Литературное кафе "Великая сила любви"

Разделы: Литература


Один из столиков стоит на сцене. К нему подходят ведущие литературно-музыкального кафе. Вечер посвящен любовной лирике в творчестве русских поэтов XVIII-XX вв.
Гаснет свет, зажигаются свечи. На сцене экран со слайдом-заставкой, изображающей 2-х влюбленных молодых людей. На фоне рисунка – название литературного кафе «Великая сила любви». Кафе наполняется музыкой. Звучит песня из к/ма «Любовь – волшебная страна». Музыка приглушается, на фоне музыки и заставки на экране 1-й чтец начинает читать стихи.

Приложение

1-й чтец:

Любовь без слёз – что осень без дождей.
Обиды прячет в тайниках излучин.
И так незримо выжимает тучи,
Что близнецами – вереница дней.
Но есть и та, что небо озарит
Каскадом вспышек, чередою молний,
Вдруг тишину раскатами наполнит,
Замрёт – и вдруг расплачется навзрыд!

1 ведущий: Строки любви вечны, как сама жизнь; нет и не будет им конца, пока жив на земле человек. Тысячу раз прав Горький, сказавший, что "любовь – это желание жить" Вот почему лирика наших народов и народов мира в главной, лучшей, наиболее ценной своей части, – это Гимн Любви, поющий во славу жизни. Это протест живого трепетного сердца против всего того , что сулит человеку и человечеству гибель.

2-й чтец:

Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть — и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.

2 ведущий: Любовь порой нужнее хлеба. Но для того чтобы ощутить это, необходима душевная зрелость. Испытать жгучую потребность в духовной близости с любимым можно лишь тогда, когда душа созрела для такого единения.
Вне любви и душевной близости нет, вероятно, и подлинно человеческого существования. Поэзия, лирика зовут влюбленного человека искать разгадки прекрасных тайн, ответы на загадочные парадоксы жизни, любви. "Любовь – дочь познания", – считал великий Леонардо да Винчи. Научные открытия тоже делались чаще всего людьми влюбленными.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

(Б.Пастернак. Во всем мне хочется дойти...)

1 ведущий: О любви написано много! Но о любви написано мало! Мало, потому что чувство это – любовь – неисчерпаемо, как сама жизнь. И сколько бы ни было написано о любви – ее новизна ,драматизм, многообразие, ее прелесть, обаяние, страстность не могут быть исчерпаны, пока жив на земле и пока бьется его сердце.

3-й чтец:

Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке
Я не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым,
Прости меня. Нам быть — вдвоем.
Все то, чего не скажешь словом,
Узнал я в облике твоем.

Глядят внимательные очи,
И сердце бьет, волнуясь, в грудь,
В холодном мраке снежной ночи
Свой верный продолжая путь.

(А.Блок «Стихи о любви»)

4-й чтец:

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у неё одной молю ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

(А. Анненский. Среди миров)

5-й чтец:

Любовь, любовь – загадочное слово ,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо и ново.
Томленье духа ты иль благодать?

невозвратимая себя утрата
Или обогащенье до конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившие сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет :
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

(Р.Рожденственский. Любовь, любовь – загадочное слово)

Звучит музыка из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь"

2 ведущий: Сегодня в нашем литературно-музыкальном кафе вы познакомитесь со стихотворениями многих русских поэтов. Вы ощутите, что они озвучат, исполняется грандиозная поэтическая симфония по имени Любовь.

Звучит в грамзаписи песня В.Высоцкого "Баллада о любви"

6-й чтец: В раннюю пору жизни, как солнце утром , восходит в душе любовь. Первая! Трепетная, юношеская, светлая, боящаяся разочарований, обнадеживающая...Особенно заметна она в поэзии XIX века. Это был век Первой любви. И в жизни, и в поэзии.

7-й чтец:

Не множеством картин старинных мастеров,
Украсить я всегда желал свою обитель
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель ,
Одной, чтоб на меня с холста, как с облака,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(А.С.Пушкин. Мадонна)

2 ведущий: Романтически настроенный человек, особенно поэт, хотел видеть в Женщине, которую любил, свой идеал. Русская поэзия учит мужчину идеализировать женщину, тем самым как бы возвышая не только Ее, но и Его. Ведь любя, он хочет быть любимым , т.е. более умным, более совершенным человеком. Он хочет стать прежде всего равным своему чувству, достойным его.

1 ведущий: А женщина? О, прекрасное создание природы: красота, изящество, нежность, человечность...Но постичь, почувствовать, познать это помогает человеку искусство. Многие шедевры живописи и скульптуры, поэзии и музыки, театра и кино посвящены женской красоте, восхвалению внешнего и внутреннего очарования женщины. И ,конечно, "чудному мгновенью" встрече с Ней. Отношение к женщине, возвышение – это признак культуры нации.

(Звучит в грамзаписи романс "Я помню чудное мгновенье...")

2 ведущий: Муза...Она олицетворяет собой и творчество поэта, и его любовь. Она дарит нам секунды удивительного счастья, словно раскрывает секрет изящества, без которого нет искусства, нет поэзии.

8-й чтец:

Как мне легко. как счастлив я в тот миг,
Когда, мой друг, речам твоим внимаю
И кроткую любовь в очах твоих,
Задумчивый, внимательно читаю!
Тогда молчит тоска в моей груди
И нет в уме холодной укоризны.
Не правда ли, мгновения любви
Есть лучшие мгновения любви
Есть лучшие мгновенья нашей жизни!
Зато, когда один я остаюсь.
И о судьбе грядущей размышляю.
Как глубоко я грусти предаюсь,
Как много слёз безмолвно проливаю!

(И.Никитин. Как мне легко, как счастлив я в тот миг...)

2 ведущий: Женщина XIX веке виделась поэтам источником обаятельной силы, преобладающей мужчину. Он мог видеть в ней и земное, и "небесное" , что так возвышает само значение слова " женщина".

9-й чтец:

Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатанный свиток,
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг!

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в устах проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века – на тебя!

(В.Брюсов. Женщина)

1 ведущий: Она..."Прекрасная дама", Муза, Жена, Возлюбленная, Невеста, Подруга. Сколько стихов в русской поэзии связано с Ней! Здесь нашли свое воплощение и дух времени, и душа и сердце женщины. Быть музой поэта – особый талант. Вот имена муз поэтов:
Мария Протасова – у Жуковского, Наталья Гончарова, Анна Керн, Елизавета Воронцова, Амалия Ризнич, Анна Оленина – музы Пушкина.
Зинаида Волконская "царица муз и красоты" – героиня стихов Дмитрия Веневитинова.
Нина Чавчавадзе – любовь Грибоедова.
Софья Пономарева, Аграфена Загряжская, Анастасия Энгельгарт – вдохновенницы лирики Баратынского.
Наталья Иванова, Варвара Лопухина, Мария Щербатова – женские образы Лермонтова. Леонида Визард – любовь Аполона Григорьева. Мария Лазич – великая возлюбленная Фета. Елена Денисьева – "последняя любовь" Тютчева".
Александра Воейкова ("Светлана") – тайная страсть Языкова.
Любовь Менделеева и Любовь Дельмас – "Прекрасная дама" и "Кармен" Блока.
Авдотья Панаева – подруга Некрасова, его муза, его мучительная любовь.
Елена Устюжская и Софья Гулгаз – музы Полонского.
Софья Миллер – возлюбленная, жена, муза А.К.Толстого.
Валентина Шульгина, "ВШ" – первая, вероятно, единственная любовь Владимира Набокова.

Звучит симфония соль минор №40 Моцарта. На экране проецируются слайды с портретом З.А.Волконской.

2 ведущий (на фоне музыки): Зинаида Александровна Волконская – "Царица муз и красоты" .Ее образованность ., талант певицы, и титул и богатство мужа привлекали всеобщее внимание. Она была близка к декабристам , из ее дома уезжала в сибирь к мужу Мария Николаевна Волконская. Ее имя неотделимо от судеб Пушкина, Баратынского ,Веневитинова. Она сумела сказать и свое слово в литературе:

З.А.Волконская (читает свои стихи)

Звезда моя! Свет предреченных дней,
Твой путь и мой судьба сочетывает,
Твой луч светя звучит в душе моей,
В тебе она заветное читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь.
Звезда души , без суетных наград
Преданности, участий сердобольных,
Волнений, слез, младенческих отрад,
Звезда надежд, звезда порывов вольных,
Забот души, сроднившихся со мной,
Звезда моей мелодии живой!
Звезда моя! молю мольбой завета!
Когда в очах померкнувших любя,
Зовущий луч уж не найдет ответа,
Молю, чтоб ты, приныв мой жар в себя,
Светя на тех , кого я здесь любила,
Хранящий взор собою заменила!

1 ведущий: (на экране портрет М.Ю.Лермонтова) Шестнадцатилетний Михаил Лермонтов, влюбленный в Наталью Федоровну Иванову (целое столетие мы знали только ее инициалы- Н.Ф.И), создает дневник исповедь влюбленного сердца.

Звучит романс на слова М.Ю.Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я любил".

2 ведущий: (на экране портрет Н. Некрасова и А.Я.Панаевой) Авдотья Яковлевна Панаева – муза Н.А.Некрасова. Это ей посвящены лучшие стихотворения поэта, в которых Некрасов воспевает ее как близкого друга:

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагом моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу
И вперед – и в это темное море –
Без обычного страха гляжу.

1 ведущий: (на экране портрет Л. Дельмас) Цикл стихов "Кармен" А.Блок посвящал оперной певице петербургского театра музыкальной драмы Л.Дельмас, непревзойденной исполнительнице роли Кармен в опере Жоржа Бизе. Любовь трактуется здесь могучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, звездам.

Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь – звездам.

2 ведущий: (на экране портрет Б.Л. Пастернака) Какой поэтической красоты исполнены стихи русских поэтов, посвященных любимым женщинам! А вот признание Пастернака о могуществе, о роли женщины в искусстве , поэзии:

И так мы с малых детских лет
Я ранен женской долей,
И след поэта – только след
Ее путей – не боле...

(Звучит симфония №8 Шуберта.)

1 ведущий: (на экране слайд с изображением портретов М.Цветаевой и А.Ахматовой) Век двадцатый .Век бурь, потрясений и потерь. Он принес в литературу два нетленных женских имени Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

На сцену выходят Ахматова и Цветаева

А.Ахматова

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый –
И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

М.Цветаева:

Что же! Коли кинул жребий,
Будь, любовь!
В грозовом – безумном небе –
Лед и кровь.
Жду тебя сегодня ночью
После двух,
В час, когда во мне рокочут
Кровь и дух.

А.Ахматова:

Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною
Со мной всегда мой верный , нежный друг, –
С тобой твоя веселая подруга,
Но мне понятен серых глаз испуг,
И ты виновник моего недуга
Коротких мы не учащаем встреч,
Так наш покой нам сужено беречь
Лишь голос твой поет в моих стихах,
В твоих стихах моё дыханье веет.
О, есть костер, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх...
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие розовые губы!

М.Цветаева

Любовь! Любовь! И в судорогах , и во гробе
Насторожусь-прельщусь-смущусь-рванусь.
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.

И не на то мне пара крыл прекрасных
Дана, чтоб на сердце держать пуды.
Спелёнатых , безглазых и безгласых
Я не умножу жалкой слободы.

Нет, выпростаю руки, – стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью! – Верст на тысячу в округе
Растоплены снега – и лес спален.

И если все ж – плеч ,крыла, колена
Сжав – на погост дала себя увезть, –
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать – иль розаном расцвесть?

10-й чтец:

Помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Нерадостно и нелегко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

1 ведущий: (на экране портрет С. Есенина) Произносишь имя: Есенин ... И перед взором встанет – "Клен ты мой опавший, клен заиндевелый"... Это поэтический символ русского народа. И в душу входят естественно и просто лирические откровения Есенина.

Звучит в грамзаписи песня на стихи С.Есенина "Клен ты мой опавший"... (на фоне слайда с портретом Есенина). На экране клипы, посвященные Великой Отечественной войне, современным войнам, ветеранам ВО войны на фоне песни из к/ма «Белорусский вокзал»

2 ведущий: Русская поэзия "никогда не стояла в стороне от бурь времени".Социальные потрясения проходили и через сердце поэта. Стихи о любви так же , как и гражданская лирика, отражают и время, и судьбу страны."С любимыми не расставайтесь..." – троекратно советует, громким шепотом умоляет поэт Александр Кочетков в своей знаменитой"Балладе о прокуренном вагоне". С этим стихотворением на полях Великой Отечественной войны не расставались многие солдаты. А они не знали даже имени автора. "Баллада" переписывалась , печаталась во фронтовых газетах ,посылалась любимым в миллионных солдатских треугольниках.

Девушка и юноша выходят на авансцену. На экране слайд «Прощание».

Юноша:

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь с землей, сплетясь ветвями, –
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана –
Прольемся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана –
Прольемся пламенной смолой.

Девушка:

Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь неразделимы.
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем
Ты понесешь с собой повсюду –
не забывай меня любимый
Ты понесешь с собой повсюду –
Родную землю, милый дом.

Юноша:

Но если мне укрыть нечем
От жалости неисцелимой.
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Девушка:

За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

Юноша:

Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного, –
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?

Девушка:

Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим,

Юноша:

Трясясь в прокуренном вагоне
он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне
Он полуплакал, полуспал
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
нечеловеческая сила,
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

Девушка: С любимыми не расставайтесь!

Юноша: С любимыми не расставайтесь!

Девушка:

С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них.

Юноша: И каждый раз навек прощайтесь !

Девушка: И каждый раз навек прощайтесь!

Девушка и Юноша вместе:

И каждый раз на век прощайтесь!
Когда уходите на миг!

(А.Кочетков. Баллада о прокуренном вагоне)

11-й чтец:

На экране слайд из клипа с изображением солдата и женщины

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди, меня и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать
В то , что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,

Выпьют горькое вино
За помин души...
Жди. И с ними заодно.
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет – повезло!

Не понять неждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

(К.Симонов. Жди меня)

На экране слайд: картина «В землянке» и песня на слова А.Суркова "В землянке".

30-й чтец:

Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень ,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке,
Так ждать , чтоб , мертвый, он почувствовал
Горячий ветер на щеке.

(И.Эренбург. Так ждать...)

Исполняется в грамзаписи ария из оперы А.Рыбникова на либретто А.Вознесенского "Юнона" и "Авось" "Ты меня на рассвете разбудишь" на фоне слайда – заставки к вечеру.

12-й чтец:

На экране слайд с портретом Кончиты

Здесь мы встречаемся с героиней поэмы А.Вознесенского Кончитой, дочерью губернатора Сан-Франциско.Обручившись вопреки всем и всему с русским графом Николаем Резановым, она ждала его потом 35 лет: с 16 до 52 лет. А потом дала обет молчания. Есть высокие человеческие поступки , которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства.

13-й чтец:

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть
Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.

(отрывок из стихотворения Н.Асеева "Простые строки" Ч.II)

14-й чтец:

Любовь дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь – не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.

Все будет 6слякоть и пороша.
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.

(С.Щипачев. Любовью дорожить умейте)

Звучит в грамзаписи песня А.Морозова «Зорька алая».