Интегрированный урок "литература + информатика + ИКТ" по теме "Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

Разделы: Литература, Информатика


Цели и задачи:

  • проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  • показать особенности романтизма Горького;
  • сравнить философию Ницше и раннего Горького;
  • развить навыки монологической речи;
  • работа с нравственными категориями;
  • совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе обучения через информацию, обучения через деятельность;
  • уметь использовать в своей работе компьютерные информационные технологии;
  • уметь использовать аналитические методы обработки информации.

Главная задача - оптимизация преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Оформление:

Ход урока

Это второй урок по творчеству М. Горького, который продолжает и расширяет тему первого урока. (Тема первого урока: “М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького”).

1. Проверка домашнего задания.

Тест по материалу прошлого урока. Приложение 1.

Вопрос Варианты ответов
1. Максим Горький родился в:

А. Москве;

Б. Симбирске;

В. Нижнем Новгороде;

Г. Таганроге.

2. Укажите, какой факт не относится к биографии Горького:

А. Рано осиротев, мальчик провел детские годы в доме своего деда Каширина;

Б. Возглавил Первый Всесоюзный съезд советских писателей;

В. Был соредактором книги “Канал имени Сталина”;

Г. Долгое время жил в эмиграции в Эстонии.

3. Основоположником какого литературного направления был М. Горький:

А. Критический реализм;

Б. Социалистический реализм;

В. Эгофутуризм;

Г.Философско-элегический романтизм.

4. За создание какого произведения Максим Горький получает Грибоедовскую премию:

А. Роман “Мать”;

Б. Роман-хроника “Жизнь Клима Смагина”;

В. Пьеса “На дне”;

Г. Цикл рассказов “Сказки об Италии”.

5. Кто в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” произносит фразу: “В жизни всегда есть место подвигу”:

А. Старуха Изергиль;

Б. Данко;

В. Ларра;

Г. Рассказчик, который слушал легенды о Ларре и Данко.

6. О каком из героев рассказа М. Горького идет речь: “сын орла и женщины”; “он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу; “у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого”: А. Челкаш;

Б. Ларра;

В. Макар Чудра;

Г. Васька Пепел.

7. Как называется тип предметной детализации, использованный в фрагменте описания внешности Изергиль: “ Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова”: А. Описание;

Б. Предметная детализация;

В. Аллюзия;

Г. Портрет.

8. Каким термином обозначаются краткие авторские заметки в драматическом произведении: А. Комментарий;

Б. Стилизация;

В. Ремарки;

Г. Рефлексия.

9. В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как называется в литературоведении такой персонаж? А. Внесценический;

Б. Второстепенный;

В. Ассоциативный;

Г. Мифологический.

10. В речи Актера много скрытых цитат из классических произведений: “Искать город… лечиться”, “Офелия... иди в монастырь”, “ Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты как это обидно - потерять имя?” Укажите имя великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актёр. А. Достоевский;

Б. Ницше;

В. Шекспир;

Г. Гёте.

11. О ком повествуется в данном отрывке из рассказа М. Горького: “Молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”.

А. Ларра;

Б. Данко;

В. Барон;

Г. Гаврила.

12. “Он загородил Челкашу дорогу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот” - о ком говорится в этом отрывке из рассказа М. Горького “Челкаш”? А. Матрос;

Б. Сторож;

В. Грузчик;

Г. Хозяин трактира.

13. Чьи это слова: “Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он - молится? Прекрасно! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, Наполеон, Магомет… в одном!.. Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит… гордо!” А.Барон;

Б. Челкаш;

В. Актер;

Г. Сатин.

14. “Я жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают”. Кому из героев пьесы “На дне” принадлежит это высказывание?

А. Лука;

Б. Клещ;

В. Костылёв;

Г. Квашня.

15. Какое настоящее имя Максима Горького? А. Алексей Максимович Пешков;

Б. Максим Савватиевич Каширин;

В. Максим Алексеевич Пешков;

Г. Василий Васильевич Каширин.

16. Как традиционно определяется жанр пьесы Горького “На дне”:

А. Трагедия;

Б. Социально-философская драма;

В. Комедия;

Г. Мелодрама.

17. Появление Луки в романе является началом: А. Завязки конфликта;

Б. Кульминации;

В. Развязки конфликта;

Г. Не имеет важного значения в ходе повествования.

18. Доволен ли был М. Горький результатами революции в России:

А. Да, именно такие результаты он и представлял;

Б. Нет, он изначально был против революции;

В. Нет, Горький рассчитывал на другие итоги революции;

Г. Да, однако, изначально он был против каких-либо революционных идей.

19. Кто автор реплики: “ Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… И не в том дело, Барон, не в этом дело... Человек выше! Человек - выше сытости!” А. Сатин;

Б. Лука;

В. Бубнов;

Г. Лука.

20. С кем из советских лидеров был лично знаком Максим Горький?

А. К. У. Черненко;

Б. Н.С. Хрущев;

В. Л.И. Брежнев;

Г. И.В. Джугашвили – Сталин.

2. М. Горький и Ф. Ницше.

1. Слово учителя.

Прежде чем перейти к анализу произведения Горького, следует поговорить о такой проблеме, как Горький и Ницше в современном литературоведении. Она является ключом к пониманию многих тем в творчестве Горького, таких как концепция личности, проблема идеала, роль искусства в преобразовании действительности. Был ли Горький ницшеанцем? Русская критика много писала об этом. Сам Горький открещивался от этого и не любил, когда его считали ницшеанцем. Однако в дневниках К. Чуковского мы находим свидетельство того, что в кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького переклички с Ницше очевидны.

2. Сообщение учащегося об основных этапах жизни Фридриха Ницше.

Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной пасторской протестантской среде в Реккене (Саксония). В пять лет потерял отца. После этого семья переезжает в Наумбург, где Фридрих получает первоначальное образование. Позже он заканчивает знаменитую Пфортскую школу, выпустившую многих известных философов и историков Германии.

В двадцать лет он поступает в Боннский университет на теологический факультет, но через год переходит на филологический, посвящает себя изучению античной литературы, истории и искусства. Вслед за любимым преподавателем, профессором Ритшлем, Ницше переводится в Лейпцигский университет. Он очень выделялся среди студентов своими необычайными способностями: был поэтом, прекрасным филологом и знатоком языков, композитором, философом.

За свои выдающиеся способности и первые научные работы в 1869 году, в возрасте 24 лет, Ницше получает от Лейпцигского университета степень доктора наук. Причем звание ему присваивают в нарушение общепринятых правил, без экзаменационного испытания и без защиты диссертации. Еще до завершения учебы Ницше приглашается на преподавательскую кафедру в университет Базеля (Швейцария), где он и будет работать в 1869–1879 гг. Но преподавательская работа не приносит ему удовлетворения. И лишь когда в 1879 г. он в связи с болезнью вынужден будет оставить кафедру, Ницше полностью посвящает себя философии.

Он страдал сильнейшими головными болями, спазмами желудка, позже практически ослеп. Каждый день его жизни действительно требовал мужества. И в этой борьбе за жизнь рождались его философские идеи. К числу значительных его философских работ следует отнести “Человеческое, чересчур человеческое”, “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”.

3. Составление таблицы

  Общее во взглядах Горького и Ницше Различия во взглядах Горького и Ницше
Концепция личности    
Миссия писателя    
Связь будущего и настоящего    
Богоборческий пафос    
Понятия “зла”, “добра”, “греха”, “любви к ближнему”    

3. Беседа по рассказу “Макар Чудра”.

“Макар Чудра” – это первый опубликованный рассказ Горького, который стал не просто литературным дебютом, а рождением нового большого художника.

1. Как в рассказе проявились характерные особенности горьковского мировосприятия?

2. Какую роль в композиции рассказа играют портретные характеристики героев

3. В чём конфликт произведения и как он разрешается?

4. Можно ли сказать, что это не только легенда о любви, а философский спор?

5. Один из критиков назвал Макара “степным Ницше”, согласны ли вы с этим? Почему?

6. Какова философия Макара Чудры?

7. Какие мотивы ницшеанства мы можем здесь увидеть?

8. Какова позиция автора и как она выражена?

9. Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

4. Практическая работа в группах, позволяющая реализовать и систематизировать ранее полученные знания по теме “М.Горький. Романтические рассказы Горького”, используя оценку и интеграцию информации:

  • умение сжато и логически грамотно представить полученную информацию в максимально привлекательном виде;
  • выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  • выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям.

Задача групп:

1. Рассказать о неоромантизме молодого Горького.

2. Выразить своё отношение к выбранной теме.

3. Сохранить документ в папке на рабочем столе, задать имя документа в виде ФИО, класс. Распечатать публикации-листовки и оценить по таблице (Приложение 2).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Уровень Выполненные задания
Высокий Правильно подобраны тезисы, картинки и фотоизображения соответствуют подобранному материалу, привлекательное оформление.

Грамотное раскрытие темы, отсутствие лексических ошибок.

Средний Правильно подобраны тезисы, не все картинки и фотоизображения соответствуют подобранному материалу, недостаточно привлекательное оформление. Наличие орфографических ошибок в тексте.
Низкий Работа выполнена не в полном объеме, тема недостаточно грамотно представлена.

5. Заключение

  • Подведение итогов урока.
  • Выставление оценок.
  • Объяснение домашнего задания.

(Пример одной из публикаций учащихся приводится (Приложение 3))