Автор заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления.

Оказывается, по-настоящему ценным является желанный глоток воды, одна единственная роза... Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу. Зорко одно лишь сердце

Звучит песня “Нежность”. (Сл. А. Пахмутовой, муз. Н. Добронравова). CD-диск.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Результат достижения цели. Обобщить сведения, сделать выводы по сказочной повести.

- Чему учит книга? Какие сделали для себя открытия? Выставление оценок, их мотивация.

VII. Домашнее задание.

Цель: на примере жанра письма развить творчество учеников.

Автор книги, завершая рассказ о Маленьком принце, обращается к вам, ответьте ему, пожалуйста.

- Если вы встретите его, не забудьте утешить всех нас, кто его любит, скорее напишите, чтобы он вернулся. (Написать письмо Маленькому принцу).

Спасибо за урок!