Понятие об имени существительном

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создать условия для актуализации имеющихся знаний у учащихся об имени существительном; для закрепления умения выделять существительные в контексте.
  2. Способствовать развитию фонематического слуха, аналитического мышления, долговременной памяти, устной речи.
  3. Содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

Психологический настрой. Дежурный начинает урок.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Мы за парту дружно сели,
Друг на друга посмотрели.

Запись даты.

Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.

Каллиграфическая минутка. (Образец на доске.)

Щщ
ща щу
а   р   щ   у
щ   к   ф   ы
ю   о   щ   ж

Найдите букву, которую будем прописывать. Она повторяется в каждой строчке. (Прописывают строчку Щщ.) Охарактеризуйте ее. В чем особенность этой буквы? Какое правило надо помнить при написании этой буквы с гласными? (Прописывают строчку ща ,щ.у)

Блиц-опрос (сопутствующее повторение).

(Во время беседы на доске заполняется таблица.)

  1. Какой раздел русского языка начали изучать?
  2. Какие части речи уже знаем?
  3. Познакомимся с новой частью речи – союз.
  4. Какие части речи называют самостоятельными, какие служебными?

Последовательность изучения любой части речи.

  1. Вопрос.
  2. Значение.

II. Операционный этап.

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Сегодня мы начнем подробнее изучать одну из самостоятельных частей речи. А какую именно, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Отгадайте загадку.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (Зима.)

Закройте глаза. Что вы видите, услышав слово зима? Кого? (Запись на доске имен существительных.) Что общего у всех этих слов? На какой вопрос отвечают? Почему 2 вопроса? Что обозначают эти слова? Как вы думаете, какой части речи эти слова? Тема наших последующих уроков? (Имя существительное.)

Вывод. Что такое существительное? Проверим наши выводы в учебнике на 108 странице. Прочитайте правило. Чему будем учиться на уроке?

Физкультурная минутка. (Снежинки.)

На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.

На доске:

  • Снегопадпартаокносмелыймедведьбарсуки.

Прочитайте. В этом большом слове зашифровано несколько маленьких слов. Выделите слово, если оно существительное, то записываем его в тетрадь. (Комментированное письмо.) Какое слово лишнее? (Барсуки – мн.ч., одушевленное.)

Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

Работа в парах. (На столах лежат карточки с заданием.) Прочитайте. 1 ряд списывает 1-2 строчки, 2 ряд списывает 3-4 строчки. Выделить имена существительные. (Самопроверка по ключу.)

Физкультурная минутка. (Пальчиковая гимнастика.)

  1. Упражнение «Змейка». Локти поставить на парту, кисти рук «в замок», вращаем кистями (быстро, медленно).
  2. Упражнение «Умывание». Пантомима «Моем руки»: намыливаем, споласкиваем, вытираем.

III. Рефлексия.

Проверим, насколько хорошо мы научились выделять имена существительные в речи.

Самостоятельная работа (взаимопроверка по ключу).

1 уровень 2 уровень
1. Найди имена существительные и подчеркни: звезды, гудят, камень, радостный, корабль, школа. 1. Вставь в предложения имена существительные:

Посуда: __________________.

Школьные принадлежности: _________________.

2. Придумай 1 предложение с именами существительными.
___________________________________________________

Какую часть речи изучали? Что такое имя существительное?

Домашнее задание: страница 108, упражнение 410.

Что бы вы хотели еще узнать об имени существительном?