Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". "Дорожный быт XIX в. в изображении А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Предварительная работа с классом.

Вопросы записываются в «Дневнике путешествий и экскурсий»:

  1. Как Пушкин относится к станционным смотрителям? Как он называет их?
  2. Что такое ПОДОРОЖНАЯ?
  3. Какие картинки рассматривает автор на стене почтовой станции? Почему, по вашему мнению, автор берет сюжет о блудном сыне?
  4. Как обставлено жилище станционного смотрителя?
  5. Какие изменения произошли в доме станционного смотрителя во время второго приезда автора? (Обстановка, внешний вид смотрителя.)
  6. Расскажите (кратко) сюжет.

В ходе урока (обсуждении вопросов, просмотре слайдов презентации) учащимся предлагается сделать тезисные записи в виде опорных слов, к которым обращаемся в конце урока.

Цель: знакомство с дорожным бытом XIX века через заочную экскурсию в музей «Домик станционного смотрителя» и чтение повести А.С.Пушкина.

Оборудование: мультимедийная презентация «Домик станционного смотрителя», тетради «Дневник путешествий и экскурсий».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Содержание урока.

Эпиграф: «Лошади стали у почтового домика...» А.С.Пушкин.

  1. Заочная экскурсия на почтовую станцию – музей «Дом станционного смотрителя» на ст. Выра Ленинградской области.
  2. Беседа по вопросам к повести «Станционный смотритель».
  3. Творческая работа в «Дневниках путешествий и экскурсий».

Ход урока

А.С.Пушкин очень любил путешествовать, свыше 34 тысяч километров проехал он по дорогам России. Многие помнят его поэтические строки:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

- Как вы думаете, что такое «версты полосаты»? (Показывается фотография на доске или на экране через проектор демонстрируется изображение верстового столба около музея «Дом станционного смотрителя».) На этом черно-белом столбе есть надпись: 69 верст от Петербурга и 239 верст до Пскова.

Итак, «лошади стали у почтового домика» – читаем мы у Пушкина. Остановимся и мы.

(На слайде презентации – фотографии музея литературного героя и фотографии экспонатов этого музея, экскурсию проводит ученик, посетивший музей, или учитель.)

Сегодня мы посетим первый в нашей стране музей литературного героя Самсона Вырина.

Музей открылся 15 октября 1972 года, т.е. в 2012 году музею исполнилось 40 лет.

40 лет назад в музее, созданном силами жителей деревни Выра и близлежащих деревень Гатчинского района Ленинградской области, было всего 72 экспоната, а теперь их – свыше 3,5 тысяч. В путеводителе по музею мы читаем: «История станции начинается в 1800 году. Здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. К 40-м годам XIX в. станция представляла собой комплекс построек: два каменных дома, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, две деревянных конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец. Все это располагалось по краям мощеного двора, образуя замкнутый квадрат». (На экране изображение двора).

Дом станционного смотрителя чудом сохранился до наших дней: «здесь бушевала гражданская война, дважды перекатывался огненный вал Великой Отечественной войны», а домик жив, и не зарастает к нему «народная тропа».

А.С.Пушкин бывал на Вырской станции не менее 13 раз, поэтому вполне возможно, что фамилия главного героя образована от названия деревни Выра. В любом случае образ главного героя – это обобщенный тип 2649 «сущих мучеников четырнадцатого класса», которые обслуживали почтовые тракты России XIX века». А сама повесть блестяще показывает картину дорожного быта Российской империи XIX века. (Именно так названа экспозиция музея).

Давайте откроем первую страницу повести. Прочитаем эпиграф: «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». (Князь Вяземский.)

- Почему А.С.Пушкин взял к повести такой эпиграф?

Главный герой этой повести – станционный смотритель Самсон Вырин, коллежский регистратор.

Согласно «Табели о рангах», это низший чин, чиновник четырнадцатого класса, поэтому слово «диктатор» не надо понимать в прямом значении: это совсем не лицо, облеченное неограниченной властью, а скромный и робкий человек, которого всякий может обидеть.

Автор начинает повесть с ряда риторических вопросов: «Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? и т.д. (цитирование), после чего призывает читателя к справедливости и снисходительности, задавая очередной вопрос: «Что такое станционный смотритель?»

- Как автор относится к станционным смотрителям? Как он их называет?

Пушкин сочувствует смотрителю, понимает его, называет не раз «бедным», его должность – настоящая каторга, ведь любой путешественник вымещает на смотрителе «всю досаду, накопленную во время скучной езды». Автор называет смотрителя «сущим мучеником четырнадцатого класса». Все раздраженные проезжающие бросают ПОДОРОЖНЫЕ на стол смотрителя («Чрез пять минут – колокольчик!, и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!»).

- Как вы думаете, что такое подорожная?

Корень слова -дорож- помогает понять смысл слова: в XIX веке это письменное свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. Подорожная удостоверяла право получить на почтовой станции определенное количество лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего. Пушкин в то время был чиновником десятого класса – коллежским секретарем, поэтому имел право получать двух лошадей на почтовой станции. В повести мы читаем: «Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо». (Звание генерала соответствовало чину I-IV классов). После обсуждения записываем в тетради: подорожная – проездное свидетельство.

Память одного из смотрителей автору драгоценна. С этих слов он начинает историю Самсона Вырина. Войдем вместе с автором в дом станционного смотрителя. Представить обстановку нам помогут экспонаты музея. Например, один из интереснейших экспонатов – стол станционного смотрителя. (Показываем слайды). На нем бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, шкатулка, рядом – треугольные шляпы смотрителя и копия подорожной А.С. Пушкина. Читаем на слайде: «По указу Его Величества Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая. Показатель сего, Ведомства Государственной Коллегии иностранных дел Коллежский секретарь Александр Пушкин, отправлен по надобностям службы к Главному попечителю Колонистов Южного Края России Г. Генералу Лейтенанту Инзову, почему для свободного проезда сей пашпорт из оной Коллегии дан ему в Санкт-Петербурге мая 5 дня 1820 года. № 2295».

«Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель».

- Какие картинки рассматривает автор на стене почтовой станции?

Стены домов часто украшали лубочные картинки. Определяем смысл слова ЛУБОЧНАЯ – напечатанная с лубка (липовой доски), на котором гравировалась картина, дешевая и доступная для простого народа. Здесь автор видит картинки на сюжет евангельской притчи о блудном сыне, что имеет прямое отношение к проблеме, поднятой в этой повести.

- Как обставлено «жилище» станционного смотрителя?

Рисунок 1

Находим в тексте описание предметов интерьера, зачитываем слова: «горшки с бальзамином, и кровать с пестрою занавескою». Смотрим на изображения <Рисунок1> экспозиции музея. Интерьер полностью воспроизводит описанную в произведении «смиренную, но опрятную обитель»: в комнате находится стол для путешествующих, диван для отдыха, стол смотрителя, на котором бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных. В эту комнату вносит голубоглазая красавица Дуня, дочь станционного смотрителя, самовар. За столом ведется непринужденный разговор: «Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы». А за перегородкой – комната Дуни, в которой диван, сундук для приданого, столик для рукоделия, комод. Рядом находится ямщицкая, четверть этой комнаты занята русской печью с полатями. На большом столе – деревянные чашки и ложки, на стенах – сбруя для лошадей и одежда для ямщиков. Ямщик мог отдохнуть в ямщицкой, пока готовятся к поездке лошади. Во дворе почтовой станции есть шорная (делали шоры и конскую упряжь), кузница, каретная.

- Знакомо ли вам слово ШОРЫ?

Вспоминаем, что впервые мы встретились с этим словом в рассказе И.С. Тургенева «Муму». В начале рассказа автор пишет о многочисленной дворне барыни, в том числе и о шорнике – мастере по изготовлению ременной упряжи. А шоры – это боковые щитки на уровне глаз лошади, не дающие ей смотреть в стороны.

Когда были готовы лошади, путь продолжался.

Вновь автор побывал на этой станции через 4 года и, «вошед в комнату», узнал картинки, стол, кровать.

- Но что же изменилось?

Из свежего и бодрого старика Самсон Вырин превратился в седого, сгорбленного, убитого горем человека. Изменилась и обстановка его опрятной когда-то обители. Вроде бы все на своих местах, но кругом ветхость и небрежение, исчезли и бальзамины с подоконников.

- В чем причины этих внешних изменений?

Рассказываем кратко историю Дуни, сравниваем ее с историей блудного сына, анализируем мотивы поступков героев.

- Чем заканчивается повесть?

Автор вновь побывал на станции и узнал, что старый смотритель умер. Дочь Самсона Вырина приехала «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и кормилицей», очевидно, повидаться с отцом и скрасить его одинокую старость. Но слишком поздно. Повесть заканчивается печально: «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища».

- Итак, мы прочитали повесть «Станционный смотритель» и побывали в музее пушкинского героя. Какие опорные слова вы записали? (называем опорные слова и после обсуждения открываем слайд, помогающий ребятам записать то, что не успели внести в ходе беседы).

Оформление страницы в «Дневнике путешествий и экскурсий».

Рисунок 2

Опорная лексика < Рисунок2 > :

  • музей «Дом станционного смотрителя»;
  • деревня Выра в 72 км от Петербурга;
  • открыт 15.10. 1972 года (в 2012г. – 40 лет);
  • сохранившееся с XIX века здание почтовой станции;
  • Пушкин бывал здесь не менее 13 раз;
  • фамилия станционного смотрителя – от названия деревни;
  • обстановка дома восстановлена по архивным документам и повести Пушкина «Станционный смотритель»;
  • столик станционного смотрителя, копия подорожной Пушкина, кровать с пестрой занавеской, лубочные картинки на стенах, бальзамины на подоконниках, комната Дуни «за перегородкой», ямщицкая;
  • во дворе – конюшни, кузница, пожарная каланча, шорная, каретная, колодец.

- Помогает ли музейная экспозиция понять художественное произведение?

Подготовленный ученик или учитель читает стихотворение:

Рисунок 3

Есть музеи, где мертвое прошлое
в пышных залах лежит под стеклом,
где, блестя, экспонаты роскошные
равнодушно молчат о былом.

Не к такому музею таинственный
столб старинный мне путь указал;
верстовой, полосатый, единственный,
он с прошедшим нас прочно связал.

На столе треуголка смотрителя,
только нет самого старика.
Связь времен до того удивительна,
что теряют значенье века.  <Рисунок3 >

Юрий Люба.

В конце урока ребятам предлагается выполнить творческую работу.

Творческая работа в «Дневнике путешествий и экскурсий».

  1. Каким я увидел(а) домик станционного смотрителя после чтения повести и заочной экскурсии? (Использовать опорные слова.)
  2. Пофантазируйте. Составьте диалог Пушкина и станционного смотрителя.
  3. Нарисуйте дом станционного смотрителя, экспонаты музея.
  4. Попробуйте написать стихотворение.

Список литературы

  1. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х Т.3. Проза. М.: Худож. лит., 1987.-527 с.
  2. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина.- М.: РОСТ,1999.
  3. Путеводитель. Дом станционного смотрителя в деревне Выра.

В конспекте урока использованы фотографии автора работы.