Схемы и таблицы в индивидуальном обучении на дому детей с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Коррекционная педагогика


Практика обучения показывает, что дети с интеллектуальной недостаточностью усваивают познавательный учебный материал без достаточного понимания. Многие из них способны правильно повторить отдельные сведения из объяснения учителя, но ответить на поставленные в косвенной форме вопросы и сделать обоснование они не могут. Такие знания быстро забываются. Кроме этого, большие недостатки понимания обнаруживаются при использовании учащимся учебников по биологии, географии и истории. Трудность понимания текстов учебников обусловлена недостатками техники чтения, малым запасом слов и словосочетаний. Характерным для текстов учебников по устным предметам является употребление технических терминов, сложных предложений, сокращений, что вызывает особые трудности понимания учащимися.

В силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. При обучении учащегося в форме индивидуального обучения на дому я заметила: сложности в усвоении устных предметов (чтение, география, биология, история, обществоведение); нет интереса к предметам, т. к. он считает указанные предметы - второстепенными; испытывает трудности в построении фраз с использованием терминов; трудность понимания текстов учебников.

Возникает потребность в разработке приёмов и методов, создание системы заданий и упражнений, которые способствовали бы более прочному усвоению изучаемого материала, успешного применения его на практических упражнениях. Изучив возможности и потребности учащегося, был выбран оптимальный метод работы при изучении устных предметов: использование схем и таблиц.

Важным звеном в обучении детей на дому является составление логических схем. Принципы, на которых они составляются, заключаются в том, что целое условно делиться на части. От учащегося можно требовать самостоятельного составления схем после каждого знакомства с новыми объектами.

В прием составления аналитических схем входят следующие действия: установление критерия мыслительного расчленение объекта; деление на основные, различные по строении (по составу) и функции части; условное обозначение этого деления; дальнейшее расчленение объекта на более мелкие части. Самое сложное в этом приёме – правильное установление критерия расчленения и соблюдение деления в пределах одного уровня изучения.

Схемы составляются при помощи опорных слов и условных обозначений, стрелок. Объяснение учителя необходимо сочетать с использованием образных средств обучения, это могут быть рисунки в учебнике, картины, таблицы, текст в учебнике, натуральные объекты, карты. При закреплении темы или проверке домашнего задания ученик рассказывает по этой схеме, предварительно ещё раз дома прочитав текст в учебнике. Задание можно представить учащемуся в виде таблицы, в которой он заполняет данные графы и столбики.

Схемы и таблицы могут преследовать на уроке следующие цели: пояснять изучаемое, закреплять полученные представления, обобщать материал, помогать учителю, выявлять степень усвоения учащимися знаний.

Эффективность использования схем и таблиц имеет важное значение для коррекции мыслительных процессов, даёт возможность сосредоточиться на главном, создаёт стержневой образ и помогает более прочному усвоению знаний. Составление схемы - важный практический навык.

Если в процессе изучения устных предметов при объяснении нового материала включить работу с таблицами и схемами, то:

- повыситься интерес к уроку, активность;

- улучшиться восприятие содержания учебного материала по биологии, географии, истории;

- увеличиться словарный запас;

- улучшится понимание речевой информации;

- сформируется умение выделять из общих понятий существенное, что необходимо ученику на других уроках.

Данное положение обусловлено следующими причинами:

Значительно снизится умственная нагрузка, включатся механизмы непроизвольной памяти, что позволит учащемуся легче усвоить изучаемый материал.

Появятся резервы времени для выполнения практических упражнений, т.к. учебный материал компактно и быстро выстраивается в схему, легко усваивается ребёнком за короткий промежуток времени.

Усвоение изучаемого материала будет успешнее.

Прогноз ожидаемых результатов: проявление интереса и большей активности при изучении содержания устных предметов (чтение, география, биология, история, обществоведение).

Основным направлением деятельности было выбрано изучение особенностей учебной деятельности ребенка-инвалида с диагнозом легкой умственной отсталостью, находящегося на индивидуальном обучении на дому, с целью внедрения в практику обучения схем и таблиц, позволяющих подготовить ребёнка к обучению в следующем классе и помочь развиваться его индивидуальным особенностям.

В результате обследования были выявлены сильные и слабые стороны учащегося, обозначены основные проблемы в обучении. Ученику недоступна аналитико-синтетическая деятельность в работе с текстовым материалом, он испытывает большие трудности из-за недостаточного объёма представлений, а также довольно часто наблюдается непонимание лексической структуры слов, фраз и предложений. На основании этого с учетом использования схем и таблиц была составлена “Индивидуальная образовательная программа” для индивидуального обучения на дому. Задачи на данном этапе: сформировать умение выделять из прочитанного главное, улавливать смысл, делать элементарные выводы, обогащать словарный запас.

Для оценивания восприятия учебного материала выделены следующие параметры: понимание объяснения учителя, умение составлять схемы и таблицы, усвоение знаний.

Уровень понимания выявляется, основываясь на следующих критериях оценки:

1. После объяснения учителя учащийся способен воспроизвести отдельные, чаще всего второстепенные сведения. Установить или воспроизвести отмечавшиеся при объяснении связи с ранее усвоенным и причинно-следственные связи не способен. Главное в содержании объяснения выделить не может. Наводящие вопросы не помогают.

2. По вопросам в односложных ответах воспроизводит значительную часть материала. Связи с ранее усвоенным материалом и причинно-следственные связи воспроизводит с трудом. Главное выделяет только в более простом учебном материале.

3. Материал объяснения по вопросам воспроизводит в основном правильно. В простейших случаях может выделять причинно-следственные связи и связывать новое с ранее усвоенным. Главное в воспринятом материале выделяет с небольшой помощью.

4. Способен достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях – самостоятельно. При выделении главного и в установлении смысловых связей может действовать в основном правильно.

Уровень умения в составление схем и таблиц.

  • 1 уровень: составляет схемы и таблицы с большим количеством ошибок. Не справляется без помощи учителя.
  • 2 уровень: составляет после индивидуальных инструкций, нуждается в активной помощи учителя.
  • 3 уровень: составляет после первичной и дополнительной инструкции с 1-2 ошибками, использует незначительную помощь.
  • 4 уровень: в помощи не нуждается, составляет схемы и таблицы после первичной инструкции.

Усвоение знаний (терминологии, понятий, определений) выявляется, опираясь на следующие уровни:

1. Отсутствие знаний по изучаемому материалу.

2. Устно воспроизвести ранее изучавшиеся сведения не может, наводящие вопросы не помогают. Некоторые компоненты знания усвоил на уровне конкретных представлений. На этой основе может отличить верные сведения от неправильных.

3. Учебный материал устно воспроизводит. Характерна неполнота воспроизведения. Помощь при воспроизведении знаний учебного материала использует успешно. В словесной форме знания учебного материала сохраняется в памяти удовлетворительно. Самостоятельно использует знания учебного материала в практической и теоретической деятельности только в простейших случаях.

4. Словесно учебный материал воспроизводит правильно и достаточно полно. Способен его использовать при усвоении новых знаний и в практической деятельности. Удержание знаний учебного материала в кратковременной и долговременной памяти происходит без нарушений.

Таким образом, при систематическом использовании схем и таблиц в восприятие учебного материала у данного учащегося улучшилось до уровня, улучшаются представления, легче запоминаются понятия и терминология. Учащийся научился самостоятельно составлять схемы.

Метод позволяет учесть все личностные данные учащегося, он удобен в применении тем, что сокращает затраты времени на изучение той или иной темы. С помощью этого метода материал компактно и быстро выстраивается в схему, легко усваивается ребёнком за короткий промежуток времени. Кроме этого с помощью построения схем, таблиц формируется умение из общего выделять существенное, что необходимо учащемуся на любом другом предмете.

Используя схемы и таблицы, в работе с учащимся удалось достичь: улучшения восприятия, содержания учебного материала по предметам биологии, географии, истории; повышения интереса к уроку, активности; появилось резервное время; увеличения словарного запаса; улучшения понимания речевой информации. Это свидетельствует о результативности данного метода.

В результате проведённой работы были получены данные, свидетельствующие об эффективности применения схем и таблиц для восприятия учебного материала.

Данный метод может использоваться при обучении устным предметам учащихся, как в классе, так и обучающихся индивидуально на дому.

Презентация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ “Об образовании”.

2. В. В. Воронкова. “Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе” - М.1994.

3. Д. М. Маллаев, П. О. Омарова “Психология общения и поведения умственно отсталого школьника” - СПб: Речь, 2009.

4. Д. Н. Исаев “Умственная отсталость у детей и подростков” - СПб: Речь, 2003.

5. Е. С. Слепович, А. М. Поляков “Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью” - СПб: Речь, 2008.

6. В. И. Лубовский “Специальная психология” - М: АСАДЕМА, 2006.

7. С. Л. Мирский “Развитие понимания речевой информации учащихся вспомогательной школы на уроках труда” - Дефектология, № 5, 2001.

8. Г. В. Васенков “Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта” - Дефектология № 3, 2004.

9. О. А. Хлебосолова “Приоритетные направления развития детей с отклонениями интеллекта на уроках географии”. “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития” - № 2, 2003.

10. А. Л. Мирский “Организация развивающего обучения во вспомогательной школе” - Дефектология № 3, 2000.