Проектная технология на уроках иностранного языка в начальной школе согласно ФГОС нового поколения

Разделы: Иностранные языки


Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания ценности своих национальных традиций в сочетании с толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях поликультурного мира с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в начальной школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, игровые, здоровьесберегающие технологии, новые информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности. Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.

Этапы работы над проектом.

1.1 Организационный момент На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и подготовить проведение проекта: разумно определить временные рамки продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся, обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации; выбрать оптимальную форму презентации результатов.

1.2 Выполнение проекта Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Работа подобного рода дает много возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

1.3 Презентация. Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся младших классов.

В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала. Таким образом, проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся. Работать над проектами в нашей школе мы начинаем со второго класса. Проекты “Let me introduce myself”, “ My toys”, “My friend”,” “ My favourite animal”, “ My family” очень интересны ребятам.

В практической части нашей работы мы предлагаем разработку проекта “Visiting a cafe”, который мы выполняем в четвертом классе. Тип проекта - “Ролево-игровой” Предметно-содержательная область - “Монопроект” По характеру контактов - “Внутриклассный” Характер координации проекта - “Непосредственный” По количеству участников - “Групповой” По продолжительности - “Краткосрочный”

Этапы работы над проектом

1 этап. Повторение и закрепление лексического и грамматического материала по теме” Food”.

Words on topic “Food”

Apple, sweet,ice-cream,cup,tea,coffee,drink,egg, potato, meat,soup, tasty,bye,fruit,vegetable,carrot.

Grammar

Much,many,a lot of,there is(was),there are(were)

Structure for dialogues

Pass me the salt please,

I wonder, I am very busy, Would you like to have another cup of..? I’m hungry, I’m thirsty, You look terrible/wonderful

Учащиеся активизируют данную лексику, составляя мини-диалоги в рамках учебной программы.

2 этап. Группа делится на две команды. Каждый участник команды работает над своим проектом. Ему нужно придумать собственное блюдо для детского кафе, написать все ингредиенты этого блюда, придумать оригинальное название. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или аппликации.

e.g. Cake

“Kot Matroskin”- 3 eggs,1 glass of milk,1 cup of sugar, 1glass of flour

Drinks

Milkshake “Dyadya Feodor” - one glass of milk, 2 bananas, 3 strawberries

Ice-cream-“Pochtalon Pechkin”,chocolate ,orange.

3 этап. Каждая команда придумывает название для своего детского кафе. (“ Kanikyli v Prostokvashino”, “Sweet Tooth” ,“Winnie –the pooh”), оформляет меню из выбранных блюд. Детям предлагается яркий наглядный пример меню, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году. Именно на этом этапе детям нужно предложить помощь в сканировании рисунков и аппликаций.

4 этап. Каждая команда придумывает свой диалог на тему “Visiting a cafe”. На этом этапе очень важна индивидуальная работа учителя с учениками. Учитель прослушивает диалоги и помогает учащимся подобрать правильные грамматические структуры. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту.

5. На последнем этапе дети представляют свои проекты и выбирают лучший.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных технологий на уроках английского во все его сферы. Использование различных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа учащихся должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся на уроке английского языка может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Мы полагаем, что все современные инновационные технологии направлены прежде всего на повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

Таким образом, не подлежит сомнению, что мир новейших технологий занимает все большее место в преподавательской деятельности. Использование их на уроках иностранного языка – это немалый труд, но он себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания – вот что дает использование современных технологий на школьных уроках.