Урок по теме "Роль развития музыки в творческом замысле композитора"

Разделы: Музыка


Цель: расширение представления учащихся 3 класса о приемах развития, используемых в музыке для реализации творческого замысла композитора, на примере Пятой симфонии Людвига ван Бетховена.

Задачи:

  • знакомство учащихся с видами музыкального развития,
  • раскрытие внутреннего смысла произведения через используемые автором интонации, темы и образы,
  • создание на основе музыкального развития цельного представления о замысле композитора.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: забега вперёд и возвращения к пройденному, поисковый, нравственно-эстетического познания музыки.

Общеметодические методы обучения: словесный, наглядный, практический, закрепления.

Оборудование:

  • аудиоматериалы: Л.Бетховен – Пятая симфония, 3 часть;
  • портреты Ю.Гагарина, Л.Бетховена;
  • интонационные карточки, графическое изображение тем;
  • фортепиано, компьютер, проектор.

Организация урока:

  • вход под музыку Э.Грига «Утро»;
  • музыкальное приветствие:
  • Солнышко встало и утро настало.
  • Радуйся новому светлому дню.

Ход урока

1. Введение в тему урока

Включается презентация к уроку – слайд 1. Приложение 1

Учитель: Сегодня мы узнаем о новых приёмах развития музыки, а также исследуем гипотезу:

«Раскрыть внутренний смысл музыкального произведения, понять замысел композитора нельзя без развития музыки».

Включается слайд 2.

Учитель: Музыка – искусство думать звуками и музыка, прежде всего, искусство интонаций, а вне этого – только комбинация звуков. Любая мелодия вырастает из зерна интонации.

Учитель: Что помогает понять в музыке интонация?

Ответ: Характер музыки.

(Учитель раздаёт детям карточки, где указаны слова, передающие эмоционально-выразительный характер настроений и чувств.)

Учитель: Поиграем в игру «Интонация». Вы будете по очереди повторять фразы, которые я пропою, но с той интонацией, которая указана в карточке:

Будем учиться? Петь и трудиться?
Много узнаем? И не устанем?
Пусть музыка радует дружный наш класс,
В искусство откроет все двери для нас.

(Вопросительная, грозная, жалобная, весёлая, восхищённая, удивлённая, утвердительная, торжественная и т.д.)

Учитель: Что такое интонация?

Ответ: Смысловая выразительность.

Включается слайд 3.

Учитель: В вашем классе учатся разные по характеру ребята: спокойные и непоседы. Вспомним попевку «Разные ребята». Разделимся на две группы: 1 группа – «Спокойные ребята», 2 группа – «Ребята-непоседы». Исполним попевку с пластическим дирижированием. Начинает 1 группа, затем – 2 группа.

Исполнение попевки «Разные ребята».

Учитель: Музыка передала разный характер ребят. Вы проследили за движением мелодии. Мелодия изменялась? (Нет.)

Какие изменения произошли? (В «Ребятах-непоседах» изменился ритм, темп.)

Представьте, что идёт урок, и все ребята спокойно работают. Но вот прозвенел звонок, и им захотелось на переменке попрыгать, пошалить.

Было ли в нашей музыке развитие?
Какое было развитие музыки?

Ответы: Ритмическое, темповое, исполнительское развитие.

2. Работа по теме урока

Включается слайд 4.

Учитель: Посмотрите на этот портрет. (Показываю портрет первого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина)

Как мы называем такого человека?

Ответы: герой – смелый, сильный, храбрый, добрый (записываются на доске).

Учитель: Читаем хором и хлопаем, делая ударение на слове «герой».

Учитель: К какому жанру приблизил нас этот ритм?

Ответ: К жанру «марш».

Учитель: Подумайте, вам знакома музыка с таким ритмом?

Ответ: Это тема Пятой симфонии Бетховена.

Включается слайд 5.

Учитель: Сам композитор сказал об этой теме: «Так судьба стучится в дверь».

Включается слайд 6.

Звучит тема.

Учитель: Из какого зерна интонации выросла эта тема? Какой характер?

Ответ: Из маршевой; характер грозный, повелительный, мужественный.

Учитель: Когда жил Людвиг Ван Бетховен?

Ответ: Родился в 1770 году, а умер в 1827 году.

Учитель: Значит, представление о мужественном, сильном человеке сохранилось со времён Бетховена и до наших дней.

Композитор Бетховен в своём творчестве изображал мужественного, смелого человека, противостоящего трудностям жизни, проповедовал борьбу со злом. Его произведения – бурные, страстные, порывистые, героические. Бетховен часто обращался к жанру «симфония». Открываем воображаемый словарь. Кто прочитает, что такое «Симфония»?

Ответ: В переводе с греческого означает «созвучие».

Учитель: Единство мыслей, идей, звуковых образов 4-х частей симфонии раскрывает слушателям разные стороны жизни человека. В крупном произведении развитие интонаций создаёт взаимосвязь всех частей. С чем можно соотнести симфонию, например, в литературе?

Ответ: С повестью, романом.

Учитель: Симфония может быть средством общения между композитором и слушателями?

Ответ: Да.

Учитель: Пятая симфония была закончена в 1808 году. Симфония написана в 4-х частях, которые объединены одной и той же темой.

Художник может изобразить человека смеющегося и человека плачущего, но может ли он изобразить на одной картине развитие чувства от печали к радости или наоборот? (Нет.)

Включается слайд 7.

Сегодня мы разберём 3 часть симфонии – Скерцо, что в переводе означает «шутка». Но у Бетховена это вовсе не шутка. Каким окажется итог размышлений композитора о своей судьбе в Финале симфонии? Сможем ли мы предугадать его характер?

Послушайте, о чём говорит с нами автор?

Слушание 3 части Пятой симфонии (фрагмент).

Учитель: Что вы можете сказать об интонационно-образном языке прослушанной музыки?

Ответ: Прозвучали две разные, контрастные темы. Одна – маршевая, грозная, повелительная, другая – песенная, робкая, вопросительная.

Учитель: Сколько раз повторялись эти две темы?

Ответ: Три раза.

Учитель: Какое развитие музыки вам удалось определить?

Ответ: Менялась динамика – сила звука. Значит, было динамическое развитие. Менялась мелодия – мелодическое развитие. Были повторы – повторное развитие.

Учитель: А что если это портрет человека? О чём могут рассказать эти разные темы?

Ответ: В герое борются два человека – слабый и сильный; две стороны человека – робкое, нежное и мужественное, гордое; скорбь, жалоба и сила, мощь, воля; песня печали и марш героя.

Учитель: Кто побеждает в этом поединке? Как протекает борьба?

Ответы на эти вопросы мы сможем дать, проследив за мыслью композитора, то есть за развитием музыки.

Включается слайд 8.

Слушаем первое проведение тем.

Первое проведение тем. (Слушание.)

Учитель: С какой темы начинается третья часть?

(С песенной – тихой, робкой, вопросительной…)

Учитель: Какие инструменты её исполняют?

Ответ: Виолончели и контрабасы – струнные инструменты.

Учитель: Струнные инструменты больше всего напоминают голос человека. Какие интонации вы услышали?

Ответ: Вопросительные, робкие, нерешительные.

Учитель: Проследим графически за движением мелодии.

Выполнение задания.

Учитель: Далее, как бы в ответ звучит тема, которую Бетховен назвал темой судьбы.

Как она звучит? (Грозно.) Почему складывается такое впечатление?

Ответ: Один и тот же звук повторяется несколько раз, усиливается звучание.

Учитель: Продирижируем этой темой. (Под фортепиано.)

Учитель: Вы уже сказали, что темы, чередуясь, повторяются несколько раз. Прослушаем второе проведение тем.

Включается слайд 9.

Второе проведение тем. (Слушание.)

Учитель: Темы остались прежними?

Ответ: Нет, изменилась тема Человека.

Учитель: Посмотрите на графическую запись. Как она изменилась? Какой смысл вносит в это Бетховен?

Ответ: Между Человеком и Судьбой появилось какое-то понимание, стремление к объединению.

Учитель: Прослушайте третье проведение тем.

Третье проведение тем. (Слушание.)

Учитель: Давайте посмотрим на графическое изображение этого проведения темы. Понимание усиливается или ослабевает?

Ответ: Между темами мостик понимания расширяется.

Учитель: Какое развитие музыки вы услышали?

Ответ: Мелодическое, потому что мы услышали изменение мелодии. Было ритмическое развитие. Менялась сила звучания – динамическое развитие.

Учитель: Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в дверь Бетховена: обездоленное сиротское детство, униженное положение слуги-музыканта, и в молодые годы самый страшный удар судьбы для музыканта – болезнь и глухота. Где искать выход? Кто может помочь в этот сложный для человека момент жизни?

Прослушаем среднюю часть и определим её жанр.

Включается слайд 10.

Прослушивание средней части (фрагмент).

Ответ: Характер танцевальный. Это картина народного веселья.

Учитель: Бетховен подражает звучанию деревенского оркестра. Какие инструменты вы услышали? Какой лад?

Ответ: Контрабас, скрипки, духовые инструменты. Лад мажорный.

Учитель: Для понимания замысла композитора важно услышать, как излагается эта танцевальная тема? Есть ли в ней развитие?

Ответ: Сначала звучит одна группа инструментов, постепенно к ней присоединяются другие группы.

Учитель: К общему танцу присоединяются всё новые пары. Как можно назвать такое развитие музыки?

Ответ: Поменялся жанр – жанровое развитие. Вступают новые инструменты – тембровое развитие. Полифоническое развитие.

Учитель: На человека лучше всего действует пример других людей. Как вы думаете, тема Судьбы к концу третьей части потеряет свою грозную силу или обретёт?

Ответ: Можно предположить, что тема Судьбы свою грозную силу теряет.

Вывод:

Учитель: Музыка – временное искусство, в ней есть процесс развития. Академик Кнабе писал: «Композитор закодировал свои мысли в звуках, а мы (слушатели) должны найти ключ (к пониманию) и декодировать».

Сегодня мы поставили перед собой задачу – создать для себя цельное представление о музыкальном произведении, которое мы разбирали на уроке. Так как в жанре «Симфония» развитие интонаций создаёт взаимосвязь всех частей, можно предположить, каким будет характер Финала, кто же победит: судьба или воля человека.

Как называют человека, который помогает исполнителям выявить поэзию музыки, придать жизненность каждому её элементу, помочь понять и раскрыть внутренний смысл музыкального произведения, его глубокие сокровенные идеи, его душу?

Ответ: Это дирижёр.

Включается слайд 11. Изображение дирижёра.

Учитель: Что означает слово «дирижёр»? Открываем воображаемый словарь.

Ответ: В переводе с французского слово «дирижёр» означает направлять, управлять.

Дирижёр – музыкант, руководящий коллективом исполнителей музыкального произведения.

Учитель: Дирижёр жестами словно рисует в воздухе картину. Взмах руки похож на живописный пейзажный мазок. Настоящий дирижёр – это ум, душа и сердце оркестра.

Представьте, что вы – дирижёры. Вас пригласили на международный конкурс, чтобы выбрать самых достойных: тех, кто лучше других понимает музыку композитора Бетховена и может донести его замысел до слушателя. Дирижёрский жест должен выразить всё. Дирижируем 3-ей частью Пятой симфонии, раскрывая характер главных интонаций, показывая их развитие, движение.

Слайд 11. Дирижирование учащимися 3 частью Пятой симфонии Людвига ван Бетховена.

3. Итог урока

Включается слайд 12.

1) Какую тему мы исследовали? (Развитие музыки).
2) В каком крупном музыкальном произведении прослеживали развитие музыки?
3) В чём заключался замысел композитора?
4) С каким развитием музыки вы познакомились на уроке?
5) Верна или нет наша гипотеза, которая прозвучала в начале урока: «Раскрыть внутренний смысл музыкального произведения, понять замысел композитора нельзя без развития музыки»?

Учитель: Музыка, прежде всего, это искусство, которое раскрывается в движении, постепенно, шаг за шагом. Это искусство интонаций, а вне этого только комбинация звуков.

Скрипичный ключ – это ключ к пониманию музыкального языка.

Предлагаю спеть песню «Мы дружим с музыкой».

Исполнение песни «Мы дружим с музыкой» – музыка Й. Гайдна.

– Урок окончен: музыке – спасибо!