Урок технологии по теме "Поморские козули". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  1. Познакомить учащихся с народным декоративно-прикладным искусством коренных жителей Кольского Севера.
  2. Дать знания традиций своей местности.
  3. Научить изготавливать игрушки из ржаного теста.

Оборудование:

  1. Карта Мурманской области.
  2. Выставка детских работ.
  3. Фотовыставка “Терский берег. Умба. Кузомень. Варзуга”.

1. Вступительное слово

Учитель:

Терский берег Кольского полуострова – край, где живут поморы, можно назвать заповедником народного искусства. Поморы бережно и верно сохраняют бытовые и художественные традиции предметов старины – игрушки из ржаного теста. (Работа с физической картой. Кольский полуостров. Белое море. Река и село Варзуга).

Зима. За окном пуржит. Руки умельцев плетут из теста несложный узор.

Фигурки – олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени – имеют общее название “козули”.

Название этого печенья (обрядового) связано с тем, что одним из популярных персонажей “стада” была коза.

Но более верным кажется предположение, что так условно называли всех животных с рогами. (Самым желанным подарком был олень с раскидистыми рогами.) (Показ поделок – козуль.)

Ученики:

а) Козули раньше пекли в Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды. И сейчас пекут в поморских семьях и на рождение ребенка, и на свадьбу, и на новоселье.

А вот детям и невестам
Козули из ржаного теста.
Как живые по столу скачут,
Раздают хозяевам удачу.
Козуля поморская наша-
Лучший подарок и Коле, и Маше!

б) А вот какое поверье было у крестьянина:

Где коза бродит,
Там жито родит,
Где коза с рогами,
Там жито стогом!

в) На рождество собирались ряженые, пели песни – колядки, желали богатого урожая и удачи на охоте:

Ото бы тебе коров,
Полтораста быков!
По ведру бы те доили,
Все сметаною…

Учитель:

Хлебная фигурка служила для людей талисманом (оберегом) от злых сил. Хозяйка обычно оставляла одну-две козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью. Все образы имели смысл – символ Солнца, Изобилия, Здоровья, Доброты, Любви, Удачи.

Козули хранились весь год, до следующего Рождества, а потом лепились новые. Если они ломались, их не выбрасывали, а скармливали скоту или птице. В этом есть бережное отношение к хлебу.

Козуль любят издревле. Придумывают поговорки, присказки, загадки. А почему козуль называют именно так? Вот какое поверье было у древнего крестьянина:

Ученики:

а)

Где коза бродит,
Там жито родит
Где коза с рогом,
Там жито стогом!

б) “Козел” – знак плодородия – был важным участником игрищ, колядок.

Возьму пыльно,
Сделаю жидко,
Брошу в пламень,
Будет как камень.

в) А вот загадка:

Маленька, рогатенька,
Головой не вертит,
На зубах хрустит…
Ну, конечно это козуля!

2. Основная часть урока:

Рецепт изготовления козули (учитель работает вместе с учащимися).

Крутое тесто (ржаная мука, соль и вода), нож и руки мастерицы – вот и все, что нужно для создания козуль. (На один замес берется семь горстей муки, щепотка соли, вода. Месить долго “до седьмого пота”.) (20 козуль.) Правило поморов: с каждой фигуркой, пока лепишь, и поговорить, и “заговорить” ее – как бы передать козуле свою энергию. Вложить в нее душу.

– Тесто раскатать в колбаску, разрезать кусочками.

– Скатать тесто в шарик.

 

– Шарик прокатать в “грушу” и где утолщение, размять на две части (определить, где будет туловище с ногами, где голова с рогами).

– Чтобы сделать ноги коньку, оленю, барашку, корове, лапы собачке, два конца заготовки разрезают ножом и округляют пальцами.

– Сделаем рога, они должны быть ветвистыми. Третью вершину вытягивают и разрезают надвое оси туловища и раздвигают ее: получилось два рога; теперь каждый рог разрезать пополам, потом еще и еще, каждый раз рожки “закругляются” пальцами (в общей сложности при создании козули должно быть сделано не более семнадцати порезов).

– Запечь в печи (ночь постоять в прохладном месте) в хорошо прогретой, но на слабом огне (40 минут).

Учитель:

Правила работы с тестом (выделенный текст напечатан на доске).

1. Брать такой кусочек теста, который прячется в вашем кулачке. По мнению мастериц “бери в руки столько, сколько берет твоя ладонь, спрячь в ней счастье, здоровье, удачу…, оно не любит выпирать”.

2. Следите, чтобы не было трещин в сыром виде, но должен быть виден след от порезов ножа, “чтобы счастье трещин не давало, а беда ножа боялась” (затирать водой).

3. Весь комочек теста должен пойти именно на твою фигурку “счастье должно быть полным, не отдавай его другому”.

4. Лепить быстро и уверенно “работай с душой, с удовольствием”.

3. Заключение.

а) Самая популярная фигурка – это олень однорогий или двурогий – “защитник”, вождь;

коровки, баранчики – покровители домашнего очага, приносили в дом изобилие, богатство;

козули в виде всадника и медведя приносили успех, удачу;

фигурки птички – тетерки дарили с пожеланиями благополучия и счастья в семейной жизни.

Искусство поморов Кольского полуострова представлено в музеях Умбы, Мурманска, Санкт – Петербурга, на выставке в Москве.

б) Выставка детских работ.

Литература:

  1. Блинов Г.М. “Чудо – кони, чудо – птицы”.
  2. Горбатый И. “Печатные, резные, крученые.”//Свирель. – 1999. – № 1.
  3. Евтюкова О, Костюкович Л. “Поморские козули”. – Мурманск,1994.
  4. Константинов И. “По старому рождественскому обычаю”.//Наука и жизнь. – 1990. – № 12.
  5. Кузнецова Е. “Тайна румяных игрушек”.//А почему?. – 1993.
  6. Парфенцева Ю.А. “Чудеса Заполярья”.– Мурманск, 2001.