"Парус" М.Ю. Лермонтова в контексте его творчества"

Разделы: Литература


Стихотворение «Парус» воспринимается как хрестоматийное произведение...Если разговор заходит о М.Ю.Лермонтове, то каждый из нас одним из первых, наверное, вспомнит его. И нам кажется, что оно очень просто и понятно. Но это далеко не так... И даже мы, преподаватели литературы, часто не придаем должного внимания истории создания стихотворения, не рассматриваем его в контексте литературы вообще и творчества Лермонтова в частности. Это можно объяснить определенными объективными причинами, но ведь эти знания помогут более ярко и глубоко донести идейное содержание данного произведения до учащихся.

Необходимо рассматривать тему стихотворения более широко и говорить о теме моря в творчестве М.Ю.Лермонтова. Этому вопросу посвящено множество научных работ (список приведен в конце статьи), я же попытаюсь представить анализ стихотворения «Парус» на основе историко-литературного комментария.

Стихотворение было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 г., во время его пребывания в Петербурге, о чем он впоследствии напишет письме к М.А.Лопухиной от 2 сентября 1832 г., прилагая и текст самого стихотворения. Юноша 17 лет был отчислен из Московского университета по неуспеваемости, так как с начала второго курса совсем не приступал к занятиям. Исследователи его биографии утверждают, что это было связано с переоценкой поэтом своего мировоззрения. Надо отметить, что море Лермонтов видит в первый раз в жизни именно в Петербурге. Балтийское море, берег Финского залива не оправдали ожиданий молодого поэта.

Образы моря и паруса часто встречаются в литературе. Море традиционно символизирует жизнь. Особенно характерно использование образа моря поэтами и писателями романтиками: Дж. Байроном, В.Жуковским. Именно по их произведениям представлял себе море как нечто величественное, внушающее вдохновение и Лермонтов.

Свое непосредственное переживание от впервые увиденного моря поэт передает в стихотворении, отосланном Лопухиной:

<Петербург, начало августа 1832 г.>

Примите дивное посланье
Из края дального сего;
Оно не Павлово писанье –
Но Павел вам отдаст его.
Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой!..
Куда ни взглянешь, красный ворот,
Как шиш торчит перед тобой;
Нет милых сплетен – всё сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Всё удивительно и ново –
А нет не пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них!..

– И наконец, я видел море,
Но кто поэта обманул?.
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул.
Нет! как оно, я не был волен;
Болезнью жизни, скукой болен,
(На зло былым и новым дням)
Я не завидовал, как прежде,
Его серебряной одежде,
Его бунтующим волнам.

Экспромтом написал я вам эти стихи, любезная Софья Александровна, и не имею духу продолжать таким образом.

- В самом деле; не знаю отчего,
поэзия души моей погасла;
По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти;
Как после бури на песок
Волной расшибленный челнок: –
Пускай прилив его ласкает;
Не слышит ласки инвалид;
Свое бессилие он знает,
И притворяется, что спит;
Никто ему не вверит боле
Себя иль ноши дорогой;
Он не годится, и на воле!
Погиб – и дан ему покой!

Сколь велико оказалось его разочарование! Однако Лермонтов сохраняет традиционное значение образа моря в своем стихотворении. В период с 1828 по 1832 годы образ моря постоянно присутствует в лирике поэта. Наиболее часто море символизирует человеческую жизнь и страсть. Образ паруса появляется значительно реже и не имеет пока значения «личность». Но все же поэт в своей переписке с Лопухиной, которая невольно оказалась его поверенной во взаимоотношениях с морем, продолжает использовать этот образ:

Письмо Лермонтова Лопухиной М. А., <28 августа 1832 г.> С.-Петербург.

- Hier il y à eu, а 10 heures du soir, une petite inondation et même on a tiré deux fois du canon à trois différentes reprises, à mesure que l'eau baissait et montait. Il y avait clair de lune, et j'étais а ma fenêtre qui donne sur le canal; voilа ce que j'ai écrit!
(Вчера в 10 часов вечера произошло небольшое наводнение, и даже стреляли из пушек – по два выстрела три раза с промежутками по мере того как вода прибывала и убывала. Ночь была лунная, я сидел у окна, выходящего на канал; вот, что я написал!)

Для чего я не родился
Этой синею волной? –
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной;
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок;
Всё, чем так гордятся люди
Мой набег бы разрушал;
И к моей студёной груди
Я б страдальцев прижимал;
Не страшился б муки ада,
Раем не был бы прельщен;
Беспокойство и прохлада
Были б вечный мой закон;
Не искал бы я забвенья
В дальном северном краю;
Был бы волен от рожденья
Жить и кончить жизнь мою!

В этом стихотворении М.Ю.Лермонтов меняет акценты и идентифицирует себя с морем, а не челном, суденышком, плывущим по воле волн.

Впервые, читая лирику поэта, мы сталкиваемся с образом моря в стихотворении «Наполеон» (1829 год). И далее тема моря будет чаще всего связана с Наполеоновской темой.

В стихотворении «Баллада» у Лермонтова возникает образ моря, сходный с таким же образом в балладе В.Жуковского «Кубок». Здесь море – символ любви, страсти, в которую с головой бросается мужчина.

В стихотворении «Желание», датированном автором «Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля», образ моря разделяет лирического героя и Шотландию, страну его мечты:

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.

В этом же стихотворении появляется и образ паруса.

Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море
Беззаботен и один
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.

"В этой строфе воплощается главная идея стихотворения – жажда воли и свободы, готовность к испытаниям» [Володин,1998, 17]. Лирический герой стремится к жизни, к движению и в то же время к одиночеству.

В стихотворении «Время сердцу быть в покое...» М.Ю.Лермонтов использует образ моря, чтобы отразить душевное состояние лирического героя, волнения его сердца:

Но пускай оно трепещет
То безумной страсти след:
Так все бурно море плещет,
Хоть над ним уж бури нет!..

В отличие от лирический произведений Лермонтова в его поэмах море является предвестником смерти, а в прозе способствует раскрытию внутреннего мира героя. В романах и поэмах писателя парус символизирует суетность человеческой жизни. В своей переписке с М.Лопухиной, как мы уже отмечали выше, М.Ю.Лермонтов постоянно использует образы моря и судна: «...И, может быть, оттого что вы когда-то утешили очень сильное горе, возможно и сейчас вы пожелаете рассеять милыми словами холодную иронию, которая неудержимо проскальзывает мне в душу, как вода просачивается в разбитое судно».

За пять лет до лермонтовского «Паруса», свой одинокий парус поднимает А.С. Пушкин в стихотворении «О Венеции». Он сравнивает себя с ночным гондольером, который

...любит песнь свою, поет он для забавы,
Без дальных умыслов; не ведает ни славы,
Ни страха, ни надежд, и, тихой музы полн,
Умеет услаждать свой путь над бездной волн.
На море жизненном, где бури так жестоко
Преследуют во мгле мой парус одинокой...

Так как в стихотворении «Парус» большая часть отведена описанию моря, то, на первый взгляд, кажется, что стихотворение можно отнести к пейзажной лирике. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).

Но строки, описывающие море, всегда отделены от следующих, в которых передается психологическое состояние лирического героя, многоточием, паузой. Пейзаж отделяется от размышлений автора. Следовательно, стихотворение следует относить не к пейзажной, а к философской лирике.

Стихотворение называется «Парус», так как парус – его центральный образ. Первая строка стихотворения взята Лермонтовым из поэмы А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский».

Это реальный парус, который «белеет ... в тумане моря голубом», он принадлежность корабля, у которого «мачта гнется и скрипит». Но само слово «парус» встречается в стихотворении всего лишь один раз. Затем поэт употребляет только местоимение «он», которое связано со словами, обозначающими действия и состояния человека: «ищет», «кинул в краю родном», «счастия не ищет», «просит», «покой». Таким образом, парус одновременно символизирует человека с определенной судьбой и характером.

Авторское Я в стихотворении спрятано в 3 и 4 строках каждой строфы, где, не делая констатирующих выводов, автор наталкивает нас на размышления:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
...Как будто в бурях есть покой.

Хронотоп «Паруса» несет в себе пространственно-временные несоответствия. В первой строфе кажется, что времена глаголов употреблены в полном соответствии с линейным течением времени (белеет – ищет – кинул), но парус находится в море, а ищет что-то «в стране далекой», и логичнее было бы сказать «что хочет найти».

Соотнося все три строфы, можно отметить, что в море одновременно и туман, и буря, и «луч солнца золотой», но мы понимаем, что автор хотел передать, наоборот, разновременность этих событий, не один момент в судьбе паруса, а целый отрезок жизни. Этим и будут мотивированы эти пространственно-временные несоответствия. А его «мятежный» герой в то же время проходит все эти состояния, не изменяя себе, но и не находя в них отрады, противясь им всем.

Также несоответствия в хронотопе могут быть вызваны тем, что, как отмечает в комментариях к Белой книге Павел Матюшев, Лермонтов пишет не то море, которое видит перед собой (а скорее, не только его), «а воссоздаёт по памяти собственную акварель с морем и парусом, скопированную им два года назад в Москве с колтыковского иллюстрированного издания «Сказки о царе Салтане».

О композиции стихотворения мы уже упоминали, когда говорили о жанровой принадлежности стихотворения. В двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Таким образом, в стихотворении можно выделить два сюжета. Первый, внешний – движение паруса в море, второй – размышления о парусе, попытка понять его тайну.

Говоря о поэтическом языке стихотворения, хочется привести цитату Н.М.Шанского: «Перед нами изумительное по своей образности и выразительности стихотворение, могущее быть эпиграфом ко всей лермонтовской лирике».

Во внешнем сюжете стихотворения на первый план выходят эпитеты цвета, о которых мы упоминали выше. Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами: «одинокий» и «мятежный». Прилагательное мятежный у Лермонтова – беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово «мятежный» связано со словом «буря», которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.

Также при создании образа лирического героя Лермонтов использует антитезу: далекой – родном, ищет – кинул, не ищет – не бежит, буря – покой.

Сам парус – это метафора человека, брошенного в жизненное море, противостоящего жизненному ветру и вынужденного следовать его попутному дуновению.

Можно говорить о применении олицетворения, если рассматривать парус в качестве номинального лирического героя стихотворения. Также олицетворение присутствует в описании природы: «ветер свищет», «играют волны». В этих же сочетаниях используется аллитерация.

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет всякого типа повторы («счастие» во второй строфе), анафору (1 и 3 строфы), синонимику.

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.

1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул.

2-е четверостишье: парус – «мачта гнется и скрипит».

3-е четверостишье: парус – «просит бури».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная. В первых двух строках пропущено одинаковое ударение.

В первой и третьей строфах обилие звуков Л, Р, Н, М передает лёгкое колыханье морской волны во время штиля. Стих звучит легко и плавно. Но вот море меняется. Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ.

Для синтаксиса стихотворения «Парус» характерны параллельные конструкции:

Белеет   парус   в тумане...
Ищет   он   в стране...
Кинул   он   в краю...

или зеркально построенные: счастия не ищет – не от счастия бежит.

Пафос стихотворения заключается в вечном не спокойствии человека, его борьбе с внешними обстоятельствами, бунтарском характере человеческого духа, который не знает покоя даже в «штиль». Поэтому стихотворение остается всегда актуальным, так как затрагивает вопросы самоопределения и самосознания личности. В рамках внедрения ФГОС второго поколения это стихотворение имеет огромное значение в формировании личностного самоопределения. Но в первую очередь, мы, конечно, должны обращать внимание на художественную ценность произведения литературы, ценить момент сопричастности, соприкосновения с чувством и творческим порывом поэта.

Список использованной литературы:

  1. Володин Э.Ф. «Парус» М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе художественного произведения.// Литература в школе. 2000. №2. С. 16-20.
  2. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. М., 1981. С. 78-82.
  3. Жителев В.И., Жителева Ж.И. Читаем «Парус» Лермонтова// Литература. 2009. №23. С. 11-13.
  4. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973. С. 9-27; 33-47; 82; 99-101; 104-122.
  5. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С. 113-144.
  6. Махонина Е.Н. Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова // ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет имени Л.Н.Толстого, 2007.
  7. Найдич Э.Э. «Парус» Лермонтова// Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 122-134.
  8. Нахапетов Б.А. Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова// Литература в школе – 1999 – №7 – с. 16-20.
  9. Отрощенко Е. Женщина и море: образ женщин в лирических стихотворениях Лермонтова.// Литература в школе – 1999 – №7 – с. 27-28.
  10. Шанский Н.М. Лингвистически й анализ художественного текста, 2- е изд., Л., 1990. С. 339-346.
  11. Щеблыкин И.П. Мир символов, пророчества и грез: «Этюды о Лермонтове»// Литература в школе. 2000. №4. С. 30-37.