НОД "В гостях у сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель НОД: развитие связной речи детей.

Обучающие задачи:

  1. Закрепить знания детей о сказках, сказочных героях.
  2. Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10.
  3. Закрепить знание букв русского алфавита.
  4. Закрепить умение отгадывать загадки.

Развивающие задачи:

  1. Активизировать словарный запас детей по данной теме.
  2. Формировать практические навыки словообразования.
  3. Развивать смекалку, зрительную память, логическое мышление.
  4. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  3. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Предварительная работа:

  • чтение сказок;
  • разгадывание загадок о сказочных героях;
  • рисование портретов сказочных героев;
  • придумывание названий сказок – «перевертышей».

Пособия и материалы:

  • мультимедия, презентация «В гостях у сказки – четвертый лишний»;
  • аудиозапись вопросов от сказочных героев для игры «Что? Где? Когда?»;
  • аудиозапись музыки для игры «Что? Где? Когда?»;
  • магнитофон, аудиозапись «Песня Снежной королевы»;
  • игровой стол, волчок, конверты с вопросами от сказочных героев;
  • значок «музыкальная пауза», мольберт, кроссворд, маркер;
  • таблички с буквами и цифрами 1-В, 2-О, 3-Л, 4-Ш, 5-Е, 6-Б, 7-С, 8-Т, 9-В, 10-О;
  • поднос, мочалка, телефон, блюдце, термометр, самовар... (предметы, ассоциирующиеся со сказками К. И. Чуковского);
  • портрет К.И. Чуковского и книга с его сказками,
  • черный ящик, игра-головоломка «Сказочные предметы»;
  • призы для участников игры, бейджик с именем для каждого ребенка.

Ход НОД

Воспитатель:

Жили-были
Старик и старуха…
Любишь ли ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка, как хлеба краюха,
Теплая, только что из печи.
Добрую сказку помню я детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Чтобы подкралась и заронила
К самому сердцу зерно доброты.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки?

Ответы детей: Да, очень.

Воспитатель: Вижу, вижу, все любят! Да как же их не любить? А кто придумывает сказки?

Ответы детей: Люди, сказочники, авторы, народ.

Воспитатель: Верно! Т.е. сказки бывают авторские и народные. А как еще можно разделить сказки, по каким признакам? Какие бывают сказки?

Ответы детей: Волшебные, о животных, бытовые…

Воспитатель: А для чего люди сочиняют сказки?

Ответы детей ...

Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло, что хорошо, что плохо. Недаром в сказках зло всегда наказуемо, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен отвечать за все свои ошибки, поступки, желания. Только доброта и любовь сделают жизнь счастливой! Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!

Воспитатель: Ребята! А что будет, если сказок не будет?

Ответы детей ...

Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Воспитатель: Ребята. А можно ли сказку назвать воспитательницей?

Ответы детей: Да, она учит правильно себя вести. Быть хорошим, добрым.

(Звучит музыка – начало игры «Что? Где? Когда?».)

Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти позывные?

Ответы детей: Это музыка из игры «Что? Где? Когда?».

Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже будем знатоками – подтвердим, что хорошо знаем сказки, сказочных героев, авторов сказок, волшебные предметы. А в конце нашей игры гости помогут выбрать лучшего игрока с помощью голосования, как в настоящей телепередаче.

Но прежде чем вы пройдете к столу, давайте выполним упражнение на внимание.

Игра «Обманные движения».

Дети реагируют только на словесные команды, не обращая внимания на отвлекающие действия воспитателя. Например, произнося команду «Руки вперед!», воспитатель показывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

Воспитатель: И так, знатоки, занимайте свои места, проходите к игровому столу.

(Звучит гонг – игра начинается. (Под музыку крутится волчок.)

Вопрос 1. Вопрос от Царя из Тридесятого царства-государства.

Звучит голос царя: В государстве непорядок, главный писарь заболел, все перепуталось, никакого учета. Помогите навести порядок, определить, что лишнее. Надеюсь, это задание вам по силам.

Игра «четвертый лишний». (Приложение 1)

На экране появляются слайды с героями сказок и сказочными предметами. Дети должны не только назвать лишний предмет или героя сказки, но и объяснить, почему они так решили.

- Чипполино, Буратино, Синьор Помидор, Принц Лимон.

- Мальвина, Буратино, Царевна Лягушка, Пьеро.

- Мышка, редиска, собака, кошка.

- Зеркало, хрустальная туфелька, мышки, тыква.

- Золотой ключик, корона, полено, черные очки.

- Тюльпан, грецкий орех, ласточка, Колобок.

- Горох, подушки, хрустальная туфелька, замок.

- Печка, яблоня, медведь, гуси-лебеди.

- Мышка, петух, осел, собака.

- Красная шапочка, ружье, колодец, корзина с пирожками.

(Под музыку крутится волчок.)

Вопрос 2. Вопрос от короля Йагупопа из Королевства Кривых зеркал.

Звучит голос йагупопа: В моем Королевстве Кривых зеркал все перевернуто задом наперед. Я придумал для вас загадки. Получились перевертыши! Хочу, чтобы вы, знатоки сказок, назвали их правильно. Надеюсь, что вы не догадаетесь и не справитесь с заданием! Ха-ха-ха!

Игра «перевертыши».

Дети должны догадаться, какое название сказки зашифровано с помощью слов, имеющих противоположное значение, или слов, близких по значению.

- Прекрасный цыпленок – Гадкий утенок.

- Пес без шляпы – Кот в сапогах.

- Ржавый замочек – Золотой ключик.

- Солнечный король – Снежная королева.

- Принц под тыквой – Принцесса на горошине.

(Под музыку крутится волчок.)

Вопрос 3. Вопрос от Знайки из Солнечного города.

Звучит голос знайки: Я очень люблю читать книжки, особенно разные сказки. Я приготовил вам загадку, хочу, чтобы вы догадались, что лежит в черном ящике. Для этого вам нужно узнать, что связывает предметы, находящиеся на подносе. Желаю удачи!

(Под музыку вносят черный ящик и поднос с предметами.)

На подносе лежат: мочалка, телефон, блюдце, термометр, самовар ... (в черном ящике лежит портрет К.И. Чуковского и книга с его сказками).

Задача детей выяснить, что общего между всеми этими предметами (все они встречаются в сказках К.И. Чуковского), и попробовать догадаться, что же тогда может быть в черном ящике (портрет К. И. Чуковского и книга с его сказками).

Музыкальная пауза.

Воспитатель: А сейчас пришло время отдохнуть. К нам из далекой Лапландии пожаловала сама Снежная Королева, но сегодня она в хорошем настроении и не будет никого замораживать. Я предлагаю вам немного потанцевать.

Появляется Снежная королева и исполняет песню. Дети танцуют вокруг Снежной королевы.

(Под музыку крутится волчок.)

Вопрос 4. Вопрос от Кащея Бессмертного из Тридесятого царства, подсолнечного государства.

Звучит голос кащея: Я заколдовал сказочные предметы, разбил их на осколки, хочу, чтобы вы их собрали как можно быстрее. Торопитесь!!!

Игра-головоломка «сказочные предметы».

(Под музыку крутится волчок.)

Блиц-вопрос 5. Вопрос от доктора Айболита из сказочного леса.

Звучит голос айболита: Как вы знаете, я очень люблю животных. А так же люблю сказки про животных, об их приключениях. Я хочу, чтобы вы отгадали, какой сказочный герой мой самый любимый. Для этого вам нужно будет ответить на три вопроса, ответы вписать в клеточки, а в выделенных квадратиках увидите ответ. Спасибо за внимание.

Кроссворд.

Вопрос 1. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка.)

Вопрос 2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята.)

Вопрос 3. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Поросята.)

Ответ: кот.

(Под музыку крутится волчок.)

Вопрос 6. Вопрос от феи Динь-Динь из волшебной страны Нетландии..

Звучит голос Феи динь-динь: Я загадала слово. Каждой букве я присвоила номер. Если вы правильно расставите числа по порядку, то и угадаете слово. Желаю успеха!

Игра «отгадай слово».

Каждый из членов команды получает карточку с цифрой (на обратной стороне – буква). Задача: как можно быстрее построиться по порядку от 1 до 10. Затем капитан команды или воспитатель читает получившееся слово.

1-В, 2-О, 3-Л, 4-Ш, 5-Е, 6-Б, 7-С, 8-Т, 9-В, 10-О (ВОЛШЕБСТВО).

Воспитатель: И так, наша игра подошла к концу. Подведем итоги. Вы справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы. Всех вас ждут призы. Ну, а лучшего знатока у нас выбрали зрители, его ждет отдельная награда. Теперь предоставляем слово зрительскому жюри.

Награждение победителя.

(Звучит музыка – окончание игры.)