Игра-путешествие с малыми формами фольклора для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Вдоль по улице пойдем…"

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

  • Образовательные задачи:
    • продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора (загадкой, пословицей, поговоркой, потешкой), активизировать их употребление в речи;
    • развивать логическое и образное мышление.
  • Воспитательные задачи:
    • воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам;
    • развивать творческую инициативу;
    • приобщать к музыкальному русскому фольклору.
  • Коррекционные задачи:
    • формировать навык согласования числительных с существительными;
    • развивать диалогическую форму речи;
    • развивать связную речь;
    • развивать общую и мелкую моторику.

Словарь: потешка, пословица, поговорка, загадка, ладошка, удальцы, недуг,  оборка, ситцы, краюшка, чуланчик; умелые, расписные, крутые, голосистые,  озорные, будний, лежачий;  туманиться, печалиться, пашет, вьет, потопаешь, полопаешь, поплескалась, порезвилась, молотить;  вдоль.

Оборудование: улица из модульных домиков, лапти, ложка, чашка, ковш, горшок, ведро, коромысло, народные игрушки, самовар, избушка на курьих ножках, «огород», семена фасоли и гороха, записи русских народных мелодий.

Предварительная работа: посещение мини-музея ДОУ «Матрешка», разучивание пословиц и поговорок, разучивание потешек о народных игрушках, рассматривание иллюстративного материала о народных игрушках, о народных музыкальных инструментах,  разучивание народных игр «Утречко», «У Маланьи», отгадывание загадок.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель зазывает детей:

Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!
Весь люд честной  в наш дом большой,
С песнями да плясками, с играми да сказками.

Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:

– Проходите добры молодцы да красны девицы. Поприветствуйте гостей дорогих, как это было принято на Руси.
– Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются и кланяются).

Психогимнастика

– Утро сегодня выдалось ясное, солнечное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!

Пальчиковая гимнастика «Утречко»:

Утро настало, солнышко встало.
– А ну, братец Федя, разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– Вставай, Крошка-Митрошка!
– Привет, ладошка!

Все потянулись и проснулись.

Воспитатель:

Эй, девчоночки-подружки, веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы!
Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?
Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

– Посмотрите, какая чудесная улица находится рядом с нами. Я приглашаю вас по ней прогуляться.

Звучит русская народная мелодия, дети идут «вдоль по улице».
– Интересно, кто же живет на этой улице? Что-то никого не видно. Кажется, я догадалась! Какой сегодня день недели? (Пятница.)
– Это будний день или выходной?  (Будний.)
– Правильно. Значит, все жители сейчас на работе: кто на ярмарку товар повез продавать, кто в поле пашет. Ведь недаром в народе говорят: «Весенний день весь год кормит», «Что потопаешь, то и полопаешь». Все в делах и заботах, дома никого нет. Поэтому мы в гости заходить не будем. Погуляем по улице, может, увидим что-нибудь интересное.

Дети подходят к дому №1 (рядом стоит восемь пар обуви).

Дом №1

– Интересно, кто здесь живет? Так много  обуви… Давайте посчитаем лапти. (Всего 16 лаптей.)

– Кто скажет, сколько человек живет в этом доме? (Восемь.)

– Правильно. Здесь живет старушка Маланья со своими семью сыновьями. Про них сложена русская народная игра-потешка «У Маланьи, у старушки…».  Хотите поиграть?  (Да.)

Русская народная игра «У Маланьи…»

У Маланьи у старушки          (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку.)
Семь сыновей,                    (Показать семь пальцев.)
Все без бровей,                   (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,          (Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими носами          (Показать длинный нос  пальцами.)
Вот с такими усами,           (Очертить пальцами длинные “гусарские” усы.)
Вот с такой головой,          (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!         (Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели,          (Одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.)
На Маланью все глядели,  (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…      (Дети показывают загаданные действия.)

– Повеселились! А теперь проверю, как вы считать умеете. Поиграем в игру «1-3-5».

 Д/и «1-3-5» (согласование числительных с существительными).

– Одна ложка, три ложки, пять ложек (чашка)
– Один ковш, три ковша, пять ковшей (горшок)
– Одно коромысло, три коромысла, пять коромысел (ведро)
– Кто запомнил, сколько сыновей было у Маланьи? (Семь.)
– Назовите пословицы и поговорки, в которых встречается число 7.

Дети перечисляют.

– Семь бед – один ответ.
– Семеро одного не ждут.
– Лук от семи недуг.
– За семью морями.
– До седьмого пота.
– Семь раз отмерь – один раз отрежь.
– У семи нянек дитя без глазу.
– Пойдем вдоль по улице дальше…

Звучит русская народная мелодия, дети идут «вдоль по улице».

Дом №2 (рядом расставлены народные игрушки: дымковская барыня, матрешка, гжельская игрушка, хохломская игрушка, липецкая игрушка: птицы-свистульки)

– А здесь кто живет, догадались? (Народные умельцы, мастера.)

– Про таких умелых людей в народе говорят: «Мастер – золотые руки». Кто из вас знает потешки об этих игрушках. О ком ты хочешь рассказать потешку?

– О дымковской барыне:

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские –
Щеголихи слободские, кумушки посадские.

– О матрешке:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные, матрешечки румяные.

– О хохломе:

Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
С ручками резными ложки расписные!

– О гжели:

Сине-белая игрушка,
Ты откуда, молодушка?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.

– О птицах:

Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе.
Пели птицы, сказывали птицы
Песни да сказки, были да небылицы.

– А давайте весну погукаем!
– Нам весну гукати, зиму провожати: гу-гу-гу!
– С ливнями, с цветами, с песнями, с журавлями: гу-гу-гу! … (Играют на свистульках)
– Пойдем вдоль по улице дальше…

Звучит русская народная мелодия, дети идут «вдоль по улице». Навстречу детям идет красная девица.

– Красна девица идет, словно лебедь белая плывет. А не хочешь ли поиграть с нами, девица?

Динамическая пауза «Молодушка»: (развитие общей моторики)

Вот молодушка проснулась,
Сладко к солнцу потянулась,
Воду в руки набрала,
Поплескалась, расцвела.
Ветру низко поклонилась,
На травушке порезвилась.
На качелях покачалась
И немножко поплясала.

– Пойдем вдоль по улице дальше и девицу с собой позовем.

Звучит русская народная мелодия, дети идут «вдоль по улице».

Дом №3 (рядом с домом разбросаны семена гороха и фасоли)

– Да здесь, наверное, лентяй живет. Посмотрите, какой возле дома беспорядок. Да вот и он сам. Все на работе, а он бездельничает.

Тит:

Я работаю, работаю, работы не боюсь.
Если правый бок устанет, я на левый повернусь.

Инсценировка потешки:

Тит, иди молотить!             – Живот болит!
– Тит, иди воды принеси!     – Голова болит!
– Тит, иди дрова рубить!       – Руки болят!
– Тит, иди щи хлебать!           – А где моя большая ложка?

– Что же делать? Нельзя же, что бы Тит таким лентяем остался. Давайте научим его трудиться. Наведем у его дома порядок. Смотри, Тит, учись у ребят и за ними повторяй.
Мальчики соберут фасоль, а девочки – горох.

Дети собирают семена (развитие мелкой моторики).

– А теперь пойдем в огород и посадим горох и фасоль. При хорошем уходе соберем осенью богатый урожай.

Дети сажают семена, поливают, приговаривают потешки:

– Я на камушке сижу, да топор в руках держу.
Я все колышки тешу, огород свой горожу.

– Сей, сей горох, посевай горох!
Уродись, горох и крупен, и бел, на потеху всем

– А еще давайте Титу пословицы и поговорки о труде расскажем. Народная мудрость ему поможет трудолюбивым стать. Я начну пословицу, а вы продолжите.

Д/и «Закончи пословицу»  (пословицы и поговорки о труде):

Скучен день до вечера,… коли делать нечего. Терпенье и труд… все перетрут. Под лежачий камень… и вода не течет. Дерево славится плодами,… а человек – делами. Сделал дело – …гуляй смело. Делу – время,… потехе – час. Глаза страшатся,… а руки делают. Труд человека кормит,… а лень портит. Без труда не выловишь… и рыбку из пруда. Любишь кататься – …люби и саночки возить.

– Пойдем вдоль по улице дальше…

Звучит русская народная мелодия, дети идут «вдоль по улице».

Дом №4.

– Все дома на улице мы, конечно, обойти не успеем. Но попробуем догадаться, каким ремеслом занимаются хозяева остальных домов. А узнаем мы об этом по их фамилиям. Фамилии появились на Руси примерно 400 лет назад. Часто фамилии происходили от названия профессии, ремесла, которым занимался отец семейства. Так появилась, например, фамилия Гончаров, которую носит мальчик нашей группы Никита. Возможно, его далекие предки были гончарами. Итак, Гончаров – сын гончара. Тогда…

Д/и «Угадай ремесло»

Кузнецов – сын кузнеца. Плотников – сын плотника. Столяров – сын столяра. Ткачев – сын ткача. Пастухов – сын пастуха.
– А знаете ли вы, каким ремеслом занимались Бондаревы? Бондарь – мастер, изготавливающий из деревянных планок крупную посуду (бочки, лохани, ведра).

Дом №5  Избушка на курьих ножках

– А здесь живет моя добрая знакомая – Баба Яга. Она уже на пенсии, поэтому должна быть дома. Давайте постучим в дверь.

На стук выходит Баба Яга.

– Здравствуйте, милые ребятки!
– Какая красивая у тебя изба, Баба Яга! Расскажи детям о ее убранстве.
– Это леший постарался: украсил мою избушку наличниками, ставнями, полотенцем, причелинами. (Показывает и называет наличники, ставни, причелины, полотенце).

 Затем  загадывает детям загадки:

–  Два брата друг на друга глядятся, а вместе никак не сойдутся.          (пол и потолок)
– Поля стеклянные, межи деревянные.                                                   (окно)
– Туда – сюда ходят, а в избу не входят.                                                (двери)

– Спасибо, за интересные загадки. А можно мы тебе свою загадку загадаем? Присядь, только не подслушивай, пока мы будем готовиться.

Дети составляют загадку о самоваре (по методике ТРИЗ) и загадывают Бабе Яге:

Составление загадки:

– Это он или она? (Он.)
– Что он делает? (Стоит.)
– Про что мы можем сказать: стоит? (Про стол, стул, дом и т.д.)
– Он стоит, но не стол.
– Что еще он делает?   
– Кипит (чайник, суп, бульон).     
– Он кипит, но не чайник.
– Горит (фонарь, светильник, огонь).
– Он горит, но не огонь.
– Пыхтит (насос, паровоз, ежик).
– Он пыхтит, но не паровоз.
– Кто составит всю загадку?

Он стоит, но не стол.
Он кипит, но не чайник.
Он горит, но не огонь.
Он пыхтит, но не паровоз. Что это?

Баба Яга отгадывает.

– Отгадала, молодец. Прими в подарок от нас этот самовар.
А теперь мы поиграть с тобой хотим.

Русская народная игра «Бабка-Ёжка»

Баба-Яга бежит за детьми и пытается их задеть помелом.

Много интересного на вашей улице, но пора нам в детский сад возвращаться, нас там гости ждут.
– Как гости? Какие гости? Я тоже гостей люблю! Возьмите меня с собой! И самовар пригодится: буду гостей чаем угощать.
– А ты Баба Яга обещаешь хорошо себя вести?
– Конечно, конечно! Обещаю!
– Ну что, ребята, возьмем к себе в детский сад Бабу Ягу? У нас как раз нянечек не хватает.
– Возьмем!

Звучит русская народная мелодия, дети «возвращаются» в детский сад.

– Понравилась вам чудесная улица? Что особенно понравилось?   (Ответы детей)

– Вот пришла пора и с гостями прощаться.

До свиданья, гости дорогие!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!