Почему Луна бывает разной?

Разделы: Начальная школа


Цели урока: дать представление первоклассникам о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.

Задачи урока:

  • Образовательные: обогатить знания обучающихся  сведениями о Луне, как естественном спутнике Земли, её особенностях.
  • Развивающие:
    • развитие у обучающихся речи, памяти, интереса к предмету;
    • развитие умений и навыков работы на компьютере МаcBook;
    • развитие умений работать в паре.
    • Воспитательные: воспитание коллективизма.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютеры МаcBook.

ХОД УРОКА

1.Организационный  момент. Приветствие

Презентация, 1 слайд – Окружающий мир

2. Актуализация  знаний

Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу

2 слайд – Загадки про Солнце и звезды

Загадки (Солнце, звезды)

– Что вы узнали про Солнце?
– Что вы узнали про звезды?
– А в какое время суток мы можем видеть Солнце?
– А звезды?

3. Мотивация учебной деятельности

– А чтобы узнать, что еще можно видеть ночью на небе, отгадайте загадку.

3 слайд – загадка про Луну

4. Работа по теме урока

– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?

4 слайд – Тема урока «Почему Луна бывает разной?»

5 слайд – Цели урока:

– Сегодня на уроке, ребята, мы

  • узнаем, что такое Луна.
  • узнаем, какую форму имеет Луна.
  • узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
  • узнаем, как люди изучают Луну.

– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос

6 слайд – Галактика (учитель читает стихотворение)

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

7 слайд – Спутник это…

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

8 слайд – Луна вокруг Земли – природный спутник

– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

9 слайд – Искусственный спутник

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается    вокруг своей оси.

 10 слайд – Луна из космоса

– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.

– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

 11 слайд –  Жёлтая Луна

– А почему так?

– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

12 слайд – Фазы Луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

13 слайд – Заставка на время работы  на МаcBook

– А сейчас, ребята, откройте компьютеры и нарисуйте  в программе «ПервоЛого» одну из фаз Луны, которую мы видим с Земли. Работа в парах.

– А теперь полетим в космос.

14 слайд – От Луны до Земли отделяет…

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

 15 слайд –Физминутка  для глаз «Звездочёт»

16 слайд – Вид с Луны

– Вот мы на Луне, ребята. Представьте себе и нарисуйте  в программе «ПервоЛого» ,как выглядит  наша Земля с Луны.

– Возвращаемся на Землю.

 17 слайд – Американские космонавты на Луне

– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

– И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

18 слайд – Луноход

– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов,
на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…

19 слайд – Кратеры Луны

 – Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

20 слайд – Почему люди не живут на Луне?

5. Итог урока

– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие  вопросы.
Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задание (да +, нет –)

21 слайд – Тест

1. Луна больше Земли.  
2. Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.  
3. На Луне есть воздух и вода.  
4. Луна – природный спутник Земли.  
5. На Луне живут люди.     
6. Луна вращается вокруг Солнца.  
7. На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.  
8. В лунных морях много воды.  
9. Луна имеет плоскую форму.  
10. С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.  

– А теперь проверьте правильно ли вы выполнили это задание.

22 слайд – Проверь себя

6. Рефлексия учебной деятельности

– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик. Если урок понравился – улыбку, а если нет – огорчение.

23 слайд – Смайлики

Спасибо всем за урок. Молодцы!