"Ради жизни на Земле…" (по творчеству А.Т. Твардовского)

Разделы: Литература


Александр Трифонович Твардовский - одна из самых ярких и противоречивых фигур в Русской советской литературе. Сын раскулаченного сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий стал одним из первых в советской поэзии, создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма. Прошёл через две войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в годы “оттепели” резко критиковал советскую власть (поэма “Тёркин на этом свете”), стал лидером оппозиции застойному режиму. Будучи главным редактором “Нового мира”, сделал журнал проводником демократических идей, добился публикации рассказа Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, вызвавшего мощный резонанс не только в стране, но и в мире. При этом Твардовский был настоящим советским поэтом. Искренне верил в идеалы коммунизма, хотя считал, что государственная система извратила первоначальный, ленинский замысел. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенёсшим разорение и ссылку.

Вся жизнь его – постоянный и мучительный путь к правде, “как бы ни была она горька” эта правда.

Авторитет Твардовского был очень велик и в обществе, и в писательской среде. Его личность вызывает глубокое уважение, это был внутренне противоречивый, но честный пред собою и читателями писатель.

“Преподавание литературы – творческое дело” - с такой речью выступил А.Т.Твардовский на Всероссийском съезде учителей в 1960 году. В ней он говорил, что урок литературы “должен быть часами воодушевления, эмоционального подъёма, нравственного прозрения”. Они призваны воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Учителю-словеснику близка высказанная Твардовским мысль: ученик должен состояться прежде всего как учитель. Быть читателем – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания. В произведениях Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, “меру личности”, как сказал сам поэт. Его работы требуют сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства.

Продумывая систему занятий по творчеству А.Т.Твардовского, учитель будет опираться на опыт анализа лирического произведения, который у учащихся 11-го класса уже есть. Имеет значение и сама формулировка темы урока, и его “жанр”. В школьной практике сложились разные типы уроков по поэзии:

1. “Темы малой родины” в поэзии Твардовского”;

2. Лирический цикл “Памяти матери”;

3. “Это - настоящий реквием, простой, величавый и скорбный”;

4. Урок художественного чтения “Читаем стихи Твардовского”;

5. Урок – монолог “ Об одном стихотворении”.

“Поэты о поэте” (Твардовский в воспоминаниях К.Симонова, К.Ваншенкина, С.Маршака, М.Исаковского). Эта тема может носить обобщающий характер. К уроку ученики составляют информационные карточки, на которые записываются самые значительные оценки поэтического творчества Твардовского. Они пополняют картотеку школьного кабинета литературы. Ими ученики пользуются при подготовке реферативных сообщений, сочинений.

Как видим, типы уроков по творчеству одного поэта могут быть разнообразными. Оставив в стороне фамильный оттенок их классификации, отметим, что каждый из них по-своему сложен.

Каждый из них ставит учителя перед решением следующих методических проблем: из чего будет складываться творческая работа школьников в процессе постижения особенностей лирики великого поэта? Такого типа задания не только приучат школьников грамотно читать поэтический текст, но и позволять им овладеть навыками “скрытого анализа”.

Поэма “Василий Теркин”, пожалуй, самое известное, самое популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И.А.Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: “Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, т.е. литературно-пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за “Теркина”. (И.Бунин , письмо к Н.Д. Телешову от 10 сентября 1947г.//Бунин И. Кн.1. Лит.наследство. Т.84. Кн.1.М.,1973)
Поэма состоит из 28 глав, пролога и эпилога , условно разделяясь на три части. Какая глава – небольшая новелла из фронтовой жизни Теркина, не связанная с другим каким-либо общим сюжетом. Василий Теркин – балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою – пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в любой ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания – Теркин споет и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава “Смерти и воин”), находит силы собраться и вступит в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведет себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава “Кто стрелял?”). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава “Переправа”).

В четырёх авторских главах – отступлениях – рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Повествование поэмы не связано с ходом военной компании 1941-1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

История создания

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа “На страже Родины” в ходе финской военной компании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П.Д.Боборыкина чисто случайное. Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Александр Трифонович сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него. Становится свидетелем гибели Днепровской флотилии.

Весной 1942 года он возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. “Война всерьёз, и поэзия должна быть всерьёз ”,-пишет он в своём дневнике”.

4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы (вступительная “От автора” и “На привале”) в газете западного фронта “Красноармейская правда”.

Поэма получает известность, её перечитывают центральные издания “Правда”, “Известия”, “Знамя”. Отрывки из поэмы читают Орлов и Левитан. Тогда же стали появляться известные иллюстрации, созданные художником Верейским. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпиталя и трудовые коллективы. Произведение имело большой успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В 1942-1943 поэт пережил тяжёлый творческий кризис. В армии и гражданской читательской аудитории “Книгу про бойца” принимали на ура, но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминания о руководящей роли партии. Секретарь союза писателей СССР А.Фадеев признавался: “поэма отвечает его сердцу”, но “… надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам”. Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензуру, правку и купюры текста. В итоге поэме была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава (“В бане”) была закончена в марте 1945 года. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.

Заканчивая работу над поэмой, Твардовский ещё в 1944 году одновременно начинает следующую поэму “Тёркин на том свете”. Первоначально он планировал написать её как последнюю главу поэмы, но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое ещё вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из “Василия Тёркина”. “Тёркин на том свете” вышел в середине 1950-х и стал ещё одним программным произведением Твардовского - ярким антисталинским памфлетом.

Критика и художественные особенности

Предваряет поэму программное авторское вступление, дающее настрой произведению

А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы не была горька.
От автора (пролог к поэме)

Как такового сюжета в поэме нет (“На войне сюжета нету”), но она построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу “Переправа”. В начале поэмы хорошо заметна преемственность с предыдущим произведением Твардовского – утопической поэмой “Страна Муравия”, которая также начинается с рассказа о дороге, по которой предстоит пройти герою. Роль авторских отступлений в повествовании также очень важна. Своеобразный диалог автора с главным героем занимает значительное место в тексте поэмы.

Тёркин в поэме выступает как собирательный герой, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату. Окружающие Тёркина герои безымянные и абстрактные: сослуживцы бойца, генерал, старик и старуха, Смерть – словно позаимствованные из народной сказки (фактически это полное переосмысление поэмы “Аника - воин” с противоположным исходом: даже служащие Смерти ангелы – принявшие будничный вид похоронной команды – на стороне Воина). Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, - образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами,

звучащими, как поговорки и строки частушек. (“Хорошо, когда врёт весело и складно”, “Молодец, а будет много – сразу две. – Так два ж конца…”). Автор передаёт точным и взвешенным слогом речь Тёркина, лирически возвышенное описание природы и суровую правду войны.

Выбор в качестве размера поэмы четырехстопного хорея не случаен. Именно такой размер характерен для русской частушки и хорошо соответствует повествовательному ритму поэмы. Критики также считают, что в “Василие Теркине” отчетливо ощущается влияние русских народных сказок, в частности, “Конька-Горбунка” Ершова.

Отличительной особенностью произведения, напоминающего сказания о народном герое, стало отсутствие идеологического начала. В поэме нет обычных для произведения тех лет славословий Сталину. Сам автор отмечал, что ритуальное упоминание о руководящей и направляющей роли партии “Разрушало бы замысел, и образный строй поэмы о народной войне”. Данное обстоятельство впоследствии создало большие проблемы для публикации и задержало издание окончательного варианта поэмы.

Секрет творчества Твардовского не только в легкости ритма, виртуозном использовании разговорного языка, но и в безошибочном чутье писателя, позволяющему удержаться на правильной стороне в пропагандистской войне, не поддаваясь соблазну лжи. В книге сказано настолько много правды, насколько позволяли обстоятельства.

Культурное значение

Поэма “Василий Тёркин” - одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику.

Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь:

“Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль”, “Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле”, “Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди”.

О произведении Твардовского высоко отзывался Солженицын. Борис Пастернак считал “Тёркина” высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество. Иван Бунин так отзывался о поэме:

Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык- ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого слова!

По значительности образа героя, по размаху, с которым автор охватил различные стороны войны, по глубине лирического чувства поэма Великой Отечественной войны. Она сыграла большую воспитательную роль в годы войны и сохраняет свое глубокой идейное и эстетическое значение и сейчас.

Рекомендуемая литература

  1. Твардовский А.О литературе .-М.,1973.
  2. Твардовский А. Из рабочих тетрадей .-Знамя .-1989 .№7,8,9.
  3. Маршак С.Я Воспитание словом .-М.,1961
  4. Воспоминая об А. Твардовским .-М.,1978
  5. Македонов А .Творческий путь Твардовского: Дома и дороги .-М.,1981.
  6. Бунин И . Кн . 1 . Лит . наследство .Т .84.Кн.1.М.,1973.