Дидактические игры для формирования коммуникативных универсальных учебных умений

Разделы: Начальная школа


Игра, обусловленная самой природой человека, является постоянным его спутником в течение всей жизни. Моделируя все виды двигательных действий, она содержит в себе черты, сближающие её с профессиональной, бытовой, общественной деятельностью, а также обеспечивает потребности людей в движении, отдыхе, развлечении, познании, общении с людьми разных возрастов и поколений. Иначе говоря, игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Коротков И.М., 1987).

Игра является видом детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания ребёнка, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды.

“Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений”, - пишет известный исследователь игры Д. Б. Эльконин [с.376].

Игровую деятельность отличает заложенный в её основе мощный заряд положительных эмоций, то есть участие психики человека в мышечной работе, что способствует более быстрому снятию различных видов стресса и утомления (Воропаева И.П., 1993). При этом эмоции, вызываемые игровой деятельностью, доступны не только детям, но и взрослым, о чём свидетельствует тот факт, что игры, видоизменяясь и усложняясь, сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным материалом и содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях.

1. Короткие игры.

Под словом “игра” мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступает усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыков и т.д. Так, для отработки беглого чтения на уроках обучения грамоте проходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра в города) по принципу передачи права чтения по цепочке.

2. Игровые оболочки.

Эти игры (скорее даже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в начальной школе такая игра может охватывать весь учебный день.

К ним относится такой захватывающий прием, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы-игры.

К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок “в гости к ребятам” героев сказки “Три поросенка” — Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода каждый поросенок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащимися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины,шалаша.

3. Длительные развивающие игры.

Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы, по выражению А.С. Макаренко, на дальнюю перспективу, т.е. на далекую идеальную цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребенка. Особенностью этой группы игр выступает серьезность и деловитость.

Игры этой группы больше похожи не на игры, как мы их представляем - с шутками и смехом, а на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности - это игры воспитывающей направленности.

Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она является методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

Педагогически эти игры особенно ценны тем, что позволяют учесть индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний или, незаметно для класса, помочь в игре слабому ученику.

Принципиально важно давать каждому такое игровое задание, чтобы максимально предотвратить возможность ошибки при его выполнении.

Конечно, это возможно только в том случае, когда сам учитель хорошо знает реальные возможности каждого ученика, чутко реагирует на любые негативные проявления по ходу игры.

Каждый новый тип игр вводится именно тогда, когда на уроке ведется обучение соответствующим видам деятельности.

Планируя игру на уроке, надо заранее точно знать, какие именно операции и на каком этапе их становления закрепляются в игре, какова доля и характер участия в игре каждого ученика класса.

Для того чтобы игра при этом стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, т.е. единичная игра не дает никакого развивающего эффекта.

Далее более подробно остановимся на использовании дидактических игр в работе по формированию КУУУ. Оно является важным, так как позволяет погрузить учащихся в активное контролируемое общение. Также дидактические игры являются играми с правилами, в них обязательно присутствует организационно-подготовительный этап, что естественным путем вводит ребенка в деятельность, задача которой научить той или иной игре, освоить ее принцип и правила, овладеть способом. В данном случае игровая деятельность будет выступать прообразом учебной деятельности, так как в любой дидактической игре всегда присутствует игровая задача, игровые действия и правила. Поэтому дидактические игры способствуют становлению у младших школьников КУУУ.

Приведем примеры игр.

Игровое упражнение “Радостные минутки”

Эти игровые упражнения направлены на формирование у учащихся умений с помощью мимики и жестов проявлять эмоции; умения договариваться, направлены на организацию и осуществление сотрудничества.

Дети по сигналу учителя меняют свое эмоциональное состояние, показывая мимикой, жестами, движениями испуг, радость. (Зайчик испугался - зайчик рассмеялся).

Дети разбиваются на пары, кладут мяч между головами и начинают танцевать, бегать на перегонки... (Головомяч).

Дети разбиваются на группы по 4-5 человек, получают материалы: картон и рулон скотча. Только из этих материалов необходимо им построить башню. (Картонные башни).

Игровое упражнение “Как выразить любовь к родным?”

Игры такого вида направлены на формирование умений выделять главные и существенные признаки явлений. Игровым материалом данных игр являются конкретные выражения.

В ходе игры учитель договаривается с детьми о том, что они будут топать тогда, когда им понравится конкретное выражение:

- погладить по лицу;

- обнять;

- помочь на кухне (в праздничные дни, каждый день?);

- сказать добрые слова;

- шутливо потолкаться;

- прижать к себе;

- вместе убирать квартиру (по воскресеньям, часто?);

- зря не сорить (а когда сорить?);

- договариваться о совместных делах;

- приготовить необычный сюрприз (какой?);

- напомнить о дне рождении бабушки, дедушки;

- приготовить любимое блюдо для мамы (с папой) и наоборот.

Данная игра направлена на развитие у учеников умения составлять небольшой монолог о себе по примерному плану, с помощью слов и рисунков.

Например, в игре “Мышка с визиткой”. Одна из учениц держит в руке визитку и говорит:

Кто-то дарит вам красивые открытки,
Ну а я вручаю вам свою визитку.
Чтоб меня узнали, чтоб меня ценили,
Чтобы мне визиты чаще наносили.

На визитке написан краткий рассказ о себе по заданному плану.

Визитка мышки

О себе: меня зовут Люси
Друзья зовут: крошка
Мой рост: 5 см
Мой вес: 200 грамм
Я люблю....

Дети под руководством учителя дополняют визитку мышки и создают свою визитку или по примеру мышки Люси, или по примерному плану, с помощью слов и рисунков.

- Привет друзья! Меня зовут _____, мне сейчас____ лет.

- Я родился __________, мой рост _________, мой вес ________, мои увлечения ____________, свой портрет я нарисую сам ___________, это моя семья ____________, мое заветное желание ___________, наш дом __________, мои хорошие поступки _________.

Игра “Королевство учебников”. Эта игра также направлена на развитие у учеников умения составлять небольшой монолог об учебном предмете.

Учебники – король Математика и королева Букварь - устраивают бал и приглашают на него участников.

Вначале появляются принцы и принцессы (Рисование, Физкультура, Труд, Окружающий мир и др.), они рассказывают о себе, а затем приглашают на танец Лезгинку. Дети соответственно рассказывают, чему они уже научились по тому или иному предмету.

В конце торжественный выход короля и королевы и заключительный танец.

(Сюжет игры предполагает “презентацию” всех учебных предметов и учебников.)

Игровое упражнение “Какой (ая) ты?”

В ходе игры ее участникам необходимо ответить на поставленные учителем вопросы.

Например:

- Любишь ли ты одиночество, т.е. нравится ли тебе иногда бывать одному?

- Как ты думаешь, что чувствовал Маугли, Дюймовочка, Гадкий утенок в своем одиночестве?

Учитель читает рассказ и просит детей передать движениями и мимикой чувства одинокой Снежинки:

Обычно Снежинки жить друг без дружки не могут, а тут .... жила-была одна Снежинка.

Маленькая, но самостоятельная!

Когда хотела, прыгала из облака на землю. Одна кружилась на ветру, одна сгорала в костре и летела на небо, чтоб опять стать Снежинкой.

Из других Снежинок лепили снежных баб, снежки, строили крепости, а кому одна Снежинка нужна?...

По окончании выполнения заданий ученикам предлагается попробовать посмотреть на себя со стороны и ответить на вопросы:

  1. Как вы выглядите?
  2. Опрятная ли одежда, чистые ли волосы, лицо?
  3. Не грызете ли вы ногти?
  4. Не хлюпаете ли носом?
  5. Не разговариваете ли слишком громко?
  6. Не размахиваете ли вы сильно руками?
  7. Не раскачиваетесь ли вы на стуле?
  8. Не используете ли вы палец в качестве зубочистки?
  9. Не вытираете ли вы руки об одежду?

- Что нужно сделать, чтобы вредных привычек стало меньше?

Дети делают вывод: “привычка - вторая натура”, т.е. именно привычки создают характер, поведение человека.

Игра “Кто сказал комплимент?”

В этой игре принимают участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по-очереди) говорят ему комплементы, например: “Рустам, ты очень умный”, “Ты самый аккуратный”, “У тебя красивые волосы” и др. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3-4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побудут в роли водящего. Обязательное условие этого круга - не искажать звучание своего голоса.

При повторе игры правило изменяется - теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть - чуть должен изменить свой голос, например говорить комплименты от имени хитрой Лисы Патрикеевны. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

Коммуникативные универсальные учебные умения даже при наличии соответствующих предпосылок складываются не сразу, их становление происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения на основе индивидуального подхода.

  1. Волошина, Л.Н. Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе / авт.-сост. Л.Н. Волошина, Ю.М. Исаенко, Т.В. Курилова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 91 с.
  2. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. – 56 с.
  3. Коротков, И.М. Подвижные игры детей / И.М. Коротков. – М., 1987. – 96 с.
  4. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие (Серия “Игровые технологии”). – М. : ТЦ “Сфера”, 2003. – 128 с.
  5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ “Сфера”, 2003. – 128 с.
  6. Строкатова С.Л. Возьмемся за руки, друзья! – Волгоград : Изд-во “Учитель”, 2009. – 144 с.
  7. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
  8. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.