Развитие детской одаренности во внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


В настоящее время наблюдается повышенный интерес к развитию детской одарённости. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности гимназии. Мы должны готовить детей к условиям жизни в высококонкурентной среде, бороться за себя, реализовывать свои идеи. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся овладел универсальными учебными действиями, мог проявить свои возможности в самых разных сферах. Дополнительное образование – наиболее благоприятный ресурс для организации личностного развития, для поднятия интереса обучающихся к межкультурному диалогу с использованием иностранного языка как инструмента общения и познания культур. Мы нашли такое направление внеурочной деятельности в городской программе «Гражданин XXI века».

С 2002 года на базе МОУ ДОД ДДТ «Планета» при поддержке Департамента образования Администрации г.Томска была разработана и внедрена модель Детско-взрослого межшкольного объединения «Ассамблея» с языковыми отделениями (русский, английский, немецкий и французский). Опытно-экспериментальной площадкой стали 15 школ, 4 гимназии, 2 лицея и учреждения дополнительного образования, в 2009 году я со своей командой учеников 7–8-х классов впервые приняли участие в этой программе. Надо отметить, что участники команды «Тринашки» были из разных классов и даже из разных параллелей, но их объединило желание усовершенствовать свои языковые знания, узнать что-то новое, приобрести навыки работы в команде, познакомиться со сверстниками из других образовательных учреждений.

Совместная социально-образовательная проектная деятельность команд учащихся Ассамблеи и педагогов проходит в течение всего учебного года в виде сессионных встреч и межсессионных периодов. Тематические сборы команд традиционно проводятся четыре раза в год и являются формой представления результатов промежуточного или итогового этапов проектной, исследовательской, социально значимой деятельности команд. Данные встречи позволяют участникам видеть, обсуждать и анализировать общие, командные и индивидуальные достижения по совместно исследуемой проблеме.

Межсессионные периоды для учителей – это возможность повысить профессиональную компетентность по актуальным вопросам поликультурного языкового образования на семинарах и в педмастерских. Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников проводится по выбранной теме в формах групповых занятий, мастерских, проектирования на базе своих общеобразовательных учреждений, волонтёрских акций и инициатив с выходом в начальную школу, детские сады, к ветеранам.

Мы участвовали в двух годичных программах: «Гражданин XXI века» и «Диалог культур». Я отметила большой интерес своих учеников к тематическому содержанию Ассамблеи. Все мероприятия и этапы были разработаны в соответствии с возрастом участников и содержали творческие задания. Уже на первом заседании команды-участники выбирали тему работы, намечали план предстоящей совместной проектно-исследовательской деятельности, затем собирали материал по теме и защищали свои проекты по исследуемой проблеме. Иностранный язык выступал ведущей идеей коммуникации, поэтому общение участников, представление письменных и мультимедийных продуктов творческой и исследовательской деятельности осуществлялось на иностранном языке.

В 2009–2010 учебном году проблемная тема была: «Когда история учит». Нужно было рассказать о событии из истории Германии, которое никогда не должно повториться. Обязательным элементом творческой, проектной деятельности является межпредметная интеграция. Во время сбора материала и подготовки презентации шла совместная работа с учителями истории, информатики, библиотекой, ресурсами Интернета, перевод собранного материала на немецкий язык и, наконец, выбиралась форма представления материала. Другие команды также представляли свои проекты, затем проходило обсуждение увиденного и услышанного. В помощь участникам команд был создан даже словарь терминов, которым они пользуются сейчас на уроках немецкого языка. Заданием на следующую встречу была разработка и реализация своего социального проекта, например, поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днём Победы. Мы приготовили рассказ-презентацию о нашем ветеране, бывшем учителе Шалеве Ионе Фирсовиче. Социально-значимые проекты и добровольческие акции дают ученикам чувство сопричастности и собственной нужности другим.

В 2010-11 учебном году командам предлагалось рассмотреть проблему «Многоликая планета людей». Всем участникам Ассамблеи представилась возможность расширить свои знания о культурном многообразии мира. В результате работы команды был собран и представлен материал по теме «Многообразие народов и культур: проблема или ценность общества» на примере родного города. Мои ученики нашли сведения о представителях 120 национальностей и 18 религиозных концессий, проживающих в Томске, узнали о наличии национальных центров и их ежегодном совместном фестивале «Дружба народов», об особенностях их культур, обычаях, праздниках, подготовили и провели интересную викторину для других команд. Средством общения участников и представления своей творческой и исследовательской деятельности выступал немецкий язык.

Совместная работа подростков по актуальным проблемам современности в течение годового цикла Ассамблеи с командами из других школ позволяет выйти за рамки собственного замкнутого социума, познакомиться с образом мышления своих сверстников из других школ, сопоставить разные точки зрения и увидеть общность добровольческих инициатив.

Двухлетний опыт работы в городской программе детско-юношеской Ассамблеи позволяет сделать следующие выводы:

  • у участников Ассамблеи повысилась мотивация к изучению иностранного языка и значительно улучшились навыки владения иностранным языком;
  • у обучающихся произошел существенный рост показателей проявления толерантности и культуры межнационального общения;
  • дети приобрели практические навыки эффективного взаимодействия, социально-значимой работы, проектирования, осознали себя гражданами своей страны;
  • участники команды реализовали социально-значимые проекты в младших классах гимназии.

Мои ученики называют причинами своего участия в Ассамблее следующие: четкая и понятная организация деятельности; интересные традиции; новизна содержания и форм работы; возможность улучшить свои знания по иностранному языку; участие в совместных социально-значимых проектах со сверстниками; совместная исследовательская и творческая деятельность с педагогами; приоритет сотрудничества, а не состязательности.

Таким образом, внеурочная деятельность является эффективным ресурсом развития одарённости и формирования гражданских качеств подростков за счет интеграции основного и дополнительного образования.