Духовно-нравственное воспитание личности будущего специалиста на уроках музыки

Разделы: Музыка


Ценностям нельзя научить,
Их нужно проживать

В. Франкл

Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски злого
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
Кто музыки не носит сам в себе
Кто холоден к гармонии прелестной
Тот может быть изменником, лгуном, грабителем
Души его движения темны как ночь
И как Эреб, Черна его приязнь.
Такому человеку не доверяй.

У. Шекспир

Для профессионального педагога нет хорошей или плохой эпохи. Поэтому очень важно ему обладать умением действовать с учетом специфики исторического времени, в котором педагог находится со своими учащимися.

При всей новизне образовательной ситуации начала 21 века в ней легко обнаруживаются общие тенденции, существенно влияющие на ход и результаты воспитательной деятельности.

С одной стороны, в обществе актуализируются представления о все человеческих ценностях, связанные с проблемой выживания и общей ответственностью человечества за сохранение жизни на планете. С другой стороны, наблюдается унификация (Американизация, европейзация, вестернизация) жизни и поведения масс населения. Зачастую это связано с ориентацией на психологию потребления, жесткую конкуренцию, насилие, криминализацию. Во всем мире это приводит к искажению системы ценностей подрастающих поколений. Формируются серьезные противоречия между нарастанием индивидуально потребительских или клановых интересов и потребностью общества в совершенно иных гуманитарных свойствах человека, необходимых для эпохи бурного развития ноосферы.

В “Концепции модернизации российского образования” говорится, что “Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общей процесс концепции развития”.

Воспитание – это деятельность духовно-практическая (И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова) ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни. Духовная деятельность не имеет предметного, материализованного результата. Это ценности, смыслы, принципы, отношения, чувства, мотивы, идеи, идеалы. Они не осязаемы, но могут восприниматься другими людьми и оказывать на них влияние, что позволяет осознавать, оценивать, усовершенствовать себя, и что становится главным фактором, обуславливающим качества собственного бытия.

Гуманистические традиции отечественной и зарубежной педагогики всегда уделяли внимание воспитанию “зоркости сердца”, тонкостей душевных переживаний, развитию молодого человека в пространстве, субъективного мира, богатство которого великолепно представлено в классических педагогических романах.

Современный урок таит богатые возможности через предмет осуществлять воспитательную деятельность. Такие ученые, как Ш.А.Амонашвили, В.И.Загвязинский, Ю.Л.Львова, В.А.Кан-Калек, Л.Клинбург и др. рассматривают сложность природы современного урока, не являющегося только рациональной структуры, а представляющегося как уровень, на котором в миниатюре представлен учебно-воспитательный процесс. Где осуществляется интеграция рациональных и эмоциональных элементов в его содержании и структуре, что способствует воспитанию духовного и нравственного богатства человека.

Следует различать урок как момент урокодательства, озвучивания некой учебной информации, поучения и Урок, как уникальную возможность образования человека в человеке, рождение образа Человека, поиска и нахождения человеком самого себя (М.Н. Дудина, В. И. Загвязинский, О.С. Булатова)

Если, согласно Ш.А. Амоношвили: “Ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение”. Актуальным для нашего времени является попытка связать научное познание с категориями красоты, воображения, образности, художественности, понимания, веры и любви для целостного познания мира и человека (Ю.В. Сенько, К.Г. Митрофанов, В.В. Иванихин, А. Мурашов, Ш.А. Амоношвили и др.)

Уроки методики музыкального развития связаны с искусством. Искусство, отражая действительность и создавая ее художественно-образные модели, “уплотняет”, “сгущает” духовно-ценностное отношение человека к миру, делает его более эстетическим и, таким образом, воспитывает человека. При полноценном восприятии искусства происходит внутренняя работа сознания, которая несводима лишь к познавательному или эмоциональному отражению, а заключается в “переплавке чувств”, в “художественных переживаниях”, во “внутренних трансформациях”, в “пребывании в сфере свободной игры”, но в нем открывается и значение жизни.

Л.С. Выготский утверждает, что искусство оказывается способным на активное вмешательство в жизнь людей, так как задает вектор движения их действия, ненавязчиво, исподволь, заставляя их поступать так, а не иначе.

А.Н. Леонтьев отмечает, что искусство обладает возможностью проникнуть в недоступные научному исследованию скрытые, сложные процессы духовной жизни человека, его внутреннего мира. Б.Г. Ананьев указывает, что искусство обращено к познанию человеческой жизни, выявлению в ней новых смыслов и ценностей, проявлению в человеке человеческого. Английский писатель XX века О. Уайльд считал, что благо даруемое нам искусством заключается не в том, чему мы у него научились, а в том какими мы благодаря ему становимся.

Современный урок дает возможность педагогу совместно с учащимися находить такие формы творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач, и позволят не только устанавливать значения фрагментов содержания образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы, в этом огромную роль играют личность педагога, его культура, эрудиция, изобретательность. И эффективность процесса создания мысли и чувства на современном уроке, в немалой степени, зависит от того, сможет ли педагог увлечь ученика, приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов, верно определить содержание и атмосферу общения и подходы к организации педагогической деятельности; станет ли для учащегося общение с педагогом ярким, многоцветным, зовущим к творчеству и саморазвитию.

У человека, получающего педагогическую специальность, должно сформироваться представление о методике музыкального развития не как о сухой, формальной науке, которую не за что любить, а как об удивительной науке, которая рождает чувства, утверждает ценностные основания Бытия человека, одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, ведет к открытиям и позволяет через творчество и мастерство обеспечить принципиально иное качество педагогического профессионализма. Она согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности, позволяет через живые добрые чувства вести учащихся к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека.

Педагог рассматривает свою деятельность не как решение цепочки педагогических задач, а как осуществление сверхзадачи педагогического труда и миссии педагога: Кто есть я?; Зачем живу?; Как устроен мир?; Что я могу сделать, что бы он стал лучше, совершеннее?

Педагогу необходимо посредством своего предмета приводить учащихся к самостоятельному решению сложнейших нравственных проблем, способствовать появлению ценностного отношения к миру.

К приемам творческой активности учащихся на уроках методики музыкального развития можно отнести следующее:

  • Это настройка учащихся на духовную беседу через прослушивание музыкальных произведений и ответов на вопросы: Что выражает музыка?; Что она изображает? Учащимся предлагаются музыкальные произведения классического репертуара (О.П. Радынова) русских и зарубежных композиторов;
  • Это эссе на тему: “Нужна ли современному человеку классическая музыка” с последующей беседой на эту тему;

Выражение отношения к музыкальным произведениям не только через осознание музыки как искусства, отражающего те или иные стороны действительности, но и через синтез искусств, позволяющей более глубокому “вчувствованию” - это обращение к поэзии к произведениям изобразительного искусства П.И.Чайковский из цикла “Времена Года”:

Декабрь – “У камелька” Николай Дубровин “Зимнее утро”

А.К.Саврасов “Зимняя дорога”

Н.А. Некрасов “Не ветер бушует над бором”

А.С. Пушкин “Мороз и солнце”

Лев Каменев “Зимний пейзаж”

А.С. Пушкин “Вот север тучи нагоняет”

Антонио Вивальди из цикла “Времена года”

“Зима” Алексей Егоров “Мужичок с ноготок” Н.А Некрасов “Однажды в студеную зимнюю пору”

П.И. Чайковский из цикла “Времена года”

Март – “Песня жаворонка” Алексей Саврасов “Ранняя весна”

В.А.Жуковский “Жаворонок”

Н. В. Кукольник “Жаворонок”

Юлий Клевер “Ласточки прилетели”

П.И. Чайковский из цикла “Времена года”

Октябрь – “Осенняя песнь” Константин Первухин “Осень на исходе”

Н.А. Некрасов “Славная осень”

И. Левитан “Золотая осень”

А.С. Пушкин “Унылая пора. Очей очарование”

Василий Поленов “Золотая осень”

Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

П.И. Чайковский “Детский альбом”

Иллюстрации к русским народным сказкам “Баба Яга”

Что позволяет видеть рассматриваемые явления более глубоко, объемно, панорамно, и что заставляет задуматься, что одни и те же явления в их многообразии переживания и выражения волновали многих художников, поэтов, музыкантов.

  • Обращение к жизнедеятельности русских композиторов и зарубежных, где делается акцент на детских годах, обращается на внимание на обстановку в семье, способствующую первым музыкальным проявлениям, на отношении между взрослыми и детьми.

Это и П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Н.. Римский-Корсаков и др.

  • Использование технологии “Мы рисуем музыку”, которая помогает почувствовать и осмыслить музыкальные явления с разных сторон: через поэтическое творчество, через изобразительное искусство, через словесное творчество, что способствует развитию воображения, фантазии, творческому осмыслению действительности.
  • Использование технологии “Портфолио”, что позволяет накапливать самостоятельно подобранный материал поэтического творчества, изобразительного искусства, собственных сочинений о музыке, эссе, теоретических статей о влиянии музыки на развитие человека и использовать этот материал на уроке, подтверждая те или иные мысли, рассуждения о музыке;
  • Эссе “Мое любимое музыкальное произведение”. Почему оно является любимым?
  • Это и пение песен, вождение хороводов, включение в игры с пением;
  • Создание литературно – музыкальных композиций на темы: “Осень – удивительная пора”, “Здравствуй зимушка - зима”, “Весна - красна” с использованием музыки, стихов, хороводов, игр с пением.

Постепенно у учащихся накапливается опыт восприятия музыкальных произведений, осмысление жизненных явлений через образы искусства, и ответы на вопрос: А что я могу сделать, что бы мир стал лучше?

  • Выход на практику, выход за пределы изучаемого в другие предметные области, в “Области жизни”.

Будущий воспитатель - это вдохновитель педагогического процесса.

  • Включение музыки, поэзии, изобразительного искусства, занятия с детьми на педагогической практике, в жизнь детей вне занятий, вечера досуга позволяет им соприкасаться с прекрасным;
  • Постановка театрализованных представлений: “Колобок”, “Друг познается в беде”, “Под грибком” с использованием русских музыкальных мотивов, песен о дружбе;
  • Богатство внеклассной деятельности связанной с пониманием того, что красоту нужно нести людям, делиться красотой.

Выступления в приюте “Маша” - “Встреча друзей” всегда сопровождается музыкой, пением, чтением стихов;

Выступление в социально – досуговом центре “Улыбка” для людей пожилого возраста, инвалидов;

Участие из года в год в проекте “Я помню! Я горжусь!” заканчивающееся выступлением на День Победы;

  • Историческая реконструкция бала XIX века в Большом Петергофском дворце, во Дворце Белосельских – Белозерских, в Елагином дворце, в особняке графа Румянцева, во дворце князя Кочубея.

Видя благодарные улыбки, слыша слова благодарности, учащиеся проникаются значимостью этой работы в искусстве, обретая жизненный смысл – нести доброту, красоту и любовь людям.

Зрелость педагога-воспитателя, выходящего из колледжа проявляется не только в уровне знаний, в кругозоре, в сформированном мировоззрении, но и в состоянии души, его духовной сущности, умении отличать дурное от хорошего, главное от второстепенного. Содержательным критерием оценки учащихся, наряду с его знаниями, выступает общий уровень эмоционального, интеллектуально-нравственного развития.

Не опубликованные приложения (имеют большой объем) находятся у автора статьи.