Здоровье и здоровый образ жизни. Правила личной гигиены

Разделы: ОБЖ


Цель: дать представление об основных составляющих здорового образа жизни и личной гигиены.

Задачи: сформировать у учащихся представление о личной гигиене, знание основных правил ухода за кожей головы, зубами и волосами; рассказать о гигиене на определенных исторических этапах; побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья.

Тип урока: объяснение нового материала

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Вводная беседа

Учитель:

- Чего вы в первую очередь желаете себе?

- Чего вы в первую очередь желаете своим близким?

- Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?

Правильно, ответом на эти вопросы будет одно - здоровье.

Здоровье - это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

Рассмотрим основные компоненты здоровья. (учащиеся записывают в тетрадях)

Учитель: Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья? (если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично, образ мыслей)

Учитель: От чего зависит здоровье? (образ жизни, поведение)

Учитель: Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Докажите примером из жизни.

Учитель: Главное условие ЗОЖ - личная заинтересованность человека.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни)

При оценки здоровья используют 4 основных критерия:

1 - наличие или отсутствие хронических заболеваний;

2 - уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

3 - состояние основных систем организма - дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, нервной и т.д.;

4 - степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

На доске выписано определение без ключевого слова:

... (от греческого – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Относится к наиболее древним отраслям медицины.

Учитель: Как вы думаете, о какой отрасли медицины идет речь, свой ответ обоснуйте?

Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то можно предложить им прочитать высказывания о гигиене различных авторов, на каждой парте карточка с высказываниями.

Сперва приведи в порядок свою комнату, а уж потом принимайся за остальной мир. Джефф Джордан

Только тот, кто моет пол, знает, как надо вытирать ноги. Антон Лигов

Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец

Не надо бороться за чистоту, надо подметать! Илья Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг)

Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. Эдгар Хау

Учитель: Да, действительно, речь пойдет о гигиене.

Какое определение можете дать понятию “правила гигиены”? (учащиеся предлагают свои варианты)

Правила гигиены - совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья.

Учитель: Что же относится к правилам личной гигиены? (используя учебник, учащиеся отвечают на вопрос и формулируют рекомендации по уходу за волосами, зубами, кожей)

Учитель: Давно ли возникла гигиена, как вы думаете?

Рассказ о возникновении гигиены. (Учащиеся тезисно конспектирует)

В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.

На доске выписаны имена: Асклепий, Гигиея, Панацея.

Учитель: Кому знакомы эти имена? (после ответа учащихся). Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы на них остановились?

Дописать к каждому имени краткую информацию о нем, после рассказа о каждом.

В мифах Древней Греции рассказывается о боге врачевания Асклепии. Он учился врачебной науке у мудрого кентавра Хирона, знавшего секреты лечебных трав, и со временем превзошел своего учителя. Он научился готовить лекарства даже из змеиного яда. Поэтому Асклепия часто изображали с посохом, который обвивает змея. До сих пор символом медицины является мудрая змея, которая внимательно изучает налитое в чашу лекарство.

Асклепий – бог врачевания в Древней Греции

У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово “гигиена” и выражение “панацея от всех бед”, то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. Получается, что гигиена возникла давно, но во все ли времена люди соблюдали правила гигиены? Как вы думаете, в Европе или в России в период ХIV – ХIХ веков лучше соблюдались правила гигиены и почему?

(Чаще всего учащиеся отвечают: в Европе).

Учитель: Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. Но, можно с уверенностью сказать, что вплоть до 19 века Россия, несмотря на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дрова стоили уж очень дорого.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Работа с опорными конспектами

Учитель: Возьмите заготовки для опорных конспектов. Сейчас я расскажу вам о различных видах гигиены, ваша задача заполнить опорный конспект.

  Вид гигиены Время появления Основоположники
1. Экспериментальная гигиена    
2. Военная гигиена(судебная)    
3. Научная гигиена    
4. Гигиена детей и подростков    
5. Коммунальная гигиена    
6. Гигиена питания    

1. Экспериментальная гигиена развивается со 2-ой половины 19 века. Её основоположником считается Макс Петтенкофер (1818-1901) немецкий гигиенист, основатель и руководитель первого в Европе гигиенического института.

Исследование вопросов гигиены.

Петтенкоферу поручили выяснить, почему в королевском замке ощущалась досаждавшая королю сухость воздуха. После этого случая он занялся вопросами гигиены, поставив их на научную основу. В 1865 г. он возглавил созданную по его инициативе кафедру гигиены Мюнхенского университета. В 1879 г. он организовал первый в Европе институт гигиены, став его директором, и руководил им до конца своей жизни.

2. Военная и судебная гигиена в России:

Алексей Петрович Доброславин (1842 -1889) был первым профессором в России, возглавившим самостоятельную кафедру гигиены, так как до этого данная дисциплина обычно объединялась с курсом судебной медицины.

День первой лекции А. П. Доброславина в Военно-медицинской академии — 19 ноября 1871 г. — является знаменательной датой начала самостоятельного преподавания гигиены. Определяя задачи этой науки, А. П. Доброславин писал: “...помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер, почему гигиена и существует главным образом как общественная гигиена, общественное здравоохранение”.

Достаточно сказать, что А. П. Доброславин работал над созданием канализации в Петербурге, участвовал в разрешении ряда вопросов военной и школьной гигиены, наибольшее внимание уделял гигиене питания, под его руководством в Военно-медицинской академии было выполнено большое число исследований, посвященных этой проблеме.

Учитель: остальные виды гигиены вы заполните дома

3. Закрепление материала

Учитель: Прослушайте какое-либо значение понятия и правильно закончите предложение:

Его продолжительность соответствует возрастным нормативам с постоянным и точно установленным временем начала и пробуждения ...(полноценный сон)

Белки, жиры, углеводы должен содержать суточный...(пищевой рацион.)

Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма при наибольшем покое, называются ... (основным обменом веществ).

У старших школьников наиболее высокий и продолжительный подъем работоспособности наблюдается... (с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов)

Учитель: Подтвердите или опровергните следующие утверждения:

Молочные зубы чистить не надо?

Предполагаемые ответы:

Надо. Молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов. С 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку.

Не важно, как именно чистить зубы, главное – чистить?

Предполагаемые ответы:

Чистить зубы нужно правильно. Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубы Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы.

Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы?

Предполагаемый ответ:

Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов.

Жевательная резинка заменяет чистку зубов?

Предполагаемый ответ:

Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды в течение 5-10 минут.

Ополаскиватели с фтором заменяют чистку зубов?

Предполагаемый ответ:

Чистка зубов - это по большей части механическое удаление зубного налета и остатков пищи. Именно поэтому зубную щетку и соответственно чистку зубов заменить нельзя ничем. Ополаскиватели - это только дополнительные средства гигиены полости рта, которые применяются после чистки зубов.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

п. 11, заполнить опорный конспект, подготовить сообщение об Игнаце Филиппе Земмельвейсе – “спасителе матерей”.

Литература

1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. 2012.

2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, 2004.

3. Шкенёв В.А. Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс. 2006.