Леворукий ребенок в классе фортепиано

Разделы: Музыка


Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Существуют легенды о фантастических способностях, и даже гениальности леворуких. Связь левшества с одарённостью и творчеством не так проста, как часто представляется в популярной литературе. В качестве неоспоримого доказательства подобной связи приводится длинный список выдающихся леворуких людей. Он действительно впечатляет: леворукими были художники Рафаэль Санти, Пабло Пикассо, Микеланджело Буонаротти, Альфред Дюрер, Ганс Гольбейн Старший. Среди музыкантов наиболее известны леворукие – Людвиг Ван Бетховен и Карл Бах, среди писателей – Марк Твен, Льюис Кэрролл, Герберт Уэллс, Николай Лесков.

Весьма легко поддаться обаянию личностей, перечисленных в списке, и не задумываться, что за его пределами остаётся не менее впечатляющий список всех остальных выдающихся людей. Нет простой связи левшества с одарённостью потому, что каждое из этих понятий слишком многозначно. И всё же попытки доказать преимущества левшей хотя бы в определённых сферах деятельности имеют реальную основу.

Наряду с бытующим в обывательской среде мнением о необыкновенной одарённости леворуких, к сожалению, существуют и поныне представления о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, не смотря на то, что специальные психологические исследования не дают для этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых детей, среди детей с трудностями обучения письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии мозга, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть, хотя патология развития иногда лежит в основе леворукости и сниженных интеллектуальных способностей, но у здорового левши могут быть блестящие способности. Людям, считающим, что леворукость и низкие способности, малоодарённость, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем левшей – Александра Македонского и Наполеона, Ивана Павлова и Владимира Даля, Чарли Чаплина и Пола Маккартни. Этот список можно продолжать и далее, что лишь доказывает – никакой вид деятельности не закрыт для левшей, они способны добиваться в своём деле больших успехов.

Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё не открыты загадки её происхождения, мы мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди. Несомненно одно: преимущественное владение рукой зависит не от “хотения” ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только “ведущую” руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Мозг человека устроен таким образом, что за функционирование правой половины тела отвечает левое полушарие головного мозга, а за левую половину – правое полушарие. От доминирования того или иного полушария зависят индивидуальные особенности человека, в данном случае: левша или правша этот человек. Хотя всё это не так просто. Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращённую к нему речь, устную и письменную. Однако не только левое, но и правое полушарие принимает участие в реализации речевых функций и даёт возможность понимать слова. Роль отдельного полушария в регуляции определённой деятельности не абсолютна и каждое из них регулирует различные стороны деятельности. Без правого полушария левое становится “глухим” к интонации речи и модуляции голоса. Левое полушарие, хотя и реагирует на звуки и ритм, но нечувствительно к музыке. Правое полушарие обеспечивает образное мышление и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно- логический характер познавательного процесса. Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.

Известно, что специализация полушарий головного мозга является врождённой. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям. Правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причём к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.

Каждому взрослому человеку свойственно предпочтение (асимметрия) одного из двух органов – рук и ног, слуха, зрения, называемое индивидуальным латеральным профилем: моторным, говорящим о предпочтении ведущей руки (и ноги, что сейчас не рассматривается) и сенсорным – показывающим выбор для ведущего глаза и ведущего уха. Теоретически выделяют правый, левый и смешанный латеральные профили, однако и среди них есть достаточно большое число сочетаний. Для детей младшего школьного возраста дело обстоит значительно сложнее, поскольку их индивидуальный латеральный профиль может окончательно сформироваться только к 9-10 годам, так как созревание структур головного мозга представляет собой длительный и неравномерный процесс, протекающий одновременно с развитием и ростом самого ребёнка.

К первому классу латеральный профиль оказывается сформирован лишь у половины учащихся. К несформированному латеральному профилю относят иногда и отсутствие доминирования, то есть в случае руки – амбидекстрию (“обоерукость”). Дети с односторонним (правым или левым) профилем представляют достаточно благополучную группу в плане необходимости специфического подхода к их обучению. Более “проблемную” группу представляют учащиеся, у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей рукой.

Таким образом, категория левшей расширяется, включая леворуких детей, пользующихся правой рукой при письме, но выбравших её для этой цели под нажимом родителей или педагогов и внешне леворукими не являющихся, амбидекстров и детей с признаками левшества. Постепенно становится понятно, что левшество не сводится к внешне заметной леворукости, а может присутствовать в функциях всех парных органов. При левшестве предпочтение левой руке составляет внешнюю часть проблемы, а на первый план выходит иная, отличная от правшей межполушарная асимметрия головного мозга. Следовательно, имеет место другое распределение функций между левым и правым полушариями, что отражается непосредственно на любом виде деятельности ребёнка, в том числе и учебном. В левшестве проявляется и иное межполушарное взаимодействие, которое в процессе развития ребёнка совершенствуется благодаря как созреванию отдельных зон коры, так и окончательному формированию нервных путей, соединяющих оба полушария. Поэтому частичное отставание от сверстников у ребёнка с перекрёстной латеризацией может преодолено к концу обучения в начальной школе. Если к этому времени не накоплены различные негативные факторы, возникшие в процессе его обучения и воспитания.

Очень часто встречаются ошибочные представления о леворукости, такие как:

- “рукость” - простое явление, которое очевидно каждому человеку без проведения тестирования;

- любая проба позволяет выявить “рукость”;

- “рукость” отражает доминирование полушарий головного мозга;

- “рукость” связана с конкретными личностными особенностями человека;

- леворукость – патология, которую надо исправить;

- тренировка неведущей руки выравнивает активность мозга, поэтому переучивать левшей полезно.

Наиболее распространённым заблуждением является то, что леворукие – это однородная группа детей, изучив которую подробно, можно легко и просто с ней работать. Это высказывание ложно. Любой педагог знает, как разнообразны дети – и праворукие, и леворукие, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. Надо сказать, что именно индивидуальный подход всегда присутствует на уроках в классе фортепиано, так как вряд ли имеется другой способ научить ребёнка играть на каком либо музыкальном инструменте.

“Рукость” является одним из важнейших нейробиологических свойств, её нельзя изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым результатам, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребёнка, приводят к торможению не только их самих, но и иных, психических функций. В частности, самой уязвимой из них – речи.

“Рукость” - такое очевидное качество, и оно не всегда определяется по тому, какой рукой человек пишет. Леворукие и праворукие группы неоднородны:

- сильно леворукие

- сильно праворукие

- амбидекстры (обоерукие)

Так как “рукость” связана с работой головного мозга, то и её проблемами занимаются нейропсихологии, и именно специалисты должны проводить тестирования детей для её выявления. Существует несколько общеизвестных тестов для диагностики “рукости”: “поза Наполеона”, аплодисменты, “замок” из рук и т.д.

Надо ли переучивать левшей? В советское время в школах левшей переучивали (“будь как все!”). В современной школе отказались от этого, так как вреда от этого больше, чем пользы. С природными способностями человека шутить нельзя!

Как пример можно привести результаты белорусских исследователей со спортсменами: как лучше добиваться высоких результатов у спортсменов с правыми и левыми признаками. 1-я группа отрабатывала новые приёмы на ведущей ноге, а когда навык был усвоен – на неведущей. 2-ю группу обучали через “неведущую” ногу. В 3-й группе уделяли равное время каждой ноге. Результаты были разительны: дети из 1-й группы стали впоследствии хорошими спортсменами; с ребятами из 2-й группы пришлось расстаться; в 3-й группе были получены промежуточные результаты.

Следовательно, обучение сложным коордиционным движениям следует начинать через ведущую сторону, как часто поступают при обучении музыкантов. Объяснение этому: полученный навык не передаётся в другое полушарие; для формирования этого навыка нужно новое обучение; но: ведущее полушарие облегчает формирование навыка, а неведущее – тормозит.

При обучении игре на фортепиано требуется развитие обеих рук, и это умение закладывается с первых уроков. Но с левшами лучше начинать обучение с левой руки. А, выбирая пьесы для маленьких пианистов-левшей, следует поискать произведения с активной партией левой руки.

При использовании ведущей руки быстрее формируются новые моторные навыки. Продолжительность формирования новых моторных навыков короче на ведущей руке.

Какие встречаются трудности при обучении ребёнка-левши?

Пространственные трудности

Самое сильное впечатление от общения с ребёнком-левшой – это отсутствие у него каких-либо пространственных навыков: верх – низ, право – лево, над – под. У маленьких музыкантов: диез – бемоль, высокий – низкий регистры, нота над линейкой – нота под линейкой и т.д. Здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком “диез” – справа от клавишей, а карточка “бемоль” - слева; сочинённая сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства). Как следствие этого трудно запоминаются стихи, таблица умножения, слова, не связанные по смыслу. Пример: Саша Ф., левша, всё делает левой рукой, умная, сообразительная девочка 10-ти лет, но до сих пор путается в октавах, путает диез с бемолем, не может запомнить таблицу умножения.

Трудности в накоплении навыков и автоматизмов

Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения и овладения миром правшей. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними, по моему опыту, надо учить долго! Например, если в пьесе происходит смена фактуры в аккомпанементе, то не ждите от ребёнка-левши, что через пару уроков он не будет застревать в этом месте; ровность, конечно, появится, но не так скоро, как вы ожидаете.

Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой

Эта проблема связана с предыдущей. Внешне это проявляется в “застревании” в начале любого вида деятельности. В том числе и речевого высказывания. Не торопите ребёнка, дайте время “войти” ему в задачу. Выбрать оптимальный вариант ответа. Пример: та же самая Саша Ф. – по мнению педагога по музыкальной грамоте – “тупая”! А у меня на уроке на те же теоретические вопросы она отвечает блестяще. Ведь на моём уроке девочка находится одна, и у меня есть время её не торопить с ответом.

Слабые динамические компоненты движений

Особенно сложны для левшей ситуации, в которых необходимы быстрые сопряжённые движения с несинхронным движением. Не торопите левшу, когда он играет, не говорите попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном.

Сложности абстрактного мышления

Левша очень редко понимает абстрактные формулировки. Недопустимо использовать сухое абстрактное изложение материала; память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Этими приёмами мы, педагоги-музыканты часто пользуемся постоянно, особенно с малышами, придумывая для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Левше лучше дать пощупать, проговорить, проиграть ситуацию и т.д. В объяснении нового материала педагогу необходимо пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением.

Несколько советов педагогам и родителям левшей:

- нельзя торопить левшу - в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику и урок (или выступление) пойду насмарку;

- вредно напоминать о прошлой неудаче – накличешь новую;

- перед выступлением следует доброжелательно его поддержать, а так как левши нестабильны, то затем в неизвестности дожидаться результата;

- в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его под себя, под “праворукий” мир;

- постоянно думать и искать пути к победе;

- спокойная и доброжелательная обстановка (атмосфера урока) призвана успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;

- терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они всё решают головой;

- необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;

- очень важна обратная связь с ребёнком - убедитесь, что он вас понял;

- активно используйте помощь родителей в процессе обучения.

Все эти советы пригодятся в общении с любым ребёнком, но, учитывая особую ранимость психики левшей (попробуй-ка пожить в мире, приспособленном для правшей!), с ними надо быть особо чуткими.

И помните, что детские проблемы леворукости решаемы. Что это в основном проблемы младшего школьного возраста. С годами, по мере взросления, по мере созревания головного мозга, вы и забудете, что этот ребёнок левша. Игра на фортепиано удивительно благоприятно действует на развитие таких детей, как и игра на любом другом музыкальном инструменте. И недаром среди музыкантов много левшей (данные исследования студентов Московской консерватории), так как творчество связано с работой именно правой стороны головного мозга человека

Список используемой литературы.

  1. Безруких М. “Леворукий ребёнок в школе и дома”. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003
  2. Семенович А.В., Цыганок А.А. “Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей”, Методические рекомендации для педагогов и родителей. – М.: “ Центр лечебной педагогики”, 1994
  3. Николаева Е.И. “Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция”. – СПб.: “Детство-пресс”, 2005
  4. Майская А. “Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с “правым” миром”. – СПб.: Питер 2006