Различные виды музицирования в младших и средних классах специального фортепиано ДШИ

Разделы: Музыка


Цель урока:

  • развитие творческих способностей;
  • углубление музыкального опыта учащихся через освоение различных видов совместного музицирования.

Задачи урока:

  • формировать умения и навыки синхронной игры;
  • помочь приобрести некоторый опыт слышания фактуры (мелодической линии и аккомпанемента);
  • продолжить работу над развитием исполнительских способностей, художественного вкуса, чувства стиля;
  • воспитывать чувство партнерства, сопереживания и отвественности.

Тип и форма урока: урок-концерт.

Методы ведения:

  • объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте),
  • проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).

Оборудование: фортепиано.

Содержание урока

Работа детских школ искусств ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, подготовку к активному музицированию в самых различных формах. Игра в ансамбле – вид совместного исполнительства, которым занимались во все времена на любом уровне владения инструментом.

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях:

  • совершенствуют ритмическую точность, ощущение пульса, образные представления учащихся;
  • формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях;
  • воспитывают чувство партнёра;

Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, развивает дисциплину мышления, приучает к большей организованности, укрепляет чувство ритма

Навыки ансамблевой игры ребёнок приобретает еще в самом начале обучения. Ученику предлагается упражнение, состоящее из одного или нескольких звуков. Педагог в это время исполняет основной музыкальный материал.

Самым главным в таком союзе является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое естественным образом. Ученик учится слушать, преодолевать трудности. Здесь важен и воспитательный момент: дети участвуют в творческом процессе вместе с учителем. Это способствует их большему взаимопониманию. Современные пособия для начинающих учащихся – пианистов включают разнообразный материал для игры в четыре руки.

Игра в ансамбле расширяет кругозор, так как репертуар для фортепианных ансамблей очень обширен. Их можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репертуара (концертные пьесы и клавирные переложения) могут быть использованы с равным успехом. Оркестровые переложения – отличный материал для чтения с листа, занятий для развития навыков быстрой ориентации в нотном тесте, для исполнения в эскизе. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначаются для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащает исполнителей и совершенствует их пианистическое мастерство.

Пример: «Песня герцога» из оперы Дж. Верди «Риголетто». Исполняют педагог и ученик 1 класса Куликовских Тимур.

Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения.

При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. И на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.

Этот круг вопросов и задач необходимо решать при исполнении аккомпанементов. Здесь особая трудность – новый тембр солирующего инструмента или певческого голоса. На начальном этапе развития новой аккомпаниаторской деятельности ученика большое значение имеет выбор репертуара. Начинать работу над аккомпанементом к вокальным произведениям желательно с романсов русских композиторов.

В работе над исполнением произведения впервые пришлось решать вопросы нужного соотношение мелодии и аккомпанемента. Динамика фортепиано должна приспосабливаться к солисту: необходимо очень внимательно слушать своего партнёра и учитывать его исполнительские интересы. Это требует приобретения нужного навыка, т.е. одинаково слышать паузы и понимать их огромное выразительное значение, ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие.

Пример: романс А. Даргомыжский «И скучно, и грустно» в исполнении преподавателя. Аккомпанирует Дешевых Василиса (4 класс).

При исполнении вокального аккомпанемента важно учиться чутко реагировать на все нюансы и агогические отклонения в сольной партии. Надо давать певцу дышать, понимать все цезуры, осмыслить кульминации, протяжённость фермат, развитие фразировки.

Ученик должен играть свою партию и при этом следить глазами за партией солиста – уметь видеть три строки нотной записи.

Грамотное исполнение аккомпанемента подразумевает дифференцирование партий правой и левой руки. В проигрышах основную смысловую и художественную нагрузку несёт правая рука. В основном же главная – это басовая партия. Надо уметь хорошо вести линию баса, учиться слышать интонационные переклички с партией солиста, и передавать их на инструменте более выпукло и подчёркнуто. И, конечно, главная задача – создание единого художественного образа, совпадение с чувствами солиста.

Ансамблевое исполнительство в аккомпанементах, фортепианных ансамблях, становится одной из важнейших форм музицирования. На определённом этапе музыкальных занятий ученика и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий.

Ценным в работе над фортепианным ансамблем, аккомпанементом, концертом является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской школе искусств, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.