Поэтическая мастерская "Поэты Серебряного века о Пушкине"

Разделы: Литература


Цель урока: определение особого места А.С.Пушкина в творчестве поэтов серебряного века.

  • Образовательные задачи: систематизировать изученный материал о поэтах серебряного века и их отношении к А.С.Пушкину; научить применять полученные ранее знания на практике (анализ лирического произведения).
  • Развивающие задачи: развитие умений самостоятельного анализа стихотворений: выстраивание доказательств-рассуждений, приведение аргументов, формулирование выводов; выразительное чтение стихотворений с комментариями; развитие творческой деятельности при подготовке к уроку.
  • Воспитательные задачи: формирование уважения к мнению оппонента при обсуждении лингвистических вопросов; воспитание читательской культуры учащихся и культуры ведения дискуссии.

Форма урока: работа в группах. Урок рассчитан на 2 академических часа.

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийная презентация (Приложение 3), сборники стихов.

Предварительная работа к уроку. Класс разделен на 5 групп по желанию учащихся. Каждая группа выбрала одного поэта серебряного века (Есенин, Маяковский, Блок, Ахматова, Цветаева) и исследовала его отношение к творчеству и личности А.С.Пушкина. Учащиеся самостоятельно нашли в сборниках своего поэта стихотворения, посвященные Пушкину, и приготовили домашнее задание по группам:

  1. Прочитать стихотворение своего поэта, подготовить выразительное чтение
  2. Выяснить в биографии своего поэта его отношение к Пушкину
  3. Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  4. Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?
  5. О каком периоде жизни Пушкина идет речь в стихотворении?
  6. Каков мир в стихотворении вокруг Пушкина?
  7. “Пушкин – это наше все”. Что это значит для вас?
  8. Как вы понимаете фразу: “Пушкин – солнце нашей поэзии”?
  9. А как понимает это поэт, автор стихотворения о Пушкине?

Ход урока

1. Вступление к уроку.

Слово учителя (Слайд 1)

Стихотворение Н. Ибрагимова "Помяни нас, спаситель" (Слайд 2)

Раз в столетье под видом поэта
В мир земной к нам приходит Христос.
Но всегда забывают про это
Среди будней житейских и гроз.
Все идет он, никак не согреясь,
И нигде не находит приют.
То его Александр Сергеич,
То Сергей Александрыч зовут.
И слова его Божьи, и ласку,
Даже то, что из мертвых воскрес,
Принимают за детскую сказку
В ожиданье реальных чудес.
Под ногами – небесная манна.
Жажда крови толпу горячит –
То кричит она слезно "осанна".
То "распни его" грозно рычит.
Мир, пронзенный Исусовой раной,
Пред своею виною большой
То поникнет башкой покаянной
То грешит окаянной душой.
Не жалея ругательств отборных,
И камней, и плетей, и плевков,
Мир поэту твердит: "Ты разбойник!
Будь же проклят вовеки веков!"
Вновь и вновь повторяется действо:
Хоть в опале поэт, хоть в чести,
Каждый век для него фарисейство
Водружает крутые кресты.
Вот и прах его бедный рассеян...
Но смотрите – сияет с икон
Златоглавый младенец Есенин
На руках у рязанских мадонн.
Свет поэзии свято хранится!
Он в рублевскую троицу влит,
Где в лазурной своей плащанице
С ликом ангела Пушкин сидит
И взирает с отцовской любовью
На внимающих Божьим словам,
Истекающих праведной кровью,
Пригвожденных к позорным столбам.
Он зовет нас в святую обитель,
Где мы с чистой душой восстаем.
"Помяни, помяни нас, Спаситель,
В поэтическом царстве своем!"

Трудно говорить о мере Пушкина в нашем культурной истории, а лучше сказать, о том, что Ходасевич назвал "русской легендой". Это не просто мера Первого национального поэта, создателя литературного языка, основателя национальной школы словесности: это и не мера удивительной личности, "русского человека, каким он станет через сто лет" (словами Гоголя), своего рода святого светской культуры, героя собственного жития. Пушкин русской легенды - это ее сердцевина, ее "первая любовь", как сказал о нем Ф. Тютчев.

И с еще большей силой во времена таких бунтов, каким было начало 20 века, в эпохи культурных затмений и крушений гуманизма, Пушкин становился часто последним оберегом, гением-хранителем свободной творческой культуры, "веселым именем", как писал умирающий Блок, которое соединяет "верных" и с которым не страшна обступившая тьма.

И Марина Цветаева, и Анна Ахматова, и Сергей Есенин, и Владимир Маяковский, и Александр Блок принадлежат к таким "верным" Пушкина. Их поэтическое становление проходило в эпоху, освещенную славой Пушкина, как никакая другая. Они открывали Пушкина, неизвестного его собственным современникам и всему XIX веку. Именно тогда они сами, самые яркие идейные выразители серебряного века, стали продолжением легенды Пушкина, многие из них предельно приблизились к самой сути Поэзии Пушкина, и эти попытки в их стихах получили содержательную аргументацию.

2. Постановка задач урока-исследования.

Учитель: Задача нашего урока – проследить в стихах поэтов серебряного века пушкинские традиции и личностное отношение к нему каждого из этих поэтов. (Слайд 3)

По ходу урока ученики заполняют таблицу в тетрадях

(пример таблицы дается учащимся до урока):

Анна Ахматова Марина Цветаева Сергей Есенин Владимир Маяковский Александр Блок
         

3. Исследовательская работа групп

Учитель:

Чтобы начать наш разговор, необходимо выяснить личное отношение каждого поэта к Пушкину (Слайд 4)

О каком периоде жизни поэта идет речь в стихах?

Учащиеся: Отвечает каждая группа, затем обобщается все сказанное учащимися (слайд 5)

Название стихотворения Тема – период в жизни Пушкина
А.Ахматова “Смуглый отрок бродил по аллеям” Годы учебы в Лицее
М. Цветаева “Стихи к Пушкину” Похороны Пушкина
В.Маяковский “Юбилейное” Посмертная слава поэта

Разговор с Памятником

С.Есенин “Пушкину”
А.Блок “Имя Пушкинского дома” Посмертная слава поэта

Выразительно читаются стихи:

  • А.Ахматова “Смуглый отрок бродил по аллеям”(1911)
  • М. Цветаева “Стихи к Пушкину” (1931 )

Учитель: В чем разница в восприятии Пушкина Ахматовой и Цветаевой?

Учащиеся отвечают. Все суждения по очереди записываются в таблицу (Слайды 5,6,7 появляются как обобщение сказанного учащимися)

Учитель:

  1. Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  2. Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?
  3. Каков мир в стихотворении вокруг Пушкина?

Учащиеся отвечают, на экране появляются самые главные выводы из всего сказанного учащимися.

Анна Ахматова Марина Цветаева
Постоянный символический цвет - ахматовский Пушкин бел: белизна царскосельских статуй и коллонад, стройность парков и невских набережных. Постоянный символический цвет - черный ("черная дума, черная доля, черная жизнь... моя родная тьма")
Пушкин Ахматовой друг своих друзей Пушкин Цветаевой - НАШ Пушкин, благословляющий высокую дружбу и собирающий вокруг себя дружеский круг из новых поколений.
Ахматова не остается наедине с Пушкиным, ей не придет в голову жать ему руку, как у Цветаевой, но вся ее поэзия создается как бы в присутствии Пушкина. Эти стихи не посвящены Пушкину, как не посвящены родному языку - они дышат им:

И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Цветаева и в стихах, и в прозе всегда рядом с Пушкиным:

Прадедову руку
Жму, а не лижу.

Она выносит жестокий приговор времени, которое не поняло, а возможно, хорошо усвоило и потому убило поэта.

“бич жандармов, бог студентов, желчь мужей, услада жен”

“Пушкин – тога,
Пушкин – схима,
Пушкин – мера,
Пушкин – грань,
Пушкин, Пушкин,
Пушкин - имя,
Благородное – как брань”
“Свет на Руси”
“Умнейший муж России”

Ахматова видит себя перед Пушкиным в кругу его благоговейных друзей, внутри душевно единого сообщества. Она проникается духом лицейской сообщности умов и талантов, позже это "мы" включает всех читающих по-русски, "от Белых вод до Черных", всех детей, играющих у памятника Пушкину. Пушкин Цветаевой - не просто одинокая, но тайная, "готическая" страсть: ее требуется скрывать, как влюбленность, не предполагающую дружеского обсуждения; одиночество младенчества продолжается фатальным одиночеством творчества - и одинокой встречей читателя с Поэтом, опасной, как встреча Гринева с Вожатым.
Чара Пушкина Тайна Пушкина
В стихах ощущается незримое присутствие живого Пушкина. Он им близок духовно, он несет в себе высшую нравственную истину.

Бережное обращение поэтесс к наследию Пушкина через сто лет объясняется их желанием найти в его творчестве подтверждение своим мыслям.

Учитель: Прочитаем стихотворения других поэтов о Пушкине:

  • С.Есенин “Пушкину”(1924)
  • В.Маяковский “Юбилейное”(1924) (отрывок)
  • А. Блок “Имя Пушкинского дома”(1921)

Учащиеся выразительно читают стихотворения.

Учитель: В чем разница в восприятии посмертной славы Пушкина у этих поэтов? (группы отвечают). Все суждения записываются в таблицу.

  • Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  • Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?

Учащиеся отвечают. Все суждения по очереди записываются в таблицу (Слайды 8,9, 10, 11) появляются как обобщение сказанного учащимися)

Учитель:

  • Определите, какие проблемы и идеи поднимаются в стихотворении
  • Что испытывает лирический герой, говоря о Пушкине?
  • Каков мир в стихотворении вокруг Пушкина?

Учащиеся отвечают, на экране появляются самые главные выводы из всего сказанного учащимися.

Ученики продолжают работать с таблицей:

Сергей Есенин Владимир Маяковский Александр Блок
Идея - “я и Пушкин” (формы первого лица используются Есениным в три раза чаще, чем формы второго. Например: “стою я”, “говорю с собой”, “я сегодня хулиган”, “я говорю”, “я долго буду петь”, “мое пение” и т. д.) “Пушкин и мы”

Хорошо известно отрицательное отношение Маяковского-футуриста к “классике”.

“Пушкин, русская поэзия и я”

Блок видит себя как частицу чего-то целого, более значительного, чем его личность. Он практически совсем уходит от того, чтобы показать здесь свое “я”. Это свое “я” он скрывает в безличном “мы”.

Есенина в день юбилея Пушкина волнует его собственная судьба, и он задумывается над тем, будет ли его имя так же славно и любимо, как имя Пушкина, останется ли его поэзия жить в веках, как поэзия Пушкина. Он не пытается в своем стихотворении петь гимн великому поэту. Он как бы делится с ним своими трудностями и бедами, как делятся с близкими друзьями. Он говорит о Пушкине, о том, как его призывы к свободе вдохновляли последующие поколения поэтов, звали на борьбу за свободу весь народ.
Похоже, что Есенина беспокоит его дурная слава, которая мешает видеть в нем прежде всего поэта. Он растворяется в этой “славе”, как в тумане: “В легендах ставший, как туман”. Он говорит о том, что поэзия воспринимается “в штыки”, что поэты вынуждены заниматься “служебной нудой”, он рассказывает, как обедняется русский язык, как засоряется страшными сокращениями (“коопсах”), наводняется иностранными словами.

Он бросает взор на всю поэзию со времен Пушкина и обнаруживает, что бедна “чересчур страна моя поэтами”, он дает яркие образные характеристики Некрасову, Есенину, Безыменскому и др.

Но больше всего его волнует именно то, что время его никак не способствует расцвету поэзии.

Хорошо у нас в Стране советов.
Можно жить, работать можно дружно.
Только вот поэтов, к сожаленью, нету — впрочем, может, это и не нужно.

Для Блока Пушкин — прежде всего певец свободы.

Поэзия Пушкина как бы служит путеводной звездой, помогая увидеть грядущие века:

  • Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман,
  • Прозревали дней грядущих
  • Сине-розовый туман.
Есенин старается найти общие черты в своем поведении и поведении Пушкина.

“Ты был повеса, как я сегодня хулиган”.

Он надеется, что как Пушкину слава повесы не помешала быть великим поэтом, так и его, Есенина, дурная слава не может затмить его поэтического дара.

Маяковский признается, что он не Пушкина не любит, а именно “классику”, т. е. то застывшее, хрестоматийное, что подается обычно как классика:

“Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, по жизни — думаю — тоже бушевали. Африканец!”

У Блока нет образа самого поэта, а есть конкретный образ эпохи. Перед нами действительно вырастает образ петербургской набережной с ее древними сфинксами и памятником Петру I. Мы слышим шум ледохода и пароходные гудки. Все эти образы созданы всего в нескольких выражениях.
Слог Есенина кажется слишком напыщенным. Излишним пафосом отличаются такие выражения, как “О, Александр!”, “в бронзе выкованная слава”, “бронзой прозвенеть”. Интересно обращение Маяковского к пушкинской поэзии. Он перефразирует четверостишие из “Евгения Онегина”.

Я знаю: жребий мой измерен; Но, чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я...

И пишет:

“Дескать, муж у вас дурак и старый мерин.

Я люблю вас, будьте обязательно моя...” и т. д. Маяковский будто бы пародирует поэта. Маяковский признавался Луначарскому: мол, именно эти строки из “Евгения Онегина” произвели на него огромное впечатление. Его поразила форма, мелодия стиха, в этом основной смысл его отношения к Пушкину. Можно предположить, что для Маяковского Пушкин — это прежде всего форма, язык, слог, именно этим он ценен как поэт.

Язык Блока точен и изящен. У него мы встречаем выражение “тайная свобода”, заимствованное из стихотворения “К Н. Я. Плюсковой”.
“Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.” Блок берет у Пушкина два слова, но эти два слова наполнены для него глубоким философским содержанием. “Тайная свобода” — это свободомыслие поэта. Поэт не свободен говорить, но он свободен думать и чувствовать. В этих словах мы опять видим гражданскую позицию: для Блока поэзия — это средство выражения идеи.

Стихотворение показывает очень бережное отношение поэта к Пушкину. От него как бы веет теплом, для Блока имя поэта — это “родной для сердца звук”. Такое отношение к великому поэту еще более трогательно, если знать, что стихотворение, посвященное Пушкину, одно из последних произведений Блока. Но даже уходя из жизни, Блок не стремится сравнить себя с Пушкиным, найти какое-то сходство, оценить свою роль в поэзии. Он лишь выражает глубокую благодарность поэту.

Вот зачем в часы заката, Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему.

Пушкин — это своеобразный эталон для сравнения своей поэзии Пушкин — это оригинальная для своего времени и неповторимая форма выражения мыслей Пушкин для Блока — это особая философия понимания мира.

Учитель: (слайд 12) В Москве по соседству два памятника — Пушкину и Маяковскому. Не раз нам придется осмысливать это соседство, этот путь. Ещё недавно за столетним юбилеем Маяковского (1993) следовало двухсотлетие Пушкина (1999). Путь от Маяковского к Пушкину, к классическому пониманию призвания поэта. Пушкин оказывается всегда впереди... Пушкин перед гибелью (как бы предчувствуя ее) подводит итог своему творчеству, пишет “Я памятник себе воздвиг...”. Маяковский перед гибелью (как бы предчувствуя ее) подводит итог своему творчеству, пишет “Во весь голос”.

Два памятника двум великим поэтам стоят они, бронзовые, на соседних площадях Москвы. Сбылось: “После смерти нам стоять почти что рядом...”.

Поразительное сходство? Поразительное несходство? Первого убивают, второй убивает сам себя. Первый погибает, как Моцарт. Второй — убивает в себе Сальери? Ведь Пушкин — легкое имя, по слову Блока. Маяковский — тяжелоступ, тяжеловес, по слову Цветаевой. Да и сам он пишет о своих стихах: “стоят свинцово тяжело”. Пушкин говорит — “мы рождены для вдохновенья”, Маяковский — “как делать стихи”. Поэзию в этой статье он “разъял, как труп”, — метод пушкинского Сальери. Сто лет можно спорить, утверждать и опровергать, но вот — бесспорно: стоят два памятника в Москве, и это не зря.

И Блок и Пушкин понимали, что жить стоит только так, чтобы предъявлять очень высокие требования к жизни: всё или ничего, верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть, пусть этого сейчас нет и долго не будет. Поэт не может жить без раздумья о мире и о каждом человеке. Такова его судьба. Он на веки приговорён к этому беспокойству. Поэт и после смерти своей не даёт покоя всем, кто попадёт в его космический корабль, стартовавший в завтрашний день человечества.

Учитель: “Пушкин – это наше все”. Что это значит для вас?

Как вы понимаете фразу: “Пушкин – солнце нашей поэзии”? Знаете ли вы, чьи это слова? В нашей жизни эти фразы уже стали штампами. (Приложение 2дополнительная информация)

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель: Давайте подведем итоги урока, составив синквейн по теме нашего разговора. Не забывайте, что сегодня каждый из вас на уроке представлял конкретного поэта серебряного века и должен в своем синквейне выразить его отношение к великому Пушкину.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Работа по составлению синквейна.

Синквейн (с франц.) - “пять строк”.

Учитель: Напоминаю вам Правила составления синквейна: (Слайд 13)

строка – слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

– два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

– три слова, глаголы или деепричастия, описывающие действия в  рамках темы;

- фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

- слово-метафора, связанное с первым, отражающее сущность темы.

Задания группам – составить синквейн на слово ПУШКИН (Слайд 14, 15).

Группы работают, затем читают свои синквейны. (Приложение 1)

Итог урока. Учитель: Еще раз вспомним хрестоматийные:

"Пушкин - это наше всё" - слова Аполлона Григорьева.

И совершенно прав был поэт Леонид Мартынов, написав в 1974 году стихотворение “Старый Пушкин”:

Если Пушкина вообразим
Лет семидесяти или старше –
Ни Державин и ни Карамзин
Не проступят в нем по-патриарши,

А скорее общие черты
У него с Некрасовым нашлись бы,
Если б не с гранитной высоты
На дворцы он глянул и на избы.

А позднее бы приобрелось
(Что и есть в нем!) с Александром Блоком
Сходство, если б век свой перерос
Он, отнюдь не старцем став глубоким.

Потому что Пушкина нельзя
В облике представить стариковским,
Ибо сходен, грезя и грозя,
Он с Есениным и Маяковским.

И такая общность что ни час,
Что ни день становится заметней.
Этим он и привлекает нас,
Пушкин стосемидесятилетний!

И, развивая мысль поэта, можно продолжить, что и двухсотдесятилетний Пушкин будет нам близок и понятен всем русским людям, потому что он “наше все”: он был призван служить людям, тревожить их мысли, волновать их чувства и побуждать их к постижению жизни, он был призван “сиять” всем нам. Он принадлежит всем нам, его нельзя ограничить своей эпохой, он принадлежит Вечности. А сам он оказывается всегда впереди всех, сияя нам всем, как солнце.

Выставление оценок учащимся.

Использованные материалы.

Литература к уроку:

  1. Ахматова А. “Я стала песней и судьбой...”/ Сост. Ю. Н Борисов. – Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1991. - 424с.
  2. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы/ Авт.вступ. статьи В.В.Дементьев; Худож. М.Дорохов. – М.: Современник, 1987. – 368с.
  3. Венок Пушкину: Сборник/ Сост. и примеч. С.А. Небольсина; Худож. И.Гусева. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Сов. Россия, 1987. – 256с.
  4. Есенин С. Стихотворения и поэмы. Алма-Ата: Жазушы, 1982. – 384с.
  5. Маяковский В.В. Сочинения в двух томах. Том 1./ Сост. Ал. Михайлова; Вступ. ст. А.Метченко; Прим. А.Ушакова. – М., Издательство “Правда”, 1987. – 768.
  6. Русская литература ХХ века: 11 кл. : Практикум: Учеб. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Кунарев, А.С. Карпов, О.Н.Михайлов и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000. – 318с.
  7. Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы. Волгоград: Ниж. Волж. кн. изд-во, 1989. - 480с.

Ресурсы Интернета:

  1. www.neuch.ru/referat/22678.html
  2. www.abc-people.com/.../literature/rus/silver.htm
  3. pushkin-omsk.narod.ru
  4. pushkin.niv.ru/review/pushkin/009/837.htm
  5. news.mail.ru
  6. http://www.moskwaphoto.narod.ru/
  7. http://www.aleksandrpushkin.net.r