Урок-путешествие "В губернском городе N…"

Разделы: Литература


Слайд 1. Презентация

Тема урока: урок-путешествие”В губернском городе NN …”. (Анализ 1 главы поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”).

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок-путешествие.

Слайд 2.

Цели урока: обучение характеристике литературного героя; развитие навыков анализа текста; воспитание в учениках нравственности.

Материалы и оборудование: 1 том поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”; Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. под ред. Г. И. Беленького: Мнемозина, 2010; мультимедийный проектор.

Предварительная подготовка: содержание и план 1 главы; понятие характеристики литературного героя; словарная работа; индивидуальные сообщения: “Н. В. Гоголь: страницы жизни”; “История создания поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Реализация домашнего задания:

1. Перенести на доску:

план 1 главы:

(1. Приезд Чичикова в губернский город

2. Встреча с чиновниками и помещиками

3. Подготовка почвы для авантюры);

словарную работу:

Трактир - “ресторан” низшего разряда.

Сбитенщик - продавец сбитня.

Коллежский советник - гражданский чиновник (средний чин в табели рангов).

2. Дать определение характеристики героя литературного произведения. (Речевая характеристика показывает, как общается человек с другими людьми, каков его образ мыслей, уровень знаний. Иногда присоединяют речевую характеристику к портретному описанию героя).

3. Изучение нового материала. Работа с текстом. Анализ 1 главы.

Слово учителя.

Глава 1 - вступление в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором.

“Путешествие” по губернскому городу начинается.

На доске и в тетрадях начинаем заполнение таблицы “Характеристика литературного героя” опорной лексикой, характеризующей персонаж.

Главным героем поэмы Н. В. Гоголя является Чичиков Павел Иванович - господин “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.

Слайд 3. Павел Иванович Чичиков. Рисунок П. Боклевского. 1866 г.

Чичиков Павел Иванович: “… не красавец,… и не дурной наружности; ни…толст, ни…тонок, ни стар, ни молод…”

Он “восседает на красивой рессорной бричке”. Въезд Чичикова в губернский город изобразил художник А.М. Лаптев (1951-1953 гг.)

- Что изображено на иллюстрации?

Слайд 4. Въезд Чичикова в губернский город. Художник А. М. Лаптев (1951- 1953 гг.)

Стоявшие у гостиницы мужики обратили внимание не на нашего господина, а на колесо брички.

Читаем диалог по ролям:

- Вишь, ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?

- Доедет.

- А в Казань- то, я думаю, не доедет?

- В Казань не доедет.

  • Как Чичиков характеризуется автором? Кто ездят в таких бричках? (Гоголь даёт характеристику Чичикова через описание его брички)

Продолжаем заполнение таблицы:

Холостяк, помещик среднего достатка, “господин средней руки”…

  • Какими показывает нам Гоголь жителей уездного города?

Внимание на записанную на доске словарную работу.

1) “… встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах...”

2) “…господин был встречен…”

3) “…сбитенщик с самоваром…”

  • Как характеризует Гоголь жителей города? (при описании жителей города звучит мягкий юмор)

Слайд 5. Юмор - вид комического, добрая форма насмешки.

Чичиков уже в гостинице.

Осматривает свою комнату. “…гостиница была тоже известного рода…”

  • Какой покой может быть в комнате с тараканами и любопытным соседом за дверью? Даже если тараканы не какие- нибудь, а как чернослив? Юмор постепенно переходит в иронию.

Слайд 6. Ирония - скрытая насмешка, нередко употребление слова в противоположном значении.

Далее Чичиков следует в общую залу. “… Какие бывают эти общие залы - всякий знает…”

  • Что подали на обед Чичикову? “… подавались разные обычные в трактирах блюда…”
  • А как характеризует Чичикова то, что он после обеда “… с чрезвычайной точностью расспросил…”?
  • Это простое любопытство?

Продолжаем запись: хитрый, любопытный

Отдохнув, написал на бумажке: “Коллежский советник… помещик…”

  • Для чего написал? (он осторожный) и отправился осматривать город

Работаем в группах (по рядам):

1-я группа:

  • Что мы видим, путешествуя вместе с Чичиковым по городу? Анализ текста. (Мы видим мостовую, дома, магазины, улицы, заборы, вывески, сад…)

2-я группа:

  • Каким находит город Чичиков? (“… город ничем нечем не уступал другим губернским городам…”

3- я группа:

  • А каким видит город автор поэмы? (Унылый вид российской провинции).

Чичиков держит путь в городской сад. Последуем за ним.

Физкультминутка:

Встали. Идем по аллее сада. Шаг на месте. Энергично. Не сутулимся.

Яркое летнее солнце слепит глаза. Быстро поморгали. Закрыли глаза. Открыли.

Сели на скамейку в саду. Ноги врозь. Ноги вместе.

Наслаждаемся воздухом. Вдох - выдох.

Слушаем голоса птиц, шелест ветра. Медленный поворот головы направо - налево - на меня.

Продолжаем работу с текстом. Перечитаем описание сада:

“ … городской сад…состоял из…”, а в газетах -

“…Город наш украсился…”

  • Что слышим за строчками Гоголя?

Слайд 7. Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческие достоинства.

Продолжаем путешествие. “… оторвал прибитую к столбу афишу…”

  • Зачем? (Изучает город как поле будущего сражения)
  • Какая характерная черта при этом проявляется у Чичикова? (Продолжаем запись: внимательный, деловой, пунктуальный)

Вот и настал следующий день.

  • Куда же отправился Чичиков?

1) Чиновники города:

- губернатор

- вице- губернатор

- прокурор

- председатель палаты

- полицмейстер

- откупщик

- начальник над казёнными фабриками

- инспектор врачебной управы

- городской архитектор

2) Окрестные помещики

  • Что явилось следствием визитов? “ …следствием этого было то, что…” Почему? (Очаровал всех, потому что льстил чиновникам “В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому…”
  • Какую характерную черту Чичикова выявляем и добавляем к его характеристике? (Лесть, льстец)

А вот Чичиков на вечеринке, где собрался цвет губернского города. “…Чёрные фраки носились врозь и кучами и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору июльского лета”.

  • С чем сравнивает общество автор? (Гоголь сравнивает чиновников с мухами (паразитами), летящими на сахар. Их привлекает запах сладкого (возможность поживиться).

А это уже сарказм.

Слайд 8. Сарказм - едкая, язвительная насмешка.

  • Довольны чиновники приездом Чичикова? (“… Все чиновники довольны приездом Чичикова…”)
  • Каковы манеры, речь Чичикова?

Порядочный человек

  • Чем объясняется успех Чичикова? (Чичиков - зеркало любого из собеседников, так как в нём есть все те качества, которые составляют основу их характеров).
  • Как писатель рисует чиновников, помещиков? (Гоголь показывает, что под внешней оболочкой культурных людей скрывается в них духовное убожество, преступные действия, грубая животная натура).

А вот такими увидел губернских чиновников художник П. Боклевский. В 1866 году он написал иллюстрацию под названием “Губернский Олимп (чиновники губернского города NN)”.

Слайд 9. Губернский Олимп. Художник П. Боклевский. 1866 г.

  • Что изображено на данной иллюстрации?

Слайд 10. “Мёртвое царство мёртвых душ” А. Герцен.

  • Согласимся с данной характеристикой?

4. Домашнее задание:

1) Характеристика героя литературного произведения.

2) Содержание глав 2-6 – изображение жизни российских помещиков.

3) Вопросы и задания учебника (стр. 236- 237), “Портретные главы”.

4) Индивидуально: сообщения “Интересы и занятия городского общества”; “События общественной жизни России 30- х годов 19 века”.

5. Подведение итогов. Рефлексия - размышления о своём внутреннем состоянии, самоанализ.

Оценки (с комментарием)

1. Материал урока мне был. (Понятен - непонятен)

2. Своей работой на уроке я. (Доволен - не доволен)

3. Урок мне показался. (Интересным - скучным)

4. Домашнее задание кажется. (Лёгким - трудным)

5. На уроке я работал. (Активно-пассивно)

6. Работа с дневником.

Список литературы:

1. Литература. 9 класс: учебн. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Под ред. Г.И. Беленького. -12-е изд., - М.: Мнемозина, 2010.

2. Н.В. Гоголь. Мёртвые души. Издательство “Детская литература”. М., 2010.

3. Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.

4. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. Л.И. Косивцова. - Волгоград: Учитель, 2010.