Внеклассное мероприятие по технологии "Живет под солнцем Астраханским содружество народов и племен"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово

У России много сынов и дочерей, и одна из них наша Астрахань. А страна богата – мудростью     каждого народа.
Каждый народ – этнос в лице своих лучших представителей, горд, честен, мужествен, гостеприимен и при этом каждый по-своему.
Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура  организует человеческую жизнь.
В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Национальный состав учащихся школ  г. Астрахани по Трусовскому району:

Русские – 78,8 %
Татары – 8,4 %
Казахи – 5, 1%
Калмыки – 0,8 %.

2. Астраханская область

Многие века территория нынешнего Астраханского края с его необъятными степями и водными просторами, была заселена кочевыми племенами – хазарами, а потом – татаро – монголами. С уничтожением последнего оплота Золотой орды, Астраханское царство было присоединено к России, а её берега стали заселяться. Сюда стекалась масса обездоленных крестьян из Сибири, стран Востока, из Индии и Персии. Иноземные торговые гости проживали здесь постоянно и в определённых пределах вносили свою лепту в общественную жизнь города.
Представляем некоторые национальности нашей области, и они покажут свои обряды.
(Стоят четыре национальных стола).
Собирались мы в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки-прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться.

3. Русские

(Звучит музыка. Одна девушка в русском национальном костюме).

Ну и дева, просто диво, посмотрите гости!
В красном русском сарафане и кокошнике она!
Русская красавица в гости к нам пришла!

Русские в Нижнем Поволжье появились в конце 16 века. Переселялся в Понизовье служивый люд – казаки, стрельцы. Стремились сюда и беглые от крепостной неволи. На территории Астраханской области у русских сложились основные хозяйственно – культурные комплексы: рыбоводство, овощеводство. С момента образования Астраханской области русское население является основным по численности.
Дорогие гости – как вы думаете, какой продукт был самым главным, самым почитаемым? Без чего не обходился ни  приём гостей, ни встреча молодых в день свадьбы? Что брали с собой в дальнюю дорогу?
Правильно! Хлеб всему голова! К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжёлым трудом. «Покуда есть хлеб да вода – всё не беда!» – так говорили наши предки. Хлеб да соль вам!

(Стол украшен – самовар, блины, хлеб с солонкой, сладкий пирог).

Ни один праздничный стол на Руси не обходился без пирогов. А какие пироги пекли наши предки? Одни названия чего стоят! Это всевозможные расстегаи с грибами, рисом, мясом; кулебяки с капустой, мясом, рыбой. А сладкие пироги были традиционным славянским лакомством.

(Исполняется русская народная песня)

4. Татары

(Звучит музыка. Одна девушка в татарском национальном костюме).

Заходи на баурсаки
Будешь гостем дорогим!
Будем чай зелёный пить
Чтобы вместе всем дружить!

Татары появились в Астраханском крае в конце 17 – начале 18 веков. Это были татары из Казани, и вблизи нынешнего Татарского базара возникла «Казанская слобода».

(Стол украшен – баурсаки, айран, зелёный чай).

Пища татар характеризовалась особенностями. Широко была распространена выпечка хлеба из квашеного теста, хотя татары знали и пресный хлеб. Национальное мучное блюдо – бурсаки. Основная пища – мясо и молочные продукты. Молоко употреблялось больше для супов, для приготовления молочных продуктов – кислого творога, квашеного молока – айрана.

(Исполняется татарский национальный танец)

5. Казахи.

(Звучит музыка. Одна девушка в казахском национальном костюме). 

День в тесный круг нас всех сведёт.
За достарханом сядем в юрте
И каждый  там токаш найдёт. 

Казахи переселились на территорию Нижнего Поволжья в 1801 году, заняв земли левобережья Волги и Ахтубы. Основная группа казахов распространена в Камызякском и Володарском районах. Праздники казахов носят религиозный характер. Без песен и музыки не обходится  ни один праздник.

(Стол украшен – чёрный чай с молоком, токаш)

Самой почётной пищей у казах считается – бешбармак. Отваривают мясо конины и геометрические фигурки из пресного теста. Готовое блюдо подают с зеленью. Мучное изделие – токаш (казахская лепёшка)
У казахского народа много лиро-эпических поэм. Самая известная «Кыз-Жибек» (в переводе на русский язык – красавица Жибек). Предлагается отрывок из поэмы, где можно убедиться, насколько поэтичен и красив казахский язык.

Обряд сватовства.

Визирь хана Сырлыбая на своём лихом коне догнал колесницу Жибек.

Пусть я не брат и не отец,                                             Ты ер – джигитом Тулегеном
Но золотой в степи дворец                                           Довольна будешь, светик мой.
Воздвигнул для тебя, Жибек,                                        А уж когда заговорит,
Уйми гордыню наконец,                                               То речь как мёд из уст его
Ты шторку приоткрой, Жибек,                                      Вновь твоё сердце насладит.
Увидишь кто перед тобою.                                            Жибек, я, как сестру, любя,
О несравненная Жибек!                                                 Прошу о милости тебя:
Сын Базарбая Тулеген,                                                   Яви нам личико своё,
Джигита знатность – семь колен.                                 Предстань, красою взор слепя.
Возьми его красою в плен.

И отвечает Кыз-Жибек:
Нашёлся братец! Смолкни, сгинь,
Исчезни, как мираж пустынь,
Иль провались, хитрец, сквозь землю,
Чтоб над тобой взошла полынь.
Подыскивать мне жинихов,
Скажи, когда  просила я?
Давно, выходит, за глаза
Распродана моя краса?
Так пропади ты! Прочь с пути,
Не вейся возле колеса!

6. Калмыки

(Звучит музыка. Одна девушка в калмыцком национальном костюме). 

А в Калмыкии борцоки
Очень любят стар и млад!
Дайте нам скорей муки
Сделаем борцоки мы.
Приходите в гости к нам,
Очень рады мы друзьям!

Издавна калмыки живут в Астраханской области, они прирождённые животноводы. Главными их спутниками были лошадь и верблюд.  « Кто выращивал скот – у того губы всегда в масле» – гласит калмыцкая пословица.

(Стол украшен – калмыцкий чай, сахар кусочками, борцоки).

Пища у калмык  достаточно разнообразная. Главное блюдо – калмыцкий чай.

«Кленовыми дровами затопим,
Крепкого чая сварим,
Верблюжье молоко нальём,
Сливочное масло положим,
Чтоб густой он был,
Чтоб даже язык  не поворачивался».

Гостям в первую очередь подавали чай. Поэтому в калмыцкой народной пословице говорится:
«Чай, хоть жидкий,
Глава всех блюд,
Бумага, хоть тонкая,
Слуга науки и ученья».

К чаю подавали национальное мучное изделие – борцоки.
Рукодельная работа женщин – калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством. Женщины – мастерицы вышивали различные рисунки на сумках для денег, ниток, табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи.

(Исполняется национальный калмыцкий танец)

7. Заключительное слово

(Все национальности вместе)

Когда живётся дружно, что лучше может быть?!
Нам ссориться не нужно, давайте все дружить!

 (Каждая национальность ставит свои блюда на общий стол)

Необходимые источники информации

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Астраханская_область
  2. Архив центра детского творчества «Истоки», Трусовский район, Астраханская область, ул. Алексеева 7.
  3. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.–128 с.
  4. Никулина В. Примерное положение о проведении праздничных мероприятий в образовательных учреждениях области // Воспитательная работа в школе. – 2008.– №4.
  5. 50 сценариев классных часов / М. : Центр «педагогический поиск», 2002 – 160 с

Приложение 1

Приложение 2