Урок по творчеству С.А. Есенина

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • Учебная: пробудить интерес к личности и творческому наследию поэта; углубить представление учащихся о личности поэта, о жизненных истоках его творчества; к постижению внутренней логики творческого пути Есенина и тех противоречий, которые определили драматизм есенинской лирики; подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина;
  • Развивающая: учить умению слышать слово, читать выразительно, выделять главное, работать с материалами презентации (составлять краткие опорные записи);
  • Воспитательная: воспитывать нравственные чувства учащихся, формировать чувство ответственности за свой выбор.

Опережающие задания учащимся:

  1. Посмотреть телевизионный художественный фильм «Есенин».
  2. Подготовить выступления по материалам автобиографий поэта («Сергей Есенин» (1922), «Автобиография» (1923-1924), «О себе» (1925); Задание: выделить повторяющиеся факты и выявить различия в содержании  автобиографий.
  3. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Звезды», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ», «Мы все уходим понемногу».

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, метод самостоятельно-познавательного действия.

Место урока в учебном плане: первый урок из пяти уроков по теме «С. Есенин».

Оборудование: фотографии поэта, его родных мест, выставка произведений Есенина и книг о нем, мультимедиа; музыкальное сопровождение (из фильма).

На уроке используется презентация Power Point (По вопросу предоставления файла презентации обращайтесь, пожалуйста, к автору).

Эпиграф к уроку: Уолт Уитмен

Звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава».

Учитель: Прозвучала знакомая песня в исполнении А.Малинина «Мне осталась одна забава». На чьи стихи? О чём? А что вы знаете о поэте С. Есенине?

На экране появляются слайды презентации. Учащиеся записывают новую тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдо и музыки из фильма «Есенин». (Слайды №1-2)

Вступительное слово учителя о теме урока и его месте в ряду других уроков, посвященных творчеству С.Есенина. Чтение и обсуждение  эпиграфа.

Задание: Вчитайтесь в слова Уитмена. Согласны вы с утверждением поэта? Как вы думаете, какова основная задача нашего урока?

Учитель:  Многие из вас, ребята, посмотрели художественный фильм «Есенин». Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства? Почему вам порекомендовали посмотреть этот фильм?

Ответы учащихся.

Учитель:  из ваших ответов напрашивается вывод: С. Есенин, действительно, неординарный человек,  великий, талантливый, любящий жизнь, людей, свою страну, но очень сложный, противоречивый, так  и не нашедший свое место в том мире.

Учитель: Значит, появляется еще одна задача – выяснить, почему?

(Слайды №3-4)

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

В автобиографии С. Есенин пишет: «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской области, в селе Константинове».»Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,– рассказывает сестра поэта, Александра.– Основным украшением являлась церковь. Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь «такой простор, что не окинешь оком». Вдали, как в дымке, синеют леса».

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров… («Русь»)

С 5-ти лет Сергей научился читать. По-настоящему к литературе приобщился с 9-ти лет, когда поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал стихи, в школе были книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Никитина. В мае 1909 года Есенин окончил училище с похвальным листом, которым был удостоен «за весьма хорошие успехи и отличное поведение», в качестве поощрения ему дали рекомендацию для поступления в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу или Рязанское духовное училище. Слагать стихи Есенин стал лет с 8-9. На стихотворчество толкнула его та атмосфера народной песенной поэзии, которая окружала его в детстве. Лишь в старших классах Сергей стал приносить свои стихи в училище, показывать их педагогам. Учась в Спас-Клепиках Сергей продолжал писать стихи, которые читал друзьям в самой разной обстановке. Старый учитель словесности Е.М.Хитров посоветовал по-настоящему заняться литературой. После подражательных стихов в рукописях Есенина мелькнуло нечто самобытное и свежее.

Учитель: прослушайте одно стихотворение, которое отметил учитель С. Есенина (мальчику было 16 лет). О чем оно? Какие мысли, чувства, переживания  нашли отражение в нем?

Чтение наизусть стихотворения «Звёзды».

Ответы уч-ся.

Вывод учителя: Из ваших ответов можно сделать следующие выводы: мальчик Есенин был, несомненно, талантлив, но его талант требовал работы начинающего  поэта  над собой. Каждый человек в чем-то талантлив. Но, если он не приложит усилий, чтобы развить и совершенствовать его, то его талант погибнет.что же С. Есенин? Слушаем дальше.

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

После окончания школы Есенин едет в Москву, занимается разной работой: служит в мясной лавке, где работал его отец. После конфликта с отцом работает в типографии, но остаётся без денег. «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы…», – признавался он.

Учитель: Легко ли было юноше, оставшемуся после конфликта с отцом устроить свою жизнь? Нужна помощь и поддержка человеку, если ему уже 17 лет?

Ответы уч-ся.

Выводы учителя: Вы все сошлись в одном: поддержка нужна каждому человеку, несмотря на его возраст, но в 17 лет каждый должен понимать, что давать волю своему характеру не всегда правильно, можно совершить множество глупых ошибок. Прислушиваться к советам родителей необходимо, но отвечать за свои решения и поступки нужно самим.

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

Поэт Кошкаров, узнав о бедственном положении молодого человека, предложил ему пожить у себя. Через знакомых ему помогают устроиться на работу в типографию Товарищества И.Д. Сытина. Круг знакомых к тому времени заметно расширился. Этому способствовало его поступлению в Народный университет имени Шанявского. В 1913 году, он стал вольнослушателем историко-философского факультета. Весной 1914 года Есенин выступил на заседании кружка с чтением своих стихов. Кружковцы увидели, что перед ними незаурядный поэт с большими творческими задатками. В журнале «Мирок» появились его стихи, а литературным дебютом было стихотворение «Береза» (1914).

Чтение наизусть фрагмента стихотворения «Береза».

(Слайды №6-7)

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

В конце 1913 года, когда были написаны эти слова, у Есенина созрела мысль перебраться в Петербург. С января 1915 года он бывал на собраниях литературного кружка при журнале «Млечный путь», в этом журнале сотрудничали писатели-демократы Алексей Новиков-Прибой, Дмитрий Семеновский, Федор Шкулев, Надежда Павлович. Поездка в Петербург ускорилась тем, что туда он уже посылал свои рукописи, нужно было выяснить их судьбу, а главное – очень хотелось встретиться с большими поэтами, с настоящими мастерами, прежде всего с Александром Блоком. Выяснил, где проживал Александр Блок. Прислуга, отворив дверь, сказала, что хозяина нет дома. Сергей на листке бумаги набросал:»Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в четыре. С почтением С.Есенин». Блок заинтересовался молодым стихотворцем – его личностью, его прошлым, его несомненным талантом. Позднее Есенин вспоминал, как его учил писать Блок:

«Лирические стихотворения не должны быть чересчур длинными,– говорил мне Блок.– Идеальная мера лирического стихотворения 20 строк, оно, безусловно, потеряет лирическую напряженность, оно станет бледным и водянистым».

Блок отобрал в рукописи шесть стихотворений Есенина и отправил его к Городецкому. У Городецкого Есенин был 11 марта. «Стихи он принес завязанными в деревенский платок,– пишет в своих воспоминаниях Городецкий. – С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Городецкий, в свою очередь, снабдил Есенина письмами, из которых одно было к издателю «Ежемесячного журнала» В.С.Миролюбову: «Дорогой Виктор Сергеевич! Приласкайте молодой талант – Сергея Александровича Есенина. В кармане у него рубль, а в душе богатство».

Учитель: К Есенину пришла слава. Как вы расцениваете этот момент жизни? Хорошо это или плохо? 

Ответы учащихся.

Выводы учителя (учащихся):  Пришедшая к молодому поэту слава могла погубить талант, но этого не случилось потому, что С. Есенин был достаточно самостоятельным человеком, не настолько самоуверенным и влюбленным в самого себя. Этим можно объяснить все то, что случилось с поэтом потом.

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

Царское правительство, неся людские потери, объявило досрочный призыв в армию. Есенин уезжает в деревню, чтобы некоторое время побыть дома до явки на призыв. 20 мая 1915 года он предстал перед врачебной комиссией, но Есенину дали отсрочку. Все лето он интенсивно работал, готовил рукописи двух книг: «Рязанские побаски, канавушки и страдания» и сборник «Радуница». В октябре 1915 года, Есенин повел переговоры о выпуске «Радуницы». На квартире Городецкого Есенин познакомился с поэтом Николаем Клюевым, который вовлек его в группу «Краса».

Жизнь в Царском Селе была скучной и унылой. В свободное время Есенин сочинял стихи. Написано около 20 стихотворений. («Крестьянский пир», «Мечта», »Устал я жить в родном краю»), подготовил к печати второй сборник – «Голубень».

Есенину пришлось читать стихи в присутствии царских дочерей, а в другой раз – в присутствии императрицы. Читал он грустные, печальные стихи о России, о странниках нищих, калеках («Я странник убогий», «Микола» и другие).

Настоящие «неприятности» настигли его в феврале 1917 года, когда он, «отказался писать стихи в честь царя».

Учитель: А как вы относитесь к службе в армии? Как расцениваете дезертирство поэта? Может служить оправданием какие-либо неприятности в личной жизни?

Ответы учащихся.

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

С конца марта по август 1917 года создает цикл маленьких поэм: «Товарищ», «Марсово поле», «Певучий зов», «Отчарь», «Октоих».1917 год для Есенина был во многом поворотным. Революция открыла Есенину путь к массовому читателю. 22 ноября 1917 года проводится «вечер поэзии Сергея Есенина».На протяжении 1917 года Есенин встречался с Ал. Толстым, А.Блоком, И.Эренбургом, С.Коненковым, О.Форш, А.Чапыгиным, А.Белым.В первой половине 1918 года появляются «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик».В автобиографии Есенин отметил: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».

Учитель: Как думаете, что вкладывал поэт в слова «с крестьянским уклоном»?

Ответы уч-ся.

Выводы учителя (учащихся):  все указывает на то, что поэт сомневался в необходимости революции, т.к., с его точки зрения,  в деревне не было никаких перемен к лучшему.

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

В Москву Есенин с женой переехал в марте 1918 года и целиком погрузился в издательскую и литературную работу. В 1918 году он с В.Брюсовым, А.Белым, Б. Пастернаком, И. Эренбургом. Для встречи с читателями и выступлений на литературных вечерах Есенин выезжал в Харьков, Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск. Литературная жизнь Москвы была ключом: подготовил к печати второй, третий и четвертый сборники своих стихов, много раз выступал на открытых поэтических вечерах, стал создателем «писательской коммуны», открыл «Книжную лавку художников слова». Есенина можно было встретить в «Кафе поэтов», именно здесь родился имажинизм, сыгравший в жизни Есенина сложную и неблагоприятную роль. Имажинисты представляли собой очень малочисленную группу. В нее входили А.Мариенгоф, В.Шершеневич, А.Кусиков и др. Есенина вовлек в эту среду Мариенгоф, с которым он познакомился еще в 1918 году.

Учитель: Как вы  расцениваете решение Есенина примкнуть к имажинистам?

Ответы учащихся.

Выводы учителя (учащихся): С имажинистами и их лозунгами Есенин быстро разобрался, но не сразу разошелся. Победили принципы жизненного, правдивого образа. Имажинизм не способен был убить в поэзии Есенина реалистическое начало. Если поэт довольно быстро разобрался в идейной неполноценности, то разойтись с ней в быту оказалось нелегко. Все это пагубно отразилось на его творчестве. Так возник цикл «Москва кабацкая».

Выступление уч-ся  по материалам автобиографии:

«Живу я как-то по-бивуачному,– жаловался он в одном из писем,– без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники».Он уезжает  из Москвы в Самару, затем в Ташкент, в Самарканд, в Бухару. И снова возвращался.

Учитель: Круг повседневных общений поэта был широк и разнообразен. Но жизнь его протекала неровно – в ней были и срывы, и трудности, и тревоги. Как можно объяснить это?

Ответы уч-ся.

Выводы учителя (учащихся): С. Есенин был мягким, доступным, добрым человеком, поэтому так к нему тянулись люди. Наверное, по-другому нельзя было …

Выступление уч-ся по материалам автобиографии:

3 августа 1923 г. Есенин и Айседора вернулись в Москву. В путешествии он написал поэму «Страна негодяев», набросал первый вариант «Чёрный человек». А.Л. Миклашевская вспоминает: «Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. …небо и луна, другие, чем там, у них. 21 августа 1923 г состоялось публичное выступление поэта после возвращения из поездки. Вечер прошёл с огромным успехом. Все, знавшие Есенина, заметили в нём удивительную перемену. «Поэт как будто от чего-то очистился, освободился, к чему-то твёрдо пришёл». «После заграницы,– писал он в автобиографии, – я смотрел на страну свою и события по-другому».

Учитель: Как эти факты характеризуют поэта?

Ответы учащихся.

Выводы учителя (учащихся):  По возвращении на Родину Есенин окончательно порывает с имажинистами и с Айседорой Дункан. Начался новый период жизни для Есенина – период небывалой творческой активности, великих поэтических взлётов, побед и падений. Есенину выпало на долю творить и жить в пору великих социальных перемен, которые пережила наша страна. Он застал этот революционный процесс в самом начале. Стихотворения, написанные в 1924 году, говорят о том, что он осознал неизбежность коренных перемен. Как поэт своего времени, Есенин прислушивается и приглядывается к тому, как решает коренные вопросы своего существования народ. «Приемлю все! Как есть все принимаю», – и твердо, решительно порывает с «тележной песней колес», которая становится для него синонимом косности, отсталости. Но стихи последних лет пронизаны скепсисом, его скепсис обращен внутрь себя – к своей душе, к своим не до конца перегоревшим старым чувствам, попыткой понять и принять себя вот такого, найти свое место в этой новой жизни.

Чтение наизусть стихотворения «Мы все уходим понемногу».

Учитель: Есенин вновь попал под влияние богемы, которую запечатлел в образе гнусавого «черного человека»; эта зловещая, мрачная тень являлась к поэту, чтобы напомнить, что он «пропойца и забулдыга», «скандальный поэт», рождающий «дохлую томную лирику» (поэма «Черный человек», законченная в ноябре – декабре 1925 года). Именно такую славу пытались создать Есенину его пресловутые друзья, втянувшие его в алкогольные непутевые вечера и скандалы. Диалог поэта с его двойником, развернутый в «Черном человеке», потрясает откровенностью самопризнаний и самобичеваний, трагизмом утраченной человеческой судьбы. Легко ли человеку вырваться из лап «зеленого змия», если рядом «друзья»? Нет, конечно. в действительности вырваться из такого окружения очень трудно, и ему не удалось: отчаяние привело к роковому концу. Чтение поэмы было домашним заданием. Как вы расцениваете ее сюжет? Какова развязка поэмы и как  она связана  с развязкой судьбы С. Есенина?

Ответы учащихся.

Выводы учителя (учащихся):  Вспомните слова Луки из пьесы «На дне» «Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые». И главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Каждый сам проходит свою жизненную дорогу, никто другой. С.Есенин хорошо это понимал. В своей статье «Ключи Марии» он написал:

«Человеческая душа слишком сложна для того, чтоб заковать ее в определенный круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты. Во всяком круге она шумит, как мельничная вода, просасывая плотину, и горе тем , которые ее запружают, ибо, вырвавшись бешеным потоком, она первыми сметает их в прах на пути своем». Как вы поняли эти слова?

Ответы учащихся.

Звучит  еще раз песня в исполнении А.Малинина «Мне осталась одна забава».

Учитель на фоне тихо звучащей мелодии: сумели ли мы вместе с вами найти ответы на множетсов вопросов «Почему?»

Домашнее задание: подготовить материал к сочинению по теме «Мой Есенин», индивидуальные задания для подготовки к следующему уроку.