Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Ворона и лисица". 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • расширять и систематизировать знания учащихся о баснях И.А.Крылова путем их осмысления;
  • способствовать формированию нравственно-эстетических качеств личности; формировать личностные качества учащихся: любознательность, наблюдательность, познавательную и творческую активность;
  • способствовать развитию творческого воображения, логического мышления, грамотной речи.

Ход урока

1. Организационный момент:

– Об этом замечательном баснописце говорят так: “Его басни переживут века”.

– Как вы думаете, о ком идет речь? (Об Иване Андреевиче Крылове)

Сегодня мы продолжим работу над баснями. Наш урок будет состоять из двух частей: сначала мы познакомимся с новой басней, а затем проведем конкурс – игру по басням И.А.Крылова.

2. Актуализация знаний:

Учитель. Расскажите, что вы знаете о Крылове?

1-й ученик. Семья будущего знаменитого писателя была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования. Грамоте он выучился в семье. А позже довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали их различным наукам, и Ване разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же Ваня познакомился с иностранцем, который играл на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро научился играть на этом инструменте.

2-й ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. В одиннадцать лет Ване пришлось поступить на работу в суд, где он разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которыми в то время писали. Да еще потихоньку читал книги, которые достались ему после отца. В жизни им написано 13 пьес и более двухсот басен.

Учитель: Удивительно, Крылов писал свои произведения в 18 веке. А его басни живут до сих пор, их учат, с удовольствием читают. Почему? (Они актуальны, так как высмеивают человеческие пороки. Их интересно читать.)

  • Действительно, с тех пор прошло много времени, мир очень изменился, но постоянными остаются человеческие качества: ум и глупость, зло и доброта, ложь и правда, храбрость и трусость…Крылов учил узнавать в своих произведениях самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал как от них избавиться.
  • Из какой басни эти строки?

Кристина Л.: К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит. (“Мартышка и очки”)

Какие человеческие качества характера высмеивает Крылов в этой басне? (Невежество.)

А эти слова из какой басни?

Милена К. Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать себя никто в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку не чист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и обезьяна”)

  • Над какими человеческими качествами характера смеется автор в этой басне? (Прежде, чем осуждать других, надо посмотреть на себя.)

  • Кто чаще всего становится героями басен? (животные). Животные и предметы в них разговаривают думают и чувствуют. Этот прием называется – олицетворение.
  • Что осуждает И.А.Крылов? (зависть, глупость, жадность, хвастовство, трусость, лень, злобу).

3. Работа над новой темой.

  • Отгадайте, о какой басне мы поговорим сегодня?

АНОРОВ И АЦИСИЛ (Ворона и Лисица)

4. Чтение басни “Ворона и лисица”. (Первичное знакомство с басней “Ворона и лисица”)

  • Кто же главные герои басни?
  • Какой вы представляете лису? (Рыжей, хитрой), а ворону? (Серой, глупой, доверчивой.)

Учитель: Как вы считаете, случайно ли именно этих животных выбрал автор в главные герои этой басни? (Не случайно, так как в сказках, рассказах, да и на самом деле, лисица очень хитрая, а ворона глупая, болтливая.)

5. Словарная работа.

6. Вторичное чтение басни.

  • Во время вторичного чтения басни 1-ый ряд найдет слова и выражения, которые характерны лисе, а 2-й ряд – вороне, 3 ряд найдет мораль басни.

Учитель:

  • Ребята 2-го ряда прочитайте слова, которые помогают нам понять, как выглядит ворона. (На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась.)
  • Ребята 1-го ряда, прочитайте, как ведет себя лисица, увидев ворону с сыром? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша).
  • Прочитайте ласковые слова, с которыми лисица обращается к вороне. (Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!)
  • Прочитайте, как автор передает радость вороны на льстивые слова лисицы.
    (Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло…)
  • Итак, какой же получился портрет лисицы? (Дети подходят и из предложенных слов выбирают подходящие:
обманщица находчивая коварная Глупая сообразительная
хитрая ловкая невнимательная бестолковая доверчивая

Лисица: обманщица, хитрая, умная, ловкая, коварная, сообразительная.

Ворона: Невнимательная, глупая, бестолковая, доверчивая.

  • Ребята, напомните мне, какие человеческие черты характера олицетворяет Ворона и какие Лисица?
  • Скажите, кто из персонажей басни является положительным, а кто отрицательным. (Ворона и Лисица – отрицательные, автор – положительный).

Учитель:

  • В каких же словах заключается главная мысль, мораль этой басни? (Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
  • Почему лесть гнусна, т.е. внушает отвращение? (неприятно видеть человека коры