Урок химии по теме "Углерод". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель урока: изучение строения, свойств и применения углерода.

Задачи урока:

- на основе положения углерода в периодической системе, оохарактеризовать его строение и свойства;

- развивать: представление об аллотропии на примере углерода; умения: владеть химической терминологией, самостоятельной работы с учебником, устанавливать причинно-следственные связи; проводить эксперимент;

- познакомить с явлением адсорбции и его практическим применением;

- охарактеризовать биологическое значение углерода; применение алмаза и графита;

- способствовать воспитанию аккуратности при выполнении эксперимента; самостоятельности мышления; взаимоуважения, взаимопомощи, терпимости.

Оборудование: модели кристаллических решеток графита и алмаза; образцы изделий из графита (карандаши, электроды) и сажи (тушь, краски, резина); древесный уголь; стенд (изображение изделий из алмаза); противогаз; карточки с терминами; лента с химическим уравнением; ПСХЭ.

На столах учащихся: инструктивные карты; пробирки с раствором перманганата калия, таблетки карболена, химические стаканчики, воронки, фильтры.

На демонстрационном столе: штатив, прибор для восстановления меди из оксида меди (II), порошок древесного угля, оксид меди (II), спиртовка.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: исследовательско-поисковый.

Виды работ учащихся: подготовка сообщений, самостоятельная работа с периодической системой, учебником, разноуровневыми карточками; экспериментальные исследования; составление опорного конспекта; выполнение тестовых заданий; самостоятельная оценка результативности работы.

Конспект урока

I. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку, настрой на работу)

II. Определение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя (загадка).

Из меня состоит всё живое,
Я - графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

- Что будем изучать на уроке?

- Что узнали об углероде из загадки?

- Что еще знаете об углероде? А что еще хотели бы узнать?

III. Изучение нового материала.

1. Биологическая роль углерода.

Сообщение учителя. Углерод играет особую роль в природе. Все без исключения живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является их способность соединяться между собой, образуя сколь угодно длинные цепи, которые могут быть и разветвленными, содержащими миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов (самые из известных молекул - это молекулыбелков, содержащих до миллиарда углеродных звеньев). Их длина может даже достигать одного метра! Углерод является биогенным элементом.

Углерод входит не только в состав белков, но и жиров и углеводов. Один из представителей класса углеводов - обыкновенный сахар.

Демонстрация опыта: “Обугливание сахара концентрированной серной кислотой”. Уравнение химической реакции написано на ленте:

С12Н22Ои + 2Н2S04= 2SO2 +13Н2O + 11С+ СO2

Вопросы к опыту:

- Что мы наблюдаем?

- Чем является черное вещество?

- Почему уголь выбрасывает из стакана?

- Какой вывод о составе сахара можно сделать?

2. Строение атома углерода и его свойства на основе его положения в ПСХЭ (работа по инструктивной карте (приложение 1) задание 1)

Обобщающая беседа:

  1. Какие степени окисления может проявлять атом углерода?
  2. Какими свойствами обладает атом углерода?
  3. В каких случаях он является окислителем? Восстановителем?
  4. Как называется соединение углерода с водородом? С металлами?

3. Аллотропия углерода (инструктивная карта: задание 2)

Сообщения учащихся: а) алмаз; б) графит; в) аморфный углерод.

Обобщающая беседа:

- Докажите, что алмаз, графит являются аллотропными модификациями углерода.

- Почему алмаз и графит обладают различными свойствами?

- Какие ещё существуют модификации углерода?

4. Адсорбция и её применение

- С какой целью используют активированный уголь в медицине? Как вы думаете, почему?

Проведение лабораторного опыта “Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём” (инструктивная карта: задание 3).

- Что такое адсорбция? Где используют это свойство?

5. Химические свойства углерода.

- Какие химические свойства углерода мы уже рассмотрели?

- Может ли углерод взаимодействовать со сложными веществами?

Демонстрация опыта “Восстановление меди из её оксида углеродом”

- Запишите уравнение реакции и рассмотрите её с т.з. ОВР.

- Где используется эта реакция?

IV. Выполнение тестовых заданий (инструктивная карта: задание 4). Взаимопроверка.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я узнал(а) …

- Сегодня на уроке я научился(ась)…

- Особенно меня поразило…

- Мне было трудно…

VI. Домашнее задание § 28 - чтение с пометками, №5, №6, №7, инд-но: используя рис.100 подготовить рассказ о круговороте углерода в природе.

Приложение 2

Литература

1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.

2. Рябов М.А. Тесты по химии. Неметаллы. Органические вещества: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 9 класс”/М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009.

3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы (Серия “Школа радости”) – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.

4. Энциклопедический словарь юного химика/Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990.