Программа перспективного развития "Поколение успешных" как эффективная модель формирования ключевых компетенций учащихся

Разделы: Администрирование школы


2011-2012 учебный год открывает новый этап в развитии МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов. Разработана Программа перспективного развития на ближайшие годы. Коллектив школы рассматривает Программу перспективного развития как действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Программа призвана зафиксировать достигнутый уровень развития образовательного учреждения, выявить преимущества и проблемы достигнутого уровня функционирования; определить параметры будущего состояния школы в качестве образовательного места становления и развития детско-взрослой общности как особого совокупного субъекта социального действия, проектирующего и реализующего культурно-образовательные процессы в пространстве городской среды.

При разработке программы перспективного развития коллективом МОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов использовался уже имеющийся богатый опыт инновационной деятельности по реализации инновационной модели в рамках реализации программы развития в 2006-2010 годах, а также участия в региональном сетевом экспериментальном образовательном проекте “Нижегородская инновационная школа” (Приказ Министерства образования Нижегородской области № 600 от 28.08.2008) и реализации проекта перспективного развития “Педагогическая позиционная общность”.

Сформировавшиеся школьные традиции, с одной стороны, и социальные запросы, с другой, обусловили выбор педагогическим коллективом школы дальнейшего шага развития в направлении создания такого социально-образовательного пространства в рамках школы, которое способствовало бы личностной самореализации всех участников образовательного процесса через практику погружения каждого в ценностно-смысловые пласты отечественной и мировой культуры, практику освоения норм общения и успешной социализации.

Школа № 44 г. Нижнего Новгорода, основанная в 1968 году, отметила свой 40-летний юбилей. На протяжении всей своей истории школа занимала достойное место среди общеобразовательных учреждений района, славилась своими традициями. Учеников 44-й школы Советского района г. Нижнего Новгорода всегда отличал высокий образовательный уровень: углубленное изучение предметов естественно-математического цикла было основным направлением в работе школы с ее основания, что подтверждалось и подтверждается высокими результатами в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Выбор дальнейшего обучения наших выпускников – итог высокопрофессиональной работы сплоченного, творческого коллектива учителей.

Выбор инновационной идеи развития МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода определялся следующими тенденциями развития современной образовательной ситуации:

1. Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических умений.

2. Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию каждого ребенка независимо от уровня его развития и социального статуса семьи;

3. Обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением

4. Рост конкуренции среди образовательных учреждений разного уровня, приводящий к необходимости выявления уникальности каждой школы в образовательной деятельности.

5. Создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления.

6. Повышение открытости образовательных систем, гарантированность полноты, доступности, своевременности обновления, достоверности информации об их деятельности, результатах и эффектах.

Позиционирование МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов в социальном окружении опирается на социально-экономические и социально-культурные особенности, традиции и возможности Советского района, учитывает состояние и перспективы развития региональной и местной образовательной среды, конкретной социально-образовательной ситуации.

Миссия МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода - способствовать становлению и развитию обучающихся в качестве субъектов собственной деятельности посредством реализации основной стратегии перспективного развития школы как “Школы поколения успешных”, предоставляющей каждому субъекту образования возможность для успешной самореализации личности в различных видах деятельности, создание комплекса условий развития и саморазвития учащихся, способных к эффективному решению сложнейших экономических и социальных проблем, формирование общей культуры личности обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Цель Программы перспективного развития МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода на период 2011-2015 гг. – реализация эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование ключевых социальных компетенций учащихся, предполагающих в качестве важнейшего результата образования умение выпускника выстраивать собственный успешный жизненный проект в контексте социальной и гражданской ответственности

Достижение данной цели осуществляется посредством решения комплекса задач перспективного развития:

1. Формирование единой коммуникативной среды школы как пространства продуктивного общения и сотрудничества детей и взрослых (детско-взрослая общность).

2. Дифференциация обучения и обеспечение индивидуального подхода в образовательной деятельности. (Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся)

3. Создание единой системы культурно-досуговой и воспитательной работы, которая выступает полноправной частью образовательной программы. (Школа полного качественного образования)

4. Создание преемственной системы проектно-исследовательской деятельности.

5. Разработка и внедрение распределенной модели управления школой, стимулирующая и организационно поддерживающая инновации.

6. Создание системы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности.

7. Повышение эффективности работы с одаренными детьми.

8. Сохранение здоровья школьников и разработка оздоровительных программ.

Размышляя о перспективном образе “Школы поколения успешных”, мы опираемся на то, что на рубеже третьего тысячелетия проявляются новые признаки и стандарты успеха как универсальной категории и образовательной установки. Новые критерии успеха – риск и ответственность, умеренность победителя и стоицизм проигравшего, “скромная этика контракта”, призвание и рутина профессионального долга, моральные абсолюты и правила честной игры. Однако складывающаяся культурная и информационная среда, окружающая современного человека порою задает ему иные, деструктивные образцы успешности, разрушающие духовные основания личности. Привить учащимся этические критерии успешности, научить отличать их от мнимых, деструктивных образцов – задача чрезвычайно сложная.

Основными компонентами, из которых складывается перспективный образ “Школы поколения успешных”, являются целевые ориентиры развития инновационного потенциала школы, создания условий для профессионального роста педагога и личностного роста учащегося, способного к достижению успеха в жизни, к раскрытию в полной мере своего человеческого потенциала через проектирование ситуаций успеха – неуспеха.

Ситуация успеха – это сочетание педагогических условий, которые обеспечивают успех, а сам успех, то есть состояние радости, свободы и ответственности – результат подобной ситуации. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих учеников возможность пережить радость познания и достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Таким образом, ситуация успеха есть результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности учащихся совпадали или превзошли его ожидания.

Реализация стратегии перспективного развития МБОУ СОШ №44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода как “Школы поколения успешных” предполагает осуществление следующего комплекса проектов.

Проект “Успешное самоопределение”

Концептуальная идея проекта. Демократическое, свободное, открытое общество предполагает множественность ценностей и культур, следовательно, и множественность целей образования. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Цель проекта – создание в образовательном пространстве школы проектного комплекса детско-взрослых общностей, позволяющих разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащегося, отражающие его интересы, возможности и индивидуальные образовательные потребности на протяжении всего его обучения в школе.

Задачи проекта:

1. Выведение индивидуальной траектории развития ребёнка с регулярными диагностическими срезами и отслеживанием динамики развития.

2. Разработка концепции психолого-педагогического сопровождения проектного комплекса детско-взрослых общностей.

3. Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения.

4. Создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Проект “Школа – здоровый микросоциум”

Концептуальная идея проекта – здоровье является одной из основных ценностей всех участников образовательного процесса, то есть формируемой совместно в детско-взрослой общности. Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни учащихся включает следующие направления:

- формирование ценностного отношения к здоровью не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов;

- осуществление мониторинга здоровья;

- организация детско-взрослых общностей как обязательного компонента воспитательной работы и оздоровительной деятельности школы;

- создание материально-технического обеспечения для формирования здорового образа жизни учащихся, их родителей и педагогов (организация системы занятий во второй половине дня и вечером).

Цель проекта – разработать и внедрить систему работы, обеспечивающую формирование здорового образа жизни и направленную на поддержку занятий физической культурой и спортом.

Задачи проекта

  1. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.
  2. Исполнение дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.
  3. Повышение квалификации педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.
  4. Совершенствование организации питания учащихся.

Проект “Школа – педагогическая позиционная общность”

Концептуальная идея проекта. В рамках проекта предполагается создание на базе школы методического инновационного ресурсного центра, имеющего опыт деятельности в режиме экспериментальной площадки или лаборатории и обладающего инновационными разработками и потенциалом для организации, в т. ч. сетевой деятельности, по систематическому ознакомлению педагогической общественности с опытом своей инновационной деятельности, значимым для развития региональной системы образования. Задача ресурсного центра – передача эффективных технологий, способов реализации инновационных программ, наиболее результативных подходов к организации и определению содержания образовательной деятельности на иные образовательные учреждения и профессиональные коллективы.

Цель проекта Разработка и внедрение модели “Профессиональная позиционная общность”, обеспечивающей проектирование развивающих сред как событийного локуса становления позиционной общности

Задачи проекта

1) разработать и апробировать концептуальную модель “Профессиональная позиционная общность”;

2) разработать технологию реализации концептуальной модели научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности педагогов в образовательной практике;

3) построить различные варианты профессиональных позиционных общностей в пространстве сетевых взаимодействий школ-участников регионального проекта “Нижегородская инновационная школа”;

4) разработать программу научно-сервисного сопровождения инновационной образовательной деятельности профессиональных позиционных общностей в рамках регионального проекта “Нижегородская инновационная школа”;

5) организовать экспонирование и диссеминацию инновационного опыта, разработанного в рамках реализации проекта “Профессиональная позиционная общность”.

Важнейшим прогнозируемым результатом реализации программы перспективного развития для нас является создание инновационной модели образовательного учреждения как “Школы поколения успешных”, способной взять на себя опережающую ответственность по созданию условий для оперативных и надежных ответов на социальные вызовы общества, получение нового качества образования, соответствующего ФГОС второго поколения и формирование умения осуществлять экономический, социальный и политический выбор в любой жизненной ситуации, принимать решения и прогнозировать их последствия.